Учет налога на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

В России, как и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.
Вряд ли ошибаются те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых важных элементов налоговой системы любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Это один из самых распространенных в мировой практике налог, уплачиваемый из личных доходов населения.

Содержание

Введение

1. История возникновения налога на доходы физических лиц

2. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц

2.1 Плательщики налога

2.2 Объект налогообложения

2.3 Налоговые ставки

2.4 Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями

2.5 Исчисление и уплата налога налоговыми агентами

3. Льготы при исчислении налога на доходы физических лиц

3.1 Налоговые вычеты

3.2 Налоговые освобождения

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Учет налога на доходы физических лиц.docx

— 59.93 Кб (Скачать файл)

 

Налоговые льготы одновременно выступают  в двух основных направлениях: как  элемент налогообложения (структуры  налога) и как важнейший инструмент политики налогового регулирования  рыночной экономики.

 

В налоговом законодательстве должны быть четко определены элементы налогообложения, то есть все основные внутренние составляющие условия и правила его взимания. Неопределенность, двусмысленность  и недостаточная четкость трактовки  всей совокупности элементов налога и налогообложения могут привести, во-первых, к созданию условий для  уклонения (обхода) от налога его плательщиками  на законных основаниях, во-вторых, к  толкованию отдельных положений  закона налоговыми органами в свою пользу и в ущерб для налогоплательщика. Значимость элементов налога (налогообложения) выражается в том, что в случае неопределения или нечеткого  определения хотя бы одного из них, нельзя считать окончательным правовой факт установления обязательства для  налогоплательщика по уплате налога (сбора) [13].

 

Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующем функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых  начислений, манипуляций способами  и формами обложения, дифференциацией  ставок налогов, изменением сферы их распространения и системой налоговых  трансфертов налоговое льготирование  является одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой  политики и методов государственного налогового регулирования [16].

 

В НК РФ (ст.56) дается определение налоговых  льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством  о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

 

В НК РФ отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике его разработчиков, не признаются таковыми общие для  многих налогоплательщиков налоговые  вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятию  налоговых льгот как инструмента  налогового регулирования. Общие налоговые  вычеты и скидки также, как и другие виды налоговых льгот, в том числе  специальные или частные, имеют  ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, разработчики Кодекса и законодатели не связывают  с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, они рассматривают  их лишь как возможные способы  изменение срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы своей регулирующей функции. По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, результатом  такого ошибочного теоретического подхода  явилось законодательное ограничение  стимулирующих возможностей отсрочек, налоговых и инвестиционных налоговых  кредитов как форм налогового льготирования. К тому же, на определенный период времени  и отсрочка (рассрочка) платежа, и  налоговый кредит предполагают для  пользователя уменьшение налогового обязательства, что вполне соответствует понятию  налоговой льготы, согласно Кодексу [11].

 

Все налоговые льготы можно разделить  на 3 основные укрупненные группы: налоговые  вычеты, налоговые освобождения, иные налоговые льготы (налоговые скидки, отсрочка или рассрочка налогов, налоговые кредиты).

 

 

3.1 Налоговые вычеты

 

 

Гл.23 НК РФ ввела новые понятия - "вычеты", как суммы в определенных размерах, на которые налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу. Указанное право может быть реализовано  в случае, желания налогоплательщиков получить эти вычеты, из налоговой  базы, как это предусмотрено НК РФ.

 

В ст.218-221 НК РФ сгруппированы вычеты, на которые налогоплательщики имеют  право при определении налоговой  базы: стандартные, социальные, имущественные  и профессиональные. Все указанные  вычеты принимаются только к доходам, облагаемым налогом по ставке 13% (п.3 ст.210 НК РФ) [2].

 

Такие вычеты, как социальные, имущественные  и некоторые профессиональные могут  предоставляться только на основании  письменных заявлений налогоплательщиков и их деклараций, подаваемых в налоговые  органы по окончании налогового периода  с приложением документов, подтверждающих это право и фактически понесенные расходы.

