Учет отгрузки и реализации готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 06:52, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:
- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;
- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;
- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;
- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Теоретические аспекты учета готовой продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Экономическая сущность готовой продукции и основные
принципы ее учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Оценка готовой продукции, ее номенклатура . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2. Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в
ЗАО «ЦИМС» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.1 Краткая характеристика и технико-экономические показатели
предприятия ЗАО «ЦИМС». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
2.2 Организация учета выпуска, отгрузки и реализации готовой
продукции на предприятии ЗАО «ЦИМС» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35
Приложения . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Бухучет курсовая.doc

— 335.50 Кб (Скачать файл)

Бухучет                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Учет отгрузки и реализации готовой продукции (работ, услуг).
 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1  Теоретические аспекты учета готовой продукции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1 Экономическая сущность готовой продукции и основные

принципы ее учета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.2  Оценка готовой продукции, ее номенклатура . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

2.  Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в

ЗАО «ЦИМС» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.1 Краткая характеристика и технико-экономические показатели

предприятия ЗАО «ЦИМС». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17

2.2 Организация учета выпуска, отгрузки и реализации готовой

продукции  на предприятии ЗАО «ЦИМС» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вопросам организации бухгалтерского учета готовой продукции в методических и учебных материалах традиционно уделяется недостаточно внимания. Тем не менее, актуальность и важность этой темы для формирования, детализации и группировки бухгалтерской информации о движении готовой продукции, необходимой для принятия управленческих решений, очевидна.  

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Предприятия изготовляют продукцию в строгом соответствии с заключенными договорами, разработанными плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству, постоянно уделяя большое внимание вопросам увеличения объема выпускаемой продукции, расширения ее ассортимента и улучшения качества, изучая потребности рынка.

В настоящих условиях основное значение придается реализации по договорам-поставкам - важнейшему экономическому показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия. В объем реализации включается отгруженная и отпущенная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия или получены векселя.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты. Невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафа за невыполнение договорных обязательств перед покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положение предприятия.

Готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи. Готовая продукция – это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

- правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения продукции;

- контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью оплаты за реализованную продукцию;

- выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте изготовления, комплектации и сборки.

Объем реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это один из основных показателей характеризующих деятельность предприятия, поэтому так важно, чтобы он был отражен в бухгалтерском учете правильно. Верно учтенные объемы реализации продукции, своевременный и достоверный учет отгрузки и оплаты продукции – это основа правильно сформированной выручки, а значит и правильно рассчитанных налогов.

Цель исследования – рассмотреть порядок отражения операций по реализации готовой продукции в бухгалтерском учете.

В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть экономическую сущность готовой продукции и основные принципы ее учета;

- изучить синтетический и аналитический учёт реализации готовой продукции;

- исследовать организацию бухгалтерского учёта отгрузки и реализации готовой продукции на предприятии ЗАО «ЦИМС».

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс реализации продукции предприятия.

Предмет исследования – бухгалтерский учёт и аудит отгрузки и реализации готовой продукции.

Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты РФ, научные труды и учебные пособия по бухгалтерскому учету, анализу, аудиту, материалы периодической печати.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения-вывода, списка используемых источников литературы, приложений.

Объектом изучения бухгалтерского учета отгрузки и реализации готовой продукции является ЗАО «ЦИМС» находящееся в г. Н-ске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  Теоретические аспекты учета готовой продукции

 

 

1.1 Экономическая сущность готовой продукции и основные

принципы ее учета

 

 

Товар и деньги возникли в глубокой древности и обслуживали различные общественные системы. Однако по мере развития производства и обмена товар становится экономической составляющей.

Во все времена ученые стремились понять сущность товарных отношений, законы, которые ими управляют.

К. Маркс писал, что исторически воззрения греческих ученых образуют теоретические исходные пункты современной науки. Выдающееся место в этом отношении принадлежит Аристотелю с его пониманием необходимости обмена продуктами труда, хотя он и оставался сторонником натурального хозяйства [13, с.271].

