- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное приказом Минфина России № 106н от 6 октября 2008 г.;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина России от от 24.10.08 N 116н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» от 27 ноября 2006 года №154 н ПБУ 3/2006, утвержденное приказом Минфина России;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.07.1999 г. № 43н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-про- изводственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9.06-2001 г. №44н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 г. № 26н;
- Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98, утвержденное приказом Минфина России от 25.11.1998 г. № 56н;
- Положение по бухгалтерскому отчету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/07, утвержденное приказом Минфина России от 20.12.2007 г. №144н;
- Положение по бухгалтерскому отчету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999г. № 32н;
- Положение по бухгалтерскому отчету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина России от 6.05.1999 г. № ЗЗн;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденное приказом Минфина России от 13.01.2000 г. № 5н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2010, утвержденное приказом Минфина России от 08.11.2010 г. № 143н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16.10.2000 г. № 92н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов»
ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина
России от 27.12.2010 г. № 153н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/06, утвержденное приказом Минфина России от 18.09.2006г. № 155н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/06, утвержденное приказом Минфина России от 18.09.2006г. № 116н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 115н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 г. № 114н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденное приказом Минфина России от 10.12.2002г. № 126н;
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03, утвержденное приказом Минфина России от 24.11.2003 г. № 105н.
Третий
уровень— методические указания, инструкции,
рекомендации, письма по ведению учета,
раскрывающие подробно способы и правила
ведения бухгалтерского учета применительно
к соответствующим ПБУ.
К ним относятся:
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности
организаций и Инструкция по его
применению, утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 31.10-2000
г. № 94н;
- Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010г. № 174н;
- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 г. № 91 н;
- «О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях» — письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.07.1992 г. № 59;
- «О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21,12.1998 г. №б4н;
- «О порядке отражения в бухгалтерском учете товарообменных операций или операций, осуществляемых на бартерной основе» — письмо Министерства финансов Российской Федерации от 30.10.1992 г. № 16-05/4.
- «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от
08.11.2010г. №142;
- «Методические рекомендации по составлению сводной бухгалтерской отчетности» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от
- г. № 112;
- «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов» — приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 г.№ 119н.
Четвертый уровень — рабочие
документы организации (утверждаются
руководителем), формирующие ее учетную
политику в методическом, техническом
и организационном аспектах. К
ним относятся рабочие документы
организаций, предназначенные для
внутреннего пользования.
Изменение системы общественных отношений,
а также гражданско- правовой среды
предопределило необходимость адекватной
трансформации бухгалтерского учета.
Главная задача состоит в создании
приемлемых условий для последовательного,
полезного, рационального и успешного
выполнения системой бухгалтерского учета
присущих ей функций в конкретной
экономической среде.
Рассматривая данный вопрос, необходимо
обратить внимание на постановление
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Программы реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности», в соответствии с
которыми цель и задачи определены
следующим образом:
цель реформирования системы бухгалтерского
учета — приведение национальной
системы бухгалтерского учета в
соответствие с требованиями рыночной
экономики и международными стандартами
финансовой отчетности.
Задачи реформы:
а) сформировать систему стандартов учета
и отчетности, обеспечивающих полезной
информацией, в первую очередь, инвесторов;
б) обеспечить увязку реформы бухгалтерского
учета в России с основными тенденциями
гармонизации стандартов на международном
уровне;
в) оказать методическую помощь организациям
в понимании и внедрении реформированной
модели бухгалтерского учета.
Для приведения национальной системы
бухгалтерского учета в соответствие
с требованиями рыночной экономики
и международными стандартами финансовой
отчетности реформирование бухгалтерского
учета осуществляется по следующим
основным принципам:4
- совершенствование нормативного правового регулирования;
- формирование нормативной базы (стандарты);
- методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);
- кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);
- международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).
Необходимо реализовать в жизнь
мероприятия, которые должны обеспечить
решение следующих вопросов:
- переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую отчетность;
- органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями;
- взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.
В странах с развитой рыночной экономикой
регулирование бухгалтерского учета
осуществляется с помощью учетных
стандартов, под которыми обычно понимают
правила подготовки финансовой отчетности.
Вот почему реформирование бухгалтерского
учета проводится в соответствии
с международными стандартами финансовой
отчетности (МСФО). Дело в том, что
правила ведения бухгалтерского
учета, заложенные в МСФО, формировались
как некий компромисс с уже
действовавшей практики учета в
странах с развитой рыночной экономикой.
Важнейшей задачей международных
стандартов является обеспечение пользователей
(прежде всего внешних) полной, понятной
и объективной информацией о
финансовом положении и финансовых
результатах деятельности хозяйствующих
субъектов.
