Учет операций использования собственных основных средств организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы на основании изученных нормативных и законодательных актов, научной и специальной литературы рассмотреть основные средства и порядок отражения в бухгалтерском учете операций связанных с начислением амортизации и ремонтом основных средств.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить экономическую сущность и классификацию основных фондов и нормативно-правовую базу;
 изучить процесс начисления амортизации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЗАДАЧИ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………………………………………………………...…..5
1.1.Понятие основных средств. Классификация операций использования основных средств и задачи их учета……………….……5
1.2. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
Износ основных средств……………………………………………...…..10
1.3. Виды ремонта основных средств………………...…………….…....19
2.УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………….21
2.1. Положения учетной политики организации в аспекте
организации учета использования собственных основных средств…..21
2.2. Бухгалтерский учет амортизации основных средств……………....27
2.3. Бухгалтерский учет операций, связанных
с ремонтом основных средств………………………………………..…..33
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ УЧЕТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ……………………….…………...42
3.1.Анализ использования основных средств организации……………42
3.2. Учетная политики организации в части учета
использования основных средств………………………………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..........................................................56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

По ранее переоценивавшимся основным средствам порядок отражения сумм уценки и дооценки зависит от того, как изменялась их первоначальная стоимость в результате предыдущих переоценок. Если в предыдущих отчетных периодах производилась уценка объекта, то при увеличении его стоимости в данном отчетном периоде сумма дооценки в пределах суммы ранее произведенной уценки учитывается в составе нераспределенной прибыли, а если она превышает сумму уценки, то разница относится на добавочный капитал. Сумма уценки по таким объектам, произведенная в данном отчетном периоде, относится в уменьшение нераспределенной прибыли.

Если в предыдущих отчетных периодах производилась дооценка объекта, а в данном отчетном периоде в результате переоценки его восстановительная стоимость уменьшилась, то сумма уценки списывается в уменьшение добавочного капитала в пределах суммы ранее произведенной дооценки, а если она превышает сумму дооценки, то разница относится в уменьшение нераспределенной прибыли. Сумма дооценки по таким объектам, произведенная в данном отчетном периоде, относится на добавочный капитал.

Пример 2

По данным аналитического учета, по состоянию на 1 января 2009 г. отдельные объекты основных средств характеризуются следующими показателями.

  • станок сверлильный первоначальная стоимость — 15 000 руб., сумма амортизационных отчислений — 4500 руб.;
  • станок металлорежущий: первоначальная стоимость — 25 000руб., сумма амортизационных отчислений — 8000руб.

По результатам переоценки на 1 января 2009 г. восстановительная стоимость объектов составила: по станку сверлильному — 18000руб., по станку металлорежущему — 23 200 руб.

Станки переоценивались по состоянию на 1 января 2008 г.:

  • станок сверлильный уценивался сумма уценки первоначальной стоимости — 1600руб., сумма уценки амортизационных отчислений — 270 руб.;
  • станок металлорежущий дооценивался. сумма дооценки первоначальной стоимости — 1000 руб, сумма дооценки амортизационных отчислений — 200 руб.

В этом случае результаты переоценки по состоянию на 1 января 2009 г. отражаются следующими записями:

  • Д 01 – К 84 1600 руб. — отражена сумма дооценки первоначальной стоимости станка сверлильного в пределах суммы ранее произведенной уценки;
  • Д 01 – К 83 1400 руб. (18 000 руб. - 15 000 руб. - 1600 руб.) — отражена сумма дооценки первоначальной стоимости станка сверлильного сверх суммы ранее произведенной уценки;
  • Д 84 – К 02 270 руб. — отражена сумма дооценки амортизационных отчислений по станку сверлильному в пределах суммы ранее произведенной уценки;
  • Д 83 – К 02 630 руб. (5400 руб. - 4500 руб. - 270 руб.) — отражена сумма дооценки амортизационных отчислений по станку сверлильному сверх суммы ранее произведенной уценки;
  • Д 83 – К 01 1000 руб. — отражена сумма уценки первоначальной стоимости станка металлорежущего в пределах суммы ранее произведенной дооценки;
  • Д 84 – К 01 800 руб. (25 000 руб. - 23 200 руб. - 1000 руб.) — отражена сумма уценки первоначальной стоимости станка металлорежущего сверх суммы ранее произведенной дооценки;
  • Д 02 – К 83 200 руб. — отражена сумма уценки амортизационных отчислений по станку металлорежущему в пределах суммы ранее произведенной дооценки;
  • Д 02 – К 84 376 руб (8000 руб - 7424 руб. - 200 руб.) — отражена сумма уценки амортизационных отчислений по станку металлорежущему сверх суммы ранее произведенной дооценки.