В средние века равенство товаров трактовалось с теолого-этической точки зрения, поэтому только в дальнейшем, когда идеологи буржуазии в борьбе против феодализма стали разрабатывать экономическую науку и обратились к анализу производства, теория товара постепенно получила свое дальнейшее развитие. Меркантилистская теория, возникшая на заре капитализма, не могла дать сколько-нибудь правильного решения проблемы. Меркантилисты считали, что источником богатства является не производство, а лишь процесс обращения, деньги. Родоначальником буржуазной классической политической экономии является Вильям Пети.

Физиократы в отличие о меркантилистов утверждали, что источником богатства является сельское хозяйство, в котором создается «чистый продукт» — излишек продукта природы сверхположенных затрат. Признавая лишь сельскохозяйственный труд создателем «чистого дохода», физиократы, по существу, считали, что стоимость растет из земли. Буржуазная классическая теория получила свое завершение в трудах Адама Смита и Рикардо. И Смит, и Рикардо не исследовали исторического процесса развития обмена и считали капитализм вечным, естественным явлением. В итоге обмен товаров трактовался буржуазными экономистами как внеисторическое, вечное явление, обусловленное природой человека. Только Маркс сумел подвести научный подход к экономической теории [13, с.272].

Центральной категорией теории товарного производства и теории стоимости как ее составляющей является товар, которому исторически и логически предшествует категория «благо». Благо это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

На микроэкономическом уровне, т. е. на уровне предприятия, существует такое понятие, как «товарная продукция». Это продукция, предназначенная для сбыта и реализации за пределы предприятия, совокупности предприятий или отрасли народного хозяйства. Товарная продукция промышленного предприятия представляется в денежном выражении, это объем той его продукции, которая подготовлена в данном периоде к отпуску за пределы его основной деятельности.

Готовая продукция входит в состав товарной [17, с.207].

Рис. 1. - Отличие состава готовой продукции промышленного предприятия от товарной.

Готовая продукция — это та продукция, которая является причиной возникновения коммерческих отношений между экономическими субъектами, гражданами.

Современные экономисты дают следующее толкование готовой продукции — это конечный продукт производственного процесса предприятия. Это изделия и продукты, полностью законченные обработкой на данном предприятии, отвечающие требованиям стандартов и техническим условиям, принятые отделением технического контроля и сданные на склад готовой продукции [8, с.134].

Согласно Методическим указаниям по учету материально-производственных запасов готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством.

С точки зрения учета готовая продукция — это изделия, которые соответствуют определенным стандартам и принятые на склад или переданные заказчику.

И экономическая теория, и теория бухгалтерского учета дают идентичное толкование понятия «готовая продукция».

Основная функция промышленного предприятия заключается в превращении сырья и материалов в готовую продукцию.

Готовая продукция для предприятия является его законченным изделием, которое соответствует ГОСТам или техническим условиям, принято отделом технического контроля, снабжено сертификатом, удостоверяющим его качество.

Процесс реализации продукции формируется на трех основных стадиях: выпуск продукции из производства и ее поступление на склад готовой продукции, отгрузка продукции покупателям и денежные расчеты за отгруженную продукцию [8, с.136].

На первой стадии формирование реализованной продукции связано с количеством выпущенной продукции, в соответствии с определенными нормами качества и запросами покупателей. Так, если произведено малое количество качественной продукции, то, соответственно, и спрос на нее будет низким, а значит, и объем реализации также будет низким. В случае если выпуск продукции совершается в большом количестве и заранее не изучены потребности покупателей, то возможно, что данная продукция будет трудно реализована или вообще не реализована.

Непосредственно реализация продукции осуществляется на второй стадии производственно-финансовой деятельности предприятия. Отгрузка продукции происходит по договорам купли-продажи продукции, где обговариваются и фиксируются все условия продажи товаров (сроки поставки, место поставки, вид оплаты и ее сроки и т. д.). Отгрузка продукции может осуществляться как после ее оплаты, так и с последующей оплатой. Для предприятия важно, чтобы задержка оплаты продукции не была длительной по времени, необходимо принимать меры по взысканию задолженности с покупателей в данной ситуации [4, с.156].

Схема технологического процесса готовой продукции представлена на рисунке 2.

Сырье — это добытые полезные ископаемые, произведенные из них материалы, подлежащие дальнейшей переработке.

