Учет налога на добавленную стоимость и составление отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так как именно сегодня Правительство РФ обсуждает ту же самую проблему.
Для раскрытия темы необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность налогообложения в принципе, так как это дает полное представление о сущности налогов;
рассмотреть налоговую систему Российской Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС;
рассмотреть сущность и функции налога на добавленную стоимость, как наиболее яркого косвенного налога в первой части работы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по бу.doc

— 222.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки России

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волгоградский государственный  технический университет (ВолгГТУ)

ФПИК

Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Вариант 92

 

Тема: «Учет налога на добавленную стоимость и составление отчетности»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. ВТЭ-460

Хаймина Ю.В.

Проверил:

Доцент, канд. экон. наук Кузьмина М.И..

 

 

Волгоград 2013

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Налоги  сегодня –  сложная и многофункциональная  категория, прошедшая длительный путь развития как в теории, так и  на практике. Среди экономических  рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место отводится именно им. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. И это далеко не весь список возможностей, которые открывает использование налогов.

В условиях становления  основ механизма  рыночных отношений, когда еще не в полной мере заработал  собственно рыночный механизм (современный этап развития российской экономики), особенно актуальной является система экономического принуждения в сочетании с финансовой заинтересованностью хозяйствующих субъектов. Одним из налогов играющих важную (и, возможно, важнейшую) роль в данной системе является налог на добавленную стоимость.

Поэтому актуальность данной работы я считаю очень высокой. Так  как именно сегодня Правительство  РФ обсуждает  ту же самую проблему.

Для раскрытия темы необходимо решить следующие  задачи:

  • изучить сущность налогообложения  в принципе, так как это дает  полное представление о сущности  налогов;
  • рассмотреть  налоговую систему Российской  Федерации и классификацию налогов, для представления о системе, которая существует в стране и для изучения условий применения НДС;
  • рассмотреть  сущность и функции налога  на добавленную стоимость, как наиболее  яркого косвенного налога в первой части работы.

При написании работы были использованы разные источники  информации: налоговый  кодекс РФ, федеральные  законы и  законодательные акты, положения  по ведению бухгалтерского учета, нормативные  акты, методические рекомендации, учебная  литература, средства массовой информации, периодические издания, компьютерные справочные правовые системы и прочее. Разнообразие ресурсов обеспечивает интересную, объективную и актуальную на сегодняшний день информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и значение  налогов в условиях  рыночной экономики
    1. Налоговая система,  структура и принципы  ее построения,  классификация налогов.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно  рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

Элементами  налоговой системы как таковую, являются:

  • виды  налогов, законодательно принятые  в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
  • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы  в соответствии с принятыми  в государстве законами;
  • органы  государственной власти и местного  самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками;
  • законодательная  база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками.

Существование такой  структуры органов власти приводит к разработке многочисленного  пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение. Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ (НК РФ), состоящий из частей I и II.

Согласно  законодательству РФ налоговая система  является трехуровневой по исчислению (уплате) налогов и сборов:

  • федеральные,
  • региональные,
  • местные.

Принципов, как и требований к построению системы налогообложения, можно  выделить значительное количество, однако среди них наиболее важными являются следующие:

  • единства или единой законодательной  и нормативно- правовой базы;
  • стабильности налогового законодательства;
  • рациональности и оптимальности  налоговой системы;
  • организационно-правового построения  и организации налоговой системы;
  • единоначалия и централизации  управления налоговой системой;
  • максимальной эффективности налоговой  системы;
  • целевого  поступления налогов в бюджеты  соответствующих территориальных  образований и др.

Принцип единства или  единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства означает:

  • все  налоги (сборы, пошлины) вводятся  и отменяются только органами  государственной власти с законодательным  определением полномочий каждого  уровня власти;
  • единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных интересов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т. д.

Единство  законодательной  и нормативно-правовой базы системы  налогообложения означает, что все  платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются  централизованно единым законодательным актом (Налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики, в том числе и территориальные образования, находятся в равных условиях: несут равную повинность и имеют равные права в соответствии с законом.

Принцип стабильности налогового законодательства предполагает невнесение изменений, поправок, дополнений или  новых налогов  в течение определенного  времени, хотя бы одного срока полномочий законодательного собрания.

