Учет на предприятиях малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 16:54, контрольная работа

Краткое описание

1. (7)Лицензирование отдельных видов деятельности
2. (35) Порядок исчисления акцизов. Налоговые вычеты по акцизам
3. (44) Особенности планирования аудита малых предприятий.

Вложенные файлы: 1 файл

готов контрольная.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

     1. (7)Лицензирование отдельных видов  деятельности 

     Лицензия (лат. litentia)— документ (соглашение), дающий право на выполнение некоторых  действий. 
 
Отдельные виды деятельности в России лицензируются, то есть, ими разрешено заниматься только после предварительного получения разрешения от властей— лицензии. 
Перечень лицензируемых видов деятельности установлен федеральным законодательством, а именно, законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и законом РФ «О связи». Как правило, законом устанавливаются общие принципы и назначается государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии, а порядок выдачи лицензий определяется подзаконными актами. Занятие лицензируемым видом деятельности без лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере наказывается в уголовном порядке (ст.171,180 УК РФ).Минимальный срок действия лицензии — 5 лет (по его окончании, лицензия может быть продлена), для отдельных видов деятельности предусмотрено бессрочное действие лицензии.
 

     2. (35) Порядок исчисления акцизов.  Налоговые вычеты по акцизам

     Порядок исчисления акциза

     Сумма акциза по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  твердые налоговые ставки, исчисляется  как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы. 
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

     Сумма акциза по подакцизным товарам, в  отношении которых установлены  комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой  налоговой ставки и объема реализованных  подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров

     Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.  
Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
 

     Налоговые вычеты

     Налогоплательщик  имеет право уменьшить сумму  акциза на налоговые вычеты. Вычеты сумм акциза осуществляются в следующем порядке. 
 

     Налоговые вычеты (Статья 200 НК)      Порядок применения налоговых вычетов (Статья 201 НК)
     Вычетам подлежат:      Вычеты  производятся:
     1. Суммы акциза, предъявленные продавцами  и уплаченные налогоплательщиком  при приобретении подакцизных  товаров либо уплаченные при  ввозе на таможенную территорию  РФ, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.      На  основании расчетных документов и счетов-фактур, либо на основании  таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров и уплату соответствующей суммы акциза. 
 
Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам либо предъявленные налогоплательщиком и уплаченные собственником давальческого сырья. 
 
Вычеты сумм акциза производятся в части стоимости соответствующих подакцизных товаров, использованных в качестве основного сырья, фактически включенной в расходы на производство других подакцизных товаров, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     2. Суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его приобретении либо уплаченные при ввозе на таможенную территорию, а также суммы акциза, уплаченные собственником давальческого сырья при его производстве - при передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья.
     3. Суммы акциза, уплаченные на территории  РФ по спирту этиловому, произведенному  из пищевого сырья, использованному  для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных  для производства алкогольной  продукции.      Исходя  из объемной доли спирта этилового, использованного для производства виноматериалов, на момент приобретения виноматериалов при представлении налогоплательщиком, производящим алкогольную продукцию, в налоговые органы следующих документов (их копий):
  • договора купли-продажи виноматериалов;
  • платежных документов, подтверждающих оплату приобретенных виноматериалов;
  • товарно-транспортных накладных поставки виноматериалов, счетов-фактур;
  • купажных актов;
  • акта списания виноматериалов в производство.
     4. Суммы акциза, уплаченные налогоплательщиком, в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.      В полном объеме после отражения в  учете соответствующих операций по корректировке в связи с  возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата этих товаров или отказа от этих товаров.
     5. Налогоплательщик имеет право  уменьшить общую сумму акциза  по подакцизным товарам на  сумму акциза, исчисленную с сумм  авансовых и (или) иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров.      После отражения в учете операций по реализации подакцизных товаров.
     6. Суммы акциза, начисленные при  получении (оприходовании) денатурированного  этилового спирта налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции.      При представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих  документов, подтверждающих факт производства из денатурированного этилового спирта неспиртосодержащей продукции:
  • свидетельства на производство неспиртосодержащей продукции;
  • копии договора с производителем денатурированного этилового спирта;
  • реестров счетов-фактур, выставленных производителями денатурированного этилового спирта.
  • накладной на внутреннее перемещение;
  • акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;
  • акта списания в производство и других документов.
     7. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.      При представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов, подтверждающих факт производства из денатурированного этилового спирта неспиртосодержащей продукции:
  • свидетельства на производство денатурированного этилового спирта;
  • копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
  • реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) денатурированного этилового спирта.
  • накладных на отпуск денатурированного этилового спирта;
  • актов приема-передачи денатурированного этилового спирта.
     8. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство  прямогонного бензина, при реализации  прямогонного бензина налогоплательщику,  имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина      При представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих  документов:
  • копии договора с налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) прямогонного бензина.
     9. Суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство  прямогонного бензина, при совершении  с прямогонным бензином операций  по передаче произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе и по передаче произведенных из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья;      При представлении в налоговые органы налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, при его передаче лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, следующих документов:
  1. при передаче прямогонного бензина на переработку на давальческой основе:
    • копии договора налогоплательщика с лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;
    • копии свидетельства на переработку прямогонного бензина лица, с которым заключен договор на переработку прямогонного бензина;
    • реестра счетов-фактур, выставленных лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  2. при передаче прямогонного бензина лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина:
    • копии договора между собственником прямогонного бензина и налогоплательщиком;
    • копии договора между собственником прямогонного бензина и лицом, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина;
    • копии распорядительных документов собственника прямогонного бензина;
    • накладной на отпуск прямогонного бензина или акта приема-передачи прямогонного бензина лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина.
     10. Суммы акциза, начисленные при  получении прямогонного бензина  налогоплательщиком, имеющим свидетельство  на переработку прямогонного  бензина, при использовании полученного  прямогонного бензина самим налогоплательщиком для производства продукции нефтехимии и (или) при передаче прямогонного бензина для производства продукции нефтехимии на давальческой основе.      При представлении налогоплательщиком в налоговые органы любого одного из следующих документов, подтверждающих факт передачи прямогонного бензина самим налогоплательщиком и (или) организацией, оказывающей налогоплательщику услуги по переработке прямогонного бензина, в производство продукции нефтехимии:
  • накладной на внутреннее перемещение;
  • накладной на отпуск материалов на сторону;
  • лимитно-заборной карты;
  • акта приема-передачи сырья на переработку;
  • акта приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика;
  • акта списания в производство.
 