Реализация продукции — это завершенная стадия кругооборота средств предприятия после производства.

Под отгруженной продукцией понимают продукцию и услуги, платежные документы на которые сданы поставщиком в банк, но не оплачены покупателями.

Реализованной же считается продукция, за которую поступила плата от покупателя на расчетный или иной счет поставщика.

В настоящих условиях основное значение придается реализации продукции по договорам поставки — одному из основных показателей работы, определяющему эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.

Рис. 2. - Схема технологического процесса готовой продукции

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед бюджетом, банками по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать произведенные затраты. Поэтому в системе организации бухгалтерского учета на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации.

Большое значение для правильной организации учета готовой продукции и ее реализации имеет нормативное регулирование, устанавливающее основные методы и способы организации данной области учета [11, с.267].

Организационно-методологические основы учета готовой продукции и ее реализации на территории Российской Федерации регламентируются такими основополагающими документами, как Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Планом счетов и Инструкцией по его применению, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» и ПБУ 9/99 «Доходы организации», Налоговым кодексом РФ и Гражданским Кодексом РФ.

Основным документом, который регулирует организацию бухгалтерского учета в России, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Он дает определения основным понятиям, которые используются в бухгалтерском учете, определяет сферу действия данного закона, основные требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях.

Порядок отражения готовой продукции в бухгалтерском учете определен Планом счетов и Инструкцией по его применению. В Инструкции дана характеристика синтетического счета по учету готовой продукции и приведена типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами [11, с.269].

Так, согласно Плану счетов учет готовой продукции ведется на активном счете 43 «Готовая продукция». Счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность. Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

ПБУ 5/01 устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации и определяет, что готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для дальнейшей реализации.

Также ПБУ определяет способы оценки материально-производственных запасов при отпуске их в производство и ином выбытии:

              по себестоимости каждой единицы;

              по средней себестоимости;

              по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

ГК РФ в части второй определяет общие положения о купле-продаже. Так, дано понятие договора купли-продажи, определено, что понимать под сроком исполнения обязанности передать товар, оговорены обязанности и ответственность продавца в части исполнения им своих обязательств, последствия в случае невыполнения обязательств и даны другие основные понятия.

ПБУ 9/99 «Доходы организации» определяет, что доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

В ПБУ 9/99 перечисляется ряд условий, при которых выручка признается в бухгалтерском учете:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива и др. [18, с.179]

В зарубежной практике ведения бухгалтерского учета, так же как и в российской, существует понятие «готовая продукция». Так, согласно МСФО 2 «Запасы» и ПБУ 5/01 «Материально-производственные запасы» готовая продукция является частью материально-производственных запасов.

Рассматривая трактовку готовой продукции в международных стандартах финансовой отчетности и сопоставляя смысл и экономическое содержание данного понятия с понятием по российским стандартам, можно сделать вывод, что они идентичны.

НК РФ в части первой дает определение такому понятию, как «реализация товаров, работ, услуг», под которым понимается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Также в НК РФ оговорены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения.

Однако в нормативные и законодательные акты часто вносятся изменения и дополнения, поэтому руководителям предприятий и бухгалтерам необходимо внимательно следить за происходящими изменениями и вовремя реагировать на них.

 

 

1.2 Оценка готовой продукции, ее номенклатура

 

 

Конечным этапом производственного процесса является выпуск готовой продукции, в результате которого ее стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения.

Готовая продукция – это выпущенная из производства продукция, предназначенная для реализации, прошедшая контроль качества, и по накладной сданная на склад готовой продукции.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

- контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

- контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчетов с покупателями и заказчиками;

- контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов;

- своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции.

Важнейшей предпосылкой решения перечисленных задач является экономически обоснованная классификация готовых изделий по определенным признакам, позволяющим отличать одно изделие от другого (например, масса, сорт) [20, с.249].

Продукция предприятия по своему составу и назначению делится на валовую и товарную.

В состав валовой продукции предприятия включают стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности предприятия независимо от степени готовности продукции.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Планирование и учет готовой продукции на предприятиях ведут по видам, наименованиям и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях.

Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции. Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов – в условных банках [21, с.314].