Пример  3

Организация приобрела оборудование стоимостью 46 000 руб. (в том  числе НДС - 2000 руб.) за счет выделенных бюджетных  ассигнований. Дополнительные затраты по доставке оборудования составили 2400 руб. (в том числе НДС -  400руб.). Норма  амортизационных  отчислений,  установленная  по  данному  виду оборудования, составляет 12 процентов годовых.

Оприходование оборудования отражается в бухгалтерском учете организации следующими проводками:

  • Д 51 – К 86 46  000  руб.  -  поступили  бюджетные  ассигнования  для  приобретения  оборудования;
  • Д 08 – К 60 субсчет «Расчеты с поставщиком оборудования»  46  000  руб.  -  принят  к  оплате  счет  поставщика  на  общую  сумму  оборудования (включая НДС);
  • Д 08 – К 60 субсчет «Расчеты по доставке оборудования»    2000  руб.  -  отражена   сумма   задолженности   перед   транспортной  организацией за доставку оборудования;
  • Д 19 – К 60 субсчет «Расчеты по доставке оборудования»  400  руб.  -  отражен  НДС,  причитающийся   к   уплате   транспортной  организации;
  • Д 60 субсчет «Расчеты с поставщиком оборудования» - К 51 46 000 руб. - оплачен счет поставщика оборудования (включая НДС);
  • Д 60 субсчет «Расчеты по доставке оборудования» - К 51 2400 руб. - оплачен счет транспортной организации (включая НДС);
  • Д 01 – К 08 48 000 руб. (46 000 + 2000) - введено оборудование в эксплуатацию;
  • Д 68 субсчет «Расчеты по НДС»- К 19  400  руб.  -  предъявлен  к  возмещению  из  бюджета  НДС,  уплаченный  транспортной организации;
  • Д 20 – К 02  20  руб.  (2000  руб.  х  12%  :  12  мес.)  -  ежемесячно  начисляется амортизация по оборудованию в части расходов, осуществленных организацией  за счет собственных средств.

Пример 4

Первоначальная стоимость ПК=900 т.р. Износ = 300 т.р. Произвести переоценку, если индекс цен 1,1706

1) Определяем восстановительную  стоимость: 1053,540 тыс. Разница = 153,540 тыс.

2) Определяем % износа 900/300=0,333.

3) Определяем износ 363368.

4) Определяем изменение износа = 47,688.

В БУ делаются проводки:

1) Д01-К84 153,540 переоценка ОС

2) Д84-К02 47,668 износ ОС

 

Для правильного расчета и начисления амортизации бухгалтер должен знать последние изменения в законодательстве.

2.3. Бухгалтерский учет операций, связанных с ремонтом основных средств

 

Ремонт основных средств может производиться хозяйственным или подрядным способом. При первом - работы осуществляются силами самой организации, при втором специализированными сторонними организациями.

Расходы, связанные с проведением или оплатой работ по ремонту основных средств, организации могут относить непосредственно на активные счета для учета издержек производства или обращения (20,44 и др.) с кредита соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов: 10 «Материалы», 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др. Такой порядок учета рекомендуется использовать при незначительных затратах на текущий и профилактический ремонты, которые не могут существенно влиять на конечный финансовый результат,

Для накапливания финансовых средств на осуществление крупных плановых ремонтов (в частности, прокатных станов, доменных и мартеновских печей, подъездных железнодорожных путей), а также в организациях с сезонным характером производства целесообразно создавать ремонтный фонд.

Рассчитывают нормативы отчислений в этот фонд (на 5 лет) на основе оценки возможной стоимости подобного ремонта. Такой фонд учитывают на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов» , субсчет «Ремонтный фонд». При его формировании указанный субсчет кредитуют с дебетованием счета 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы».

При наличии ремонтного фонда затраты на осуществление работ отражают, как правило, на активном счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету его учитывают фактические затраты по ремонтам собственных основных средств, Фактическую себестоимость законченных ремонтных работ списывают так:

Дебет 96, субсчет «ремонтный фонд» Кредит 23

Основанием для такой бухгалтерской проводки служит акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств, Он является также документом для соответствующей записи сумм затрат на ремонт в инвентарных карточках аналитического учета.

Сумму резерва, превышающую фактически произведенные затраты на ремонт, по окончании года. как правило, записывают отрицательными числами или, выражаясь бухгалтерским языком, сторнируют. При недостатке ремонтного фонда разность относят на счета учета затрат.

Сальдо по счету 23 (в части ремонта) может быть только дебетовым, что означает затраты по незаконченному капитальному, профилактическому или текущему ремонтам основных средств. В бухгалтерском балансе показывается по статье «Незавершенное производство».