 

     3. (44) Особенности планирования аудита малых предприятий.

     На  стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации  следует ознакомиться с системами  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля экономического субъекта. В  случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

     Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать  в договоре или письме-обязательстве  условия проведения аудита, права  и обязанности аудиторской организации  и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

     В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего  контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск". Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу.

     На  основе оценки внутрихозяйственного риска  и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок.

     Для целей правил (стандартов) аудиторской  деятельности и при планировании соответствующих аудиторских процедур аудиторским организациям следует  выбирать методику аудита, руководствуясь в первую очередь соображениями возможности разделения ответственности и полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета, особенностями организации системы бухгалтерского учета и документооборота таких экономических субъектов, а не только критериями отнесения организации к субъектам малого предпринимательства, основанными на виде деятельности, структуре уставного капитала и средней численности работников, предусмотренными другими нормативными актами Российской Федерации.

     Во  время аудита малых экономических  субъектов особое внимание необходимо уделить следующим потенциальным  факторам риска:

     а) учетные записи могут вестись  нерегулярно, без последовательного  соблюдения формальных требований, могут  не отражать реального положения дел, что повышает риск искажений бухгалтерской отчетности;

     б) руководители экономического субъекта могут ошибочно предполагать, что  в ходе аудита, предусматривающего выдачу аудиторского заключения, аудиторская  организация дополнительно окажет услуги по восстановлению учета, исправлению допущенных ошибок, подготовке бухгалтерской отчетности;

     в) вследствие меньшего, чем в иных экономических субъектах, количества учетных работников по объективным  причинам невозможно обеспечить надлежащее разделение их ответственности и полномочий;

     г) в условиях малых экономических  субъектов возможна ситуация, когда  сотрудники, ведущие бухгалтерский  учет, одновременно имеют доступ к  таким активам экономического субъекта, которые легко могут быть сокрыты, изъяты или реализованы, что может способствовать возникновению злоупотреблений;

     д) если малый экономический субъект  осуществляет большое количество операций за наличные деньги, возможна ситуация, когда выручка не фиксируется  или занижается (с целью нарушения  требований налогового законодательства), а расходы завышаются (с целью провести как производственные затраты средства, направленные на личное потребление руководящих работников);

     е) при ограниченном числе сотрудников, ведущих бухгалтерский учет, затруднены или невозможны регулярные взаимные сверки учетных данных, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

     В малых экономических субъектах  дополнительный риск средств контроля возникает в области использования  систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

     Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального  руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности.

     Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

     Аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства и его потенциальных  партнеров, должен учитывать следующее.

     1. Роль аудита для субъектов  малого предпринимательства состоит  не только в том, чтобы выражать  мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Российской Федерации, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

Информация о работе Учет на предприятиях малого бизнеса