При этом МСФО регулируют порядок
формирования финансовой отчетности,
не вторгаясь в сферу управленческого
учета. Проблема использования МСФО
в российской системе бухгалтерского
учета обусловливается:
- превращением экономики России в органическую составляющую мировой хозяйственной системы;
- возможностью использовать уже имеющийся в мире опыт формулирования правил, принимаемых большинством государств, для создания в кратчайшие сроки эффективно работающей системы, обеспечивающей потребности рыночной экономики. Важно помнить, что международные стандарты финансовой отчетности изначально не предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель создания МСФО — гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующих субъектов.
- Международные стандарты финансовой отчетности — свод правил подготовки финансовой отчетности, методов, терминов и процедур бухгалтерского учета, разработанный международными организациями и носящий рекомендательный характер. Международные стандарты финансовой отчетности (International Accounting Standards, IAS) разрабатывается Международным комитетом по бухгалтерским стандартам (IASC), созданным зарубежными странами в 1973 году. Аббревиатуру ГААП дословно можно раскрыть как «общепринятые принципы бухгалтерского учета» (Generally Accepted Accounting Principles, GAAP). По сути, это не международные, а национальные бухгалтерские стандарты США (US GAAP) и Англии (UK GAAP). Иногда аббревиатура ГААП употребляется по отношению к бухгалтерским стандартам других стран: так как, уругвайские стандарты бухгалтерского учета молено назвать уругвайским ГААПом. GAAP — общепринятые учетные принципы — определяют объем, тип и способ подготовки информации в бухгалтерском отчете. Стандарты устанавливают, что является приемлемым или неприемлемым в практике учета и отчетности. Финансовая отчетность, соответствующая учетным стандартам, называется надежной (reliable).
Учетные стандарты определяют модель
учета. Обычно выделяют три модели.
Британо-американская модель (британо-американо-голландская,
англо-саксонская) ориентирует учет на
информационные запросы инвесторов и
кредиторов. Отличительные признаки: развитые
рынки ценных бумаг; учет регламентируется
в основном общественными организациями;
высокие стандарты систем общего и профессионального
бухгалтерского образования.
К странам, придерживающимся этой модели,
относятся: Австралия, Великобритания,
Венесуэла, Гонконг, Израиль, Индия, Индонезия,
Ирландия, Канада, Кипр, Колумбия, Мексика,
Нидерланды, Новая Зеландия, Пакистан,
Панама, Сингапур, США, Филиппины, Центральноамериканские
страны, ЮАР и др.
Континентальная модель. Отличительные признаки: тесная
связь бизнеса с банками (банки — основные
кредиторы); бухгалтерский учет регламентируется
законодательно, консервативен; учетная
практика направлена на удовлетворение
требований правительства, в частности
в
отношении налогообложения.
Используется в Австрии, Алжире,
Бельгии, Греции, Дании, Египте, Испании,
Италии, Люксембурге, Марокко, Норвегии,
Португалии, Франции, ФРГ, Швейцарии, Швеции,
Японии, африканских франкоговорящих
странах и пр.
Южноамериканская модель. Основной отличительный признак — перманентная
корректировка учетных данных на темпы
инфляции. В основном модель ориентирована
на потребности государственных органов,
имеет унифицированные методики учета
и фискальную направленность.
Этой модели придерживаются: Аргентина,
Боливия, Бразилия, Парагвай, Перу, Чили,
Эквадор и пр.
Важно подчеркнуть, что международные
принципы бухгалтерского учета и
отчетности являются, по существу, принципами
и методологическими основами, а
не совокупностью инструкций, положений
и прочих нормативных документов,
детально регламентирующих порядок
регистрации, классификации, обработки
и представления информации в
отчетности. В рамках действующей
модели учета каждая западная компания
достаточно свободна в разработке учетной
политики, структуры плана счетов,
форматов отчетности, методики управленческого
учета.
В настоящее время фактически действует
30 международных стандартов финансовой
отчетности.
2.2. Формирование учетной
политики организации
Учетная политика организации —
основной документ, регламентирующий
ведение бухгалтерского учета и
порядок налогообложения. Согласно
ст. 5 «Регулирование бухгалтерского дела»
ФЗ «О бухгалтерском учете» организации,
руководствуясь законодательством
Российской Федерации о бухгалтерском
учете, нормативными актами органов, регулирующих
бухгалтерский учет, самостоятельно
формируют свою учетную политику,
исходя из своей структуры, отрасли
и других особенностей деятельности.
В Положении по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/08,
утвержденном приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 6.10.2008 г. № 106н,
указано, что под учетной политикой организации
понимается принятая ею совокупность
способов ведения бухгалтерского учета
первичного наблюдения, стоимостного
измерения, текущей группировки и итоговой'
обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Учетная политика принимается до наступления
нового финансового года и применяется
последовательно из года в год.
Настоящее ПБУ 1/08 распространяется: 5
в части формирования учетной политики
— на организации не зависимо от
организационно-правовых форм;