Построение  стабильной налоговой системы с  правовым механизмом взаимодействия всех элементов  способствует разграничению  функций  органов государственной  власти, обеспечивает федеральный, региональный и местный бюджеты гарантированными налоговыми источниками доходов в течение периода нахождения налоговой системы в стабильном состоянии. Налоговые изменения ведут к изменениям цен на товары (продукты), что сказывается на доходах и расходах налогоплательщиков, усугубляет или смягчает противоречия между налогоплательщиками и органами власти. В частности, введение новых налогов или изменения в налоговых ставках в сторону их увеличения ведут к изменению ценовой политики, сокращению спроса на облагаемые товары, ухудшению материального положения и морального состояния общества, порождают недоверие к органам власти.

Стабильность  налоговой  системы можно характеризовать  изменением материального положения  налогоплательщиков (граждан).

Принципы  рациональности и оптимальности  построения налоговой  системы: если принцип рациональности системы означает разумную обоснованность системы с точки зрения ее целесообразности, то принцип оптимальности означает, что из всех целесообразных вариантов систем самой наилучшей, отвечающей вышеизложенным требованиям, является только одна, которая соответствует критерию оптимальности. В качестве критериев оптимальности  системы могут выступать требования к системе, которым должна удовлетворять  налоговая система и которые  изложены ранее.

Принцип рациональности построения налоговой системы позволяет оптимизировать структуру системы, свести до минимума расходы на ее организационное построение, содержание, обеспечение и оснащение средствами автоматизации.

Критериями  рациональности и оптимальности  системы могут  служить:

  • количество субъектов налога, приходящихся на одного служащего налоговой службы;
  • общее  количество служащих налоговой  службы, необходимых для охвата  контролем всех субъектов налога;
  • сумма  средств, затрачиваемая на обслуживание  налоговой системы.

 Принцип организационно-правового построения и функционирования налоговой системы характеризует разграничение полномочий (прав и обязанностей) между различными уровнями и органами власти по установлению и взиманию платежей при приоритете норм, установленных налоговым законодательством или высшим административным органом власти по отношению к нижестоящему уровню территориального образования.

Данный  принцип законодательно предусматривает  четкое разграничение  налогов по уровням государственной  структуры  и разграничение налоговых потоков (поступлений) в бюджеты соответствующих территориальных образований: федерального центра, региональных и местных образований, в том числе их перераспределение между уровнями.

Принцип также законодательно закрепляет разграничение  прав и обязанностей в вопросах налогообложения по взиманию налогов и сборов, установлению контроля соответствующими органами за уплатой налогов и сборов и взиманию пошлин и т. д.

В соответствии с данным принципом  в налоговом законодательстве четко  определяются функции каждого элемента налоговой системы.

Принцип единоначалия или  централизации  управления налоговой  системой по взиманию платежей и контролю за их поступлением в бюджет соответствующего территориального образования предусматривает  построение единой централизованной системы с единым органом управления всей системой налогообложения, т. е. объединение всех элементов, входящих в налоговую систему (министерств и ведомств), в единую систему с единым органом управления.

Принцип максимальной эффективности  налоговой системы заключается в максимуме собираемости налогов при оптимальности или экономичности структуры системы.

Принцип целевого поступления  налогов и  сборов в бюджет соответствующего территориального образования в  соответствии с  законом о налогах  и сборах означает, что движение денежных средств от  налогоплательщиков  в бюджет соответствующего территориального образования (федерального, регионального, местного) осуществляется по целевому назначению с целью пополнения бюджета и  покрытия расходов. Основное назначение данного принципа, положенного в систему, заключается не столько в целевом поступлении или расходовании налоговых средств, сколько в том, что налоговые средства должны расходоваться на решение первоочередных задач и целевых программ, предусмотренных планами развития государства и общества, т. е. в первую очередь — на повышение уровня жизни общества.

Множественность налогов, их различное назначение и  построение делают необходимой классификацию  налогов.

НК РФ предусмотрено деление налогов и сборов по видам на три группы:

  • федеральные;
  • региональные;
  • местные.

Федеральные налоги установлены  НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории страны. К федеральным  налогам относятся, например, НДС, налог  на доходы физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в статье 13 НК РФ.

Информация о работе Учет налога на добавленную стоимость и составление отчетности