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первичными и сводными документами.

Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов.

В последнее время многие организации применяют бескарточный метод учета готовой продукции. При данном методе с помощью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпуска из производства и движения готовой продукции относительно складов и других мест хранения. Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

На автоматизированных складах вместо карточек складского учета используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограммы остатков и движения готовой продукции по каждому наименованию и виду.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составляют номенклатуру - ценник. Помимо ценника разрабатываются справочники продукции, содержащих сведения об облагаемой и не облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимости и др.

Пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (с изменениями и дополнениями) [7, с.137], предусмотрена возможность оценивать выпущенную продукцию по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, которая включает затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств сырья материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции, либо по прямым статьям затрат.

Выбранный организацией метод оценки готовой продукции подлежит закреплению в приказе об учетной политике.

Заключительными записями счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в конце месяца закрывается, и сальдо на отчетную дату отсутствует. Это означает, что вся выявленная сумма отклонения фактической себестоимости готовой продукции от нормативной списывается независимо от количества проданной продукции.

Если организация на конец месяца продала не всю выпущенную продукцию, то ее остаток на складе отражается в балансе по нормативной (плановой) себестоимости. Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина РФ от 22.07.03 № 67н [8, с.124], проведение корректировки на сумму отклонения нормативной (плановой) себестоимости от фактической не предусмотрено. При заполнении отчета о прибылях и убытках (форма № 2) сумма превышения фактической производственной себестоимости выпущенной из производства продукции над нормативной (плановой) себестоимостью включается в строку «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Наоборот, в случае превышения нормативной (плановой) себестоимости над фактической производственной себестоимостью сумма данного отклонения уменьшает данные по этой строке.

В соответствии с пунктом 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [7, с.187] ОАО «Самарский хлебозавод №2» оценивает выпущенную продукцию по фактической производственной себестоимости. Выбранный организацией метод оценки готовой продукции закреплен в приказе об учетной политике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Учет выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции в В ЗАО «ЦИМС»

 

 

2.1 Краткая характеристика и технико-экономические показатели предприятия ЗАО «ЦИМС»

 

 

Акционерное общество «ЦИМС», в дальнейшем именуемое «Общество», является закрытым акционерным обществом. Общество зарегистрировано Администрацией Н-ского района М - ской области 07 августа 1995 года с присвоением номера государственной регистрации №2499. Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и законодательства РФ. Место нахождения ЗАО «ЦИМС»:  Российская Федерация, М-ская область, Н-ский район, г.Н-ск, ул.Индустриальная, д.41.

Уставный капитал общества составляет: 100000 (сто тысяч) рублей. Он составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами, в том числе из: 1000 (одна тысяча) обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 100 (сто) рублей каждая. Учредителям ЗАО «ЦИМС» является Открытое акционерное общество «Н-ский завод топливной аппаратуры». Филиалов, представительств, дочерних и зависимых обществ ЗАО «ЦИМС» не имеет.

Основной целью Общества является удовлетворение потребностей организации и граждан извлечение прибыли в интересах акционеров, реализация социальных и экономических интересов трудового коллектива.  Основными видами деятельности Общества является:

- производство металлических изделий,

- оптовая торговля.

  Другие виды деятельности:

- сбор, переработка, реализация вторичного сырья и отходов производства, в том числе лома, утилизация отходов;

- операции с ценными бумагами;

- оказание услуг по хранению промышленных товаров;

- разработка научно-технических проектов.

Таблица 2.1. - Ассортимент продукции ЗАО «ЦИМС»

Виды   продукции                                                                  

Количество проданной продукции,  2005г.

        шт.

Цена за ед. изделия,  2005г.,       руб.

               1

        2

   3

Фланец ЭКТ 02.01.001

     45000

100

Вал ЭКТ 02.01.002

    27500

200

Барабан ЭКТ 02.01.003

    26000

250

Колодка УМ 03.01-2

    25000

300

 

  Таблица 2.2. -  Основные технико-экономические показатели ЗАО «ЦИМС» за 2005г.

                       Показатели

 

             2005г.

                        1

                2

1.Выручка от продаж, млн. руб.

          23044,0

2.Объем продаж, шт.

          119030

3.Себестоимость продаж, млн. руб.

          21850,0

4.Внереализационные доходы,

тыс. руб.

             500,0

5.Внереализационные расходы,

тыс. руб. 

             120,0

6.Прибыль (убыток) от обычной

деятельности, млн. руб.

            1930,0

7.Рентабельность продукции, %

               8,3

8.Среднегодовая стоимость

основных произв.фондов. тыс.руб.

             243,1

9.Среднесписочная численность

работников, чел.

               86

  

ЗАО «ЦИМС» использует автоматизированную форму бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. При значительных объемах учетной информации обеспечить полноту, достоверность, своевременность и объективность информации можно лишь, используя преимущества новых информационных технологий. Поэтому выбор системы «1С: Предприятие 7.7» не является случайным, поскольку это мощная универсальная система нового поколения.

 

2.2 Организация учета выпуска, отгрузки и реализации готовой продукции    на предприятии ЗАО «ЦИМС»

 

Фактическую себестоимость готовой продукции можно рассчитать только no окончании отчетного периода (месяца). Дви­жение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, от­грузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции. Текущий, ежедневный учет движе­ния готовой продукции ведется в ЗАО «ЦИМС» по плановой (нормативной) производствен­ной себестоимости.

В конце месяца плановая себестоимость  доводится до фактической путем расчета сумм и процентов отклонений по группам готовой продукции. Суммы и проценты откло­нений рассчитываются исходя из остатка продукции на начало месяца и ее поступления за месяц. Отклонения показывают экономию или перерасход, допущенные организацией, и поэтому характеризуют результаты ее работы в процессе производства. Отклонения учитываются на тех же счетах, что и готовая продук­ция, и записываются сторно - экономия или обычной записью - перерасход. Процент отклонений и плановая себестоимость от­груженной продукции позволяют рассчитать ее фактическую се­бестоимость и остаток на складах на конец месяца. При организации бухгалтерского учета в данном случае используется дополнительный инструмент для аккумулирования оборотов по плановым величинам затрат (счет 40 «Выпуск продукции»). Что закреплено в учетной политике предприятия.

Учет выпуска готовой продукции находится под постоянным контролем бухгалтерии организации, так как его ритмичность обеспечивает выполнение договорных обязательств по отгрузке продукции покупателям, своевременность реализации и всех рас­четов и выплат. Ежедневно документы на выпуск готовой про­дукции поступают в бухгалтерию, которая ведет натуральный количественный учет выпуска по видам изделий. По окончании ме­сяца общее количество выпущенной продукции оценивается по плановым, продажным ценам и по фактической себестоимости (по данным аналитического учета производства).

Синтетический учет готовой продукции в ЗАО «ЦИМС» осуществляется с использованием счета 40 «Выпуск продукции». По дебету счета 40 отражают фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), а по кредиту — нормативную пли плановая себестоимость.

Фактическую производственную себестоимость  продукции (работ, услуг) списывают с кредита счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счета 40.   Нормативную или плановую себестоимость продукции (работ, ус­луг) списывают с кредита счета 40 в дебет счетов 43 «Готовая продук­ция».

Сопоставлением дебетовых и кредитных оборотом по счету 40 на 1-е число месяца определяют отклонение фактической себестоимос­ти продукции, от нормативной или плановой и списывают с кредита счёта 40 в дебет счета 90 «Продажи». При этом превышение фактической себестоимости продукции над нормативной или плановой спи­сывают дополнительной проводкой, а экономию — способом «крас­ное сторно».         Таким образом, себестоимость продукции, отнесенная в дебет счета 40, списывается с него фактически дважды – сначала нормативная себестоимость, а затем, после считывания необходимой информации, и отклонения между фактической и нормативной себестоимостью. В этом случае на счет 43 относится только нормативная себестоимость готовой продукции. Разумеется, что в этом случае на счет реализации со счета 43 будет также списываться нормативная себестоимость готовой продукции. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» закрывают ежемесячно, и сальдо на отчетную дату  не имеет (Приложение 1).

При использовании счета 40 отпадает необходимость в составле­нии отдельных расчетов отклонений фактической себестоимости про­