 

В соответствии со ст.219 НК РФ к социальным налоговым вычетам относятся:

 

1. Благотворительная помощь, в виде  денежных средств, перечисленных  налогоплательщиком организациям  науки, культуры, образования, здравоохранения  и социального обеспечения полностью  или частично финансируемых из  бюджетов. Эти суммы принимаются  к вычету в фактических размерах, но не более 25% суммы дохода.

 

Из этой нормы следует, что право  на этот вычет возникает, в том  случае, когда благотворительная  помощь оказана денежными средствами, а также такой из перечисленных  выше организаций, которая из бюджета  получила в виде финансирования хотя бы незначительную сумму. Не будет предоставлен такой вычет, если помощь оказана  в виде имущества, а не денежными  средствами или организации, не получившей из бюджета в виде финансирования ассигнований;

 

2. Суммы (но не более 25% дохода), перечисленные налогоплательщиком  физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным  учреждениям на физическое воспитание  и содержание спортивных команд;

 

3. Суммы (но не более 50000 рублей  в год), уплаченные за обучение  самого налогоплательщика, а также  за обучение своих детей в  возрасте до 24 лет на дневной  форме обучения, но не более  50000 рублей на каждого ребенка  в общей сумме на обоих родителей,  налогоплательщиком - опекуном (попечителем)  за обучение своих подопечных  в возрасте до 18 лет по очной  форме обучения в образовательных  учреждениях в размерах фактически  произведенных расходов на это  обучение, но не более 50000 рублей  на каждого ребенка в общей  сумме на обоих родителей (опекуна  или попечителя).

 

Право на получение указанного социального  налогового вычета распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих обязанности  опекуна или попечителя над гражданами, бывшими их попечителями, после прекращения  опеки или попечительства в случаях  оплаты налогоплательщиками обучения указанных граждан в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

 

Указанный социальный налоговый вычет  предоставляется при наличии  у образовательного учреждения соответствующей  лицензии или иного документа, который  подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические  расходы за обучение, социальный налоговый  вычет предоставляется за период обучения казанных лиц в учебном  заведении, включая академический  отпуск, оформленный в установленном  порядке в процессе обучения.

 

Социальный налоговый вычет  не применяется в случае, если оплата расходов на обучение производится за счет средств материнского (семейного) капитала, направляемых для обеспечения  реализации дополнительных мер государственной  поддержки семей, имеющих детей;

 

4. Суммы (но не более 120000 рублей  в год), уплаченные за услуги  по лечению самого налогоплательщика,  супруга (супруги), своих родителей,  своих детей (до 18 лет), и за  медикаменты, назначенные лечащим  врачом. Вычет предоставляется по  оплате за услуги по лечению,  в том числе дорогостоящим  видам лечения, оказанные медицинскими  учреждениями РФ, по перечню медицинских  услуг и лекарственных средств  утвержденным постановлением Правительства  РФ.

 

Учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом  периоде по договорам добровольного  личного страхования, а также  по договорам добровольного страхования  супруга (супруги), родителей и/или  своих детей в возрасте до 18 лет, заключенным им со страховым организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, предусматривающим  оплату такими страховыми организациями  исключительно услуг по лечению.

 

Сумма социального налогового вычета предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120000 рублей в налоговом  периоде.

 

Вычет сумм оплаты стоимости лечения  и/или уплаты страховых взносов  предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медецинских  учреждениях, имеющих соответствующие  лицензии на осуществление медецинской  деятельности, а также при представлении  налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов.

 

Данный налоговый вычет предоставляется  налогоплательщику, если оплата лечения  и приобретенных медикаментов и/или  уплата страховых взносов не были произведены организацией за счет средств  работодателей.