При производстве внезапных ремонтов на крупные суммы затраты следует относить в дебет активного счета 97 «Расходы будущих периодов». Это позволит не увеличивать себестоимость продукции, что неизбежно при единовременном списании расходов на счета учета затрат. Всю сумму стоимости ремонтных работ в таких случаях записывают в дебет счета 97, с которого ежемесячно списывают на счета текущих затрат равными долями в течение срока, к которому они относятся.

Нормативные документы, регулирующие порядок бухгалтерского учета основных средств, позволяют организациям выбирать один из трех возможных вариантов учета расходов на ремонт основных средств:

1) сумма фактических затрат на  ремонт может в полном объеме относиться в состав текущих расходов (как правило, расходов по обычным видам деятельности) того периода, в котором они были произведены;

2) организация может создавать  резерв на проведение ремонта  ОС;

3) учет расходов на ремонт  может вестись с применением счета расходов будущих периодов.

Организация может выбрать для целей бухгалтерского учета любой из приведенных выше способов учета расходов на ремонт основных средств исходя из специфики своей деятельности, структуры и количества объектов основных средств, периодичности проведения ремонта. Выбранный способ учета расходов на ремонт должен быть зафиксирован в учетной политике, регулирующей порядок ведения бухгалтерского учета в данной организации.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на ремонт при каждом из возможных вариантов учета.

Вариант 1. Расходы на ремонт включаются в состав расходов в сумме фактических затрат. При осуществлении ремонта подрядным способом  в учете делаются проводки:

  • Д 20 (23, другие счета) - К 60 - отражена стоимость выполненного ремонта;
  • Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по выполненному ремонту;
  • Д 60 - К 51 - оплачена подрядчику стоимость выполненных работ;
  • Д 68 - К 19 - сумма НДС по выполненному ремонту предъявлена к вычету.

Отметим, что организация имеет право на вычет суммы НДС по выполненному ремонту, если отремонтированный объект основных средств используется для осуществления деятельности, облагаемой НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). При этом вычет возможен при одновременном выполнении следующих условий:

1) работы подрядчиком выполнены (акт сдачи-приемки работ подписан  обеими сторонами);

2) сумма НДС уплачена подрядчику;

3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура подрядчика на стоимость выполненных работ с выделенной суммой НДС.

Если объект основных средств используется в деятельности, не облагаемой НДС, то сумма НДС по ремонтным работам к вычету не принимается, а учитывается в стоимости ремонта (относится на те же счета, что и стоимость ремонта) (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если подрядная организация выполняет ремонт из материалов заказчика, то в учете заказчика списание стоимости материалов отражается проводками:

  • Д 10 / "Материалы, переданные в переработку" - К 10 - отражена стоимость материалов, переданных подрядчику для осуществления ремонтных работ;
  • Д 20 (23, другие счета) - К 10/ "Материалы, переданные в переработку" - отражена стоимость материалов, израсходованных подрядчиком при осуществлении ремонта, на основании соответствующих актов подрядчика.

При осуществлении ремонта хозяйственным способом  в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

  • Д 10 - К 60 - приобретены материалы для проведения ремонта;
  • Д 19 - К 60 - отражен НДС по приобретенным материалам;
  • Д 60 - К 51 - приобретенные материалы оплачены поставщику;
  • Д 68 - К 19 - сумма НДС по приобретенным материалам предъявлена к вычету.

Отметим, что вычет НДС по материалам, используемым для ремонта ОС, осуществляется в общеустановленном порядке по мере оплаты и оприходования материалов независимо от того, когда будет фактически выполнен ремонт.

  • Д 20 (23, другие счета) - К 10 - отражена стоимость материалов, отпущенных на выполнение ремонта;
  • Д 20 (23, другие счета) - К 70 (69, другие счета) - отражены прочие затраты, связанные с проведением ремонта (зарплата рабочих, ЕСН и т.д.).

Вариант 2. Создание резерва на проведение ремонта основных средств. В соответствии с п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств в целях равномерного включения предстоящих расходов на ремонт основных средств в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резерв расходов на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

При образовании резерва расходов на ремонт основных средств в издержки производства (обращения) включается сумма отчислений, исчисленная исходя из сметной стоимости ремонта.

Например, годовая смета затрат на ремонт составляет 60 тыс. руб., ежемесячная сумма резервирования составит 5 тыс. руб. (60 тыс. руб. : 12 мес.).

При инвентаризации резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты) излишне зарезервированные суммы в конце года сторнируются.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства и существенным объемом указанных работ происходит в следующем за отчетным году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется. По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва относится на финансовые результаты отчетного периода.

Информация о работе Учет операций использования собственных основных средств организации