Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:16, курсовая работа
Задачами при написании курсовой работы является:
1. Рассмотреть классификацию и оценку основных средств.
2. Изучить организацию аналитического учета основных средств.
3. Изучить порядок учета поступления основных средств.
4. Рассмотреть учет ремонтов основных средств.
5. Изучить учет амортизации основных средств.
6. Рассмотреть учет выбытия основных средств
Введение ……………………………………………………………………………………..……3
1. Экономическая сущность основных средств ……………………………………….…..5
1.1 Понятие основных средств их классификация и оценка
основных средств ………………………………………………..……………………………….5
1.2 Организация аналитического учета основных средств ……..…………… ….…... .10
2. Учет движения основных средств……………………….. ……………………………….15
2.1 Учет поступления основных средств ………………………………………………….15
2.2 Учет ремонтов основных средств …………………………………….…………………19
2.3 Учет амортизации основных средств ………………………..………………………...21
2.4 Учет выбытия основных средств…………………………………………………………30
3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом
предприятии………………………………………………………………………………………35
3.1 Применяемая форма бухгалтерского учёта, первичные документы, регистры
и технические средства учёта основных средств………………………………………….35
3.2 Ведение Главной книги и содержание основных бухгалтерских операций
учёта основных средств………………………………………………………………………..38
Заключение ……………………………………………………………………………………...41
Список литературы …………………..…………………………………………………………43
субсчет «Расчеты по
ущерба» В-5
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10
В соответствии с Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Министерства финансов и Министерства от 24 марта 2003 года № 39/69, недостача подлежит возмещению на день вынесения решения о ее возмещении с увеличением указанной суммы на коэффициент инфляции последнего индекса потребительских цен, установленного Министерством статистики и анализа. Отнесенная на виновное лицо сумма разницы между балансовой и рыночной стоимостью недостающего объекта отражается записью:
Д-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
К-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет
«Разница между суммой, подлежащей взысканию
с виновных лиц, и балансовой стоимостью недостающего
объекта»
При погашении суммы недостачи виновным лицом составляется следующая бухгалтерская запись:
Д-т 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» В-8
50 «Касса» В-4
К-т 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» ж/о 8
По мере погашения задолженности виновным лицом разница между балансовой и рыночной стоимостью недостачи отражается в учете следующей записью:
Д-т 98 «Доходы будущих периодов», субсчет
«Разница между суммой, подлежащей взысканию
с виновных лиц, и балансовой стоимостью
недостающего объекта»
К-т 92 «Внереализационные доходы и расходы» ж/о 15
Сумма разницы в ценах также облагается налогом в соответствии с законодательством.
Если виновные лица не установлены и отсутствует вина организации, то на сумму недостачи или порчи составляется запись:
Д-т 91 «Операционные доходы и расходы» В-6
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10
Если во взыскании с виновных лиц недостачи решением суда отказано по причине вины организации, то в учете составляется запись:
Д-т 84 «Нераспределенная прибыль» В-4
82 «Резервный фонд»
К-т 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ж/о 10
Перечисление в бюджет налогов отражается записью:
Д-т 68 «Расчеты по налогам и сборам» В-5
К-т 51 «Расчетный счет» ж/о 2
3. Учётная политика и практика учёта основных средств на исследуемом предприятии
3.1 Применяемая форма
В целях эффективного управления предприятием, повышения финансовой устойчивости на основе совершенствования действующей системы бухгалтерского учёта и во исполнение статьи 6 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учёте и отчётности», введённого в действие с 1 января 1995г. постановлениями Верховного Совета Республики Беларусь от 18 октября 1994г. № 3322-XII с изменениями и дополнениями и на основании Положения по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации», утверждённого Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002г. № 62, а также с учётом норм типового плана счетов бухгалтерского учёта, утверждённого постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003г. № 89 на предприятии ОАО «Сморгоньлён» издан приказ от 4 января 2006г. № 4 «Об учётной политике предприятия».
Для того, чтобы правильно организовать бухгалтерский учёт на предприятии, нужно выбрать наиболее оптимальную форму его ведения. В настоящее время разработаны и рекомендованы к использованию в организациях следующие формы учёта: мемориально-ордерная, журнально-ордерная, упрощенная и автоматизированная формы учёта.
Постоянно расширяющаяся хозяйственная деятельность приводит к усложнению всего финансово-хозяйственного механизма предприятий и информационной системы, отражающей этот механизм. Оперативно и точно обработать большой объём информации с помощью ручных форм ведения бухгалтерского учёта становится всё сложнее. Всё большее количество предприятий отдают предпочтение автоматизированным формам учёта.
На исследуемом предприятии ОАО «Сморгоньлён» при ведении бухгалтерского учёта используется автоматизированная форма учёта.
Информация вводится в компьютер из первичных документов и с помощью специальных программ обрабатывается. При запросе эти данные могут быть представлены в виде электронных таблиц на мониторе или распечатаны в форме отдельных документов, регистров по тому или иному счёту, отчётности за определённый период. Автоматизированная форма учёта способствует быстроте и точности обработки информации.
Документирование является важнейшим элементом метода бухгалтерского учёта. В учёте документируются все совершаемые хозяйственные операции в момент их возникновения. К оформлению документов предъявляются определённые требования: своевременность составления, достоверность хозяйственной операции, наличие обязательных реквизитов.
На предприятии ОАО «Сморгоньлён» право подписи первичных документов должностными лицами оформлено приказом руководителя. Списки должностных лиц с образцами их подписей переданы в бухгалтерию и материально ответственным лицам, которые производят выдачу материальных ценностей по документам.
На исследуемом предприятии применяются типовые первичные документы, которые разработаны Министерством финансов Республики Беларусь. Для учёта основных средств на предприятии применяются документы формы:
акт приёмки-передачи
акт приёмки-сдачи
акт о ликвидации основных средств (ОС-4);
акт о ликвидации транспортных средств (ОС-4а)
инвентарная карточка учёта основных средств (ОС-6)
карточка учёта движения основных средств (ОС-12) и другие.
Данные о наличии и движении объектов бухгалтерского учёта под влиянием совершаемых хозяйственных операций отражаются в учётных регистрах. На предприятии ОАО «Сморгоньлён» применяются типовые учётные регистры разработанные Министерством финансов республики. Это Главная книга, регистрационный журнал хозяйственных операций, группировочные и накопительные ведомости, для расчёта амортизационных отчислений по основным средствам – карточки расчёта амортизационных отчислений и т.д.
В соответствии с учётной политикой, принятой на предприятии ОАО «Сморгоньлён» основные средства отражаются на счёте 01 «Основные средства» к ним относится имущество стоимостью свыше 30 базовых величин.
Начисление амортизации по основным средствам производится согласно «Положения о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утверждённого постановлением Минэкономики, Минфина, Минстата и анализа, Минархитектуры и строительства Республики Беларусь от 23 ноября 2001г. № 187/110/96/18 в последней редакции от 30 марта 2004г. № 87/55/33/5.
Начисление амортизации основных средств производится линейным способом и отражается на счёте 02 «Амортизация основных средств». Классификация основных средств производится на основании общегосударственного классификатора «Основные средства и нематериальные активы», который введён в действие с 1 января 2003г.
Классификация основных средств имеющихся в наличии на предприятии ОАО «Сморгоньлён».
1. Здания:
главный производственный корпус
административно-бытовой корпус
весовая
гараж
лаборатория
шоха
склад материалов
2. Передаточные устройства
кабельная линия
наружные сети водопровода
водопровод чугунный
тепловые сети стальные
3. Машины и оборудование
погрузчик ПЗА-1.0
водонагреватель электрический
семяочистительная машина
сварочный п/автомат
карусельная сушилка
вальцы L-1100
4. Транспортные средства
автомашина ЗИЛ-130
автобус КАВЗ-3270
автомашина ГАЗ-52
автобус ЛАЗ
5. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности
электроножницы
шкаф с нишей
мягкий уголок
швейная машина и т.д.
В 2005 году предприятием ОАО «Сморгоньлён» приобретено основных средств на 466,6 млн. руб., списано основных средств на 37,6 млн. руб., сумма амортизации по основным средствам за 2005 год составила 326,5 млн. руб.
3.2 Ведение Главной книги и
содержание основных бухгалтерских
операций учета основных
Руководство бухгалтерским учётом предприятия возлагается на главного бухгалтера. Бухгалтерский учёт на предприятии осуществляется централизованной бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением.
На предприятии ОАО «Сморгоньлён» Главная книга ведётся автоматизировано. В Главной книге отражается дебетовое и кредитовое сальдо на начало, обороты по дебету и кредиту, а также дебетовое и кредитовое сальдо на конец отчётного периода по каждому счёту. (Приложение 14). В Главной книге отражаются все хозяйственные операции.
Основные бухгалтерские операции учёта основных средств на предприятии ОАО «Сморгоньлён».
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
Сумма |
Приложение | |
Д-т |
К-т | |||
Списана первонач.ст-сть компьютера |
91/1 |
01 |
2300000 |
№ 6 |
Списан начисленный износ |
02 |
91/1 |
2300000 | |
Приобретён компьютер |
08/3 |
60 |
900000 |
№ 7 |
НДС 18% |
18/3 |
60 |
162000 | |
Акт выполненных работ по наладке |
08/3 |
60 |
50000 | |
НДС 18% |
18/3 |
60 |
9000 | |
Перечислено с расчётного счёта за компьютер заводу счётной техники |
60 |
51 |
1121000 | |
Принят НДС к зачёту |
68/21 |
18/3 |
171000 | |
Приобретён стол канцелярский |
08/3 |
60 |
410000 |
№ 8 |
НДС 18% |
18/3 |
60 |
53300 | |
Приобретён диван |
08/3 |
60 |
512000 | |
НДС 18% |
18/3 |
60 |
92160 | |
Перечислено с расчётного счёта поставщику за приобретённые товары |
60 |
51 |
922000 | |
Принят к зачёту НДС |
68/21 |
18/3 |
145460 | |
Отпущены со склада |
№ 9 | |||
комплектующие изделия |
23/3 |
10/2 |
300000 | |
запчасти |
23/3 |
10/5 |
250000 | |
Начислена амортизация оборудования, используемого при ремонте станка |
23/3 |
02 |
20000 | |
начислена з/п рабочим за демонтаж основных средств |
23 |
70 |
163130 | |
Отчисления в фонд соцзащиты 35% |
23 |
69 |
57090 | |
Начислен чрезвычайный налог 4% |
23 |
68 |
6520 | |
Взнос по обязательному страхованию 2% |
23 |
76 |
3260 | |
Списание затрат на ремонт станка |
96 |
23/3 |
800000 | |
Списана первоначальная стоимость основных средств |
91/2 |
01 |
1500000 |
№ 10 |
Начислена амортизация |
02 |
91/1 |
1400000 | |
Начислена з/п за демонтаж основных средств |
91/2 |
70 |
35460 | |
Отчисления в фонд соцзащиты 35% |
91/2 |
69 |
12410 | |
Начислен чрезвычайный налог 4% |
91/2 |
68 |
1420 | |
Взнос по обязат. страхованию 2% |
91/2 |
76 |
710 | |
Оприходован металлолом от списания станка |
10 |
91 |
10000 | |
Финансовый результат (убыток) |
99 |
91 |
60000 | |
Списана первоначальная стоимость автомобиля |
91/2 |
01 |
50000000 |
№ 11 |
Начислена амортизация |
02 |
91/1 |
50000000 | |
Приняты к бухгалтерскому учёту детали |
№ 11 | |||
двигатель |
10/5 |
91/1 |
2000000 | |
коробка передач |
10/5 |
91/1 |
300000 | |
Начислена з/п рабочим за демонтаж |
91/2 |
70 |
49650 | |
Отчисления в фонд соц. защиты 35% |
91/2 |
69 |
17380 | |
Начислен чрезвычайный налог 4% |
91/2 |
68 |
1980 | |
Взнос по обязат. страхованию 2% |
91/2 |
76 |
990 | |
Поступило от списания |
||||
двигатель |
10/6 |
91/1 |
200000 | |
металлолом |
10/6 |
91/1 |
20000 | |
Финансовый результат (прибыль) |
91/9 |
99 |
150000 |
Бухгалтерский учёт основных средств должен обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах поступления основных средств. Несвоевременная постановка основных средств на бухгалтерский учёт влияет на финансовый результат предприятия.
Отсюда вытекает актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.
На исследуемом предприятии
В соответствии с действующим
положением основные средства
в учете оцениваются по
Переоценка основных средств производится по постановлениям правительства в необходимых случаях.
Изменение первоначальной
Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, также изменение первоначальной стоимости их при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техперевооружении или проведении других работ, оформленных в качестве капиталовложений, отражается по дебету счета 01 «Основные средства» в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».
К счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» и счету 01 «Основные средства» могут быть открыты субсчета.
Выбытие основных средств связано либо с их безвозмездной передачей другим организациям, либо продажей, либо ликвидацией вследствие физического или морального износа, аварий, стихийных бедствий или недостачи и др.
Для определения непригодности основных средств к дальнейшему использованию, невозможности реализации или неэффективности их восстановления, а также для оформления соответствующей документации по ликвидации на предприятии создана постоянно действующая комиссия. К ликвидации объекта основных средств приступают только после утверждения акта руководителем предприятия.
На исследуемом предприятии основные средства в основном за последнее время были приобретены по лизингу. Инструкция о порядке бухгалтерского учета лизинговых операций устанавливает единый порядок отнесения в бухгалтерском учете лизинговых операций для коммерческих и некоммерческих организаций (исключая банки, иные небанковские кредитно-финансовые организации; организации, финансируемые из бюджета) и индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет объекта лизинга и начисленной по нему амортизации осуществляет лизингодатель либо ОАО «Сморгоньлен» в зависимости от того, на балансе у какой из сторон договора числится объект лизинга.
Начисление амортизации по объекту лизинга лизингодатель либо лизингополучатель осуществляет в порядке установленном законодательством, договором лизинга.
Стоимость объекта лизинга в период действия договора не подлежит переоценке.
С 1 января 2005 года для учета основных средств введены новые типовые унифицированные формы, утвержденные постановлением Министерства финансов от 8 декабря 2003 года № 168.
В результате проделанной работы можно сделать соответствующий вывод: основные средства – это имущество, без которого не возможна деятельность предприятия.