 

Этот вычет предоставляется  по расходам, понесенным лично налогоплательщиком. В то же время в п.10 ст.217 НК РФ определено, что освобождаются от налогообложения  суммы уплаченные работодателем  из средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль организации, за лечение  и медицинское обслуживание своих  работников, их супругов, их родителей  и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание;

 

5. Суммы, уплаченные налогоплательщиком  в налоговом периоде пенсионных  взносов по договору (договорам)  негосударственого пенсионного  обеспечения, заключенному (заключенным)  налогоплательщиком с негосударственным  пенсионным фондом в свою пользу  и/или в пользу супруга (в  том числе в пользу вдовы,  вдовца), родителей (в том числе  усыновителей), детей-инвалидов (в  том числе усыновленных, находящихся  под опекой (попечительством), и/или  в сумме уплаченных налогоплательщиком  в налговом периоде страховых  взносов по договору (договорам)  добровольного пенсионного страхования,  заключенному (заключенным) со страховой  организацией в свою пользу  и/или в пользу супруга (в  том числе вдовы, вдовца), родителей  (в том числе усыновителей), детей-инвалидов  (в том числе усыновленных, находящихся  под опекой (попечительством), предоставляются  в размере фактически произведенных  расходов, но в совокупности не  более 120000 рублей.

 

Данный вычет предоставляется  при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические  расходы по негосударственному пенсионному  обеспечению и/или доброволному пенсионному страхованию;

 

6. Суммы, уплаченных налогоплательщиком  в налоговом периоде дополнительных  страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии в соответствии  с Федеральным законом "О  дополнительных страховых взносах  на накопительную часть трудовой  пенсии и государственной поддержке  формирования пенсионных накоплений" № 56-ФЗ от 30.04.2008г, предоставляются  в размере фактически произведенных  расходов, но в совокупности не  более 120000 рублей [6].

 

Данный вычет предоставляется  при представлении документов, подтверждающих фактические расходы по уплате выше перечисленных взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, либо при  представлении справки налогового агента об уплаченных им суммах дополнительных страховых взносов на накопительную  часть трудовой пенсии, удержанных и перечисленных налоговым агентом  по порчению налогоплательщика, по форме  утвержденной федеральным органом  исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области  налогов и сборов.

 

В соответствии со ст.220 НК РФ к имущественным  налоговым вычетам относятся:

 

1. Суммы, полученные от продажи  жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые  помещения, дач, садовых домиков  или земельных участков и долей  в указанном имуществе, если  эти объекты находились в собственности  менее 3 лет, но в размере  не более 1000000 рублей, а также  в суммах, полученных от продажи  иного имущества, находившегося  в собственности менее 3 лет,  но не превышающих 125000 рублей. Если данное имущество находилось  в собственности 3 года и более,  то вычет предоставляется в  сумме, полученной налогоплательщиком  при продаже этого имущества.

 

Вычеты в суммах соответственно 1000000 рублей и 125000 рублей продавец имущества  может заменить фактически произведенными и документально подтвержденными  расходами, связанными с получением этих доходов, за исключением реализации принадлежащих ему ценных бумаг. При продаже доли (ее части) в уставном капитале организации, при уступке  прав требования по договору участия  в долевом строительстве (договору инвестирования долевого строительства  или по другому договору, связанному с долевым строительством) налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих  облагаемых налогом доходов на сумму  фактически произведенных им и документально  подтвержденных расходов, связанных  с получением этих доходов.

 

Исчисление и уплата налога на доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми  инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги или фондовые индексы, рассчитываемые организаторами торговли на рынке ценных бумаг.

 

При реализации акций (долей, паев), полученных налогоплательщиком при реорганизации  организаций, срок их нахождения в собственности  налогоплательщика исчисляется  с даты приобретения в собственность  акций (долей, паев) реорганизуемых организаций.

 

При реализации имущества, находящегося в общей долевой либо общей  совместной собственности, соответствующий  размер вычета, распределяется между  совладельцами этого имущества  пропорционально их доле либо по договоренности между ними.

Информация о работе Учет налога на доходы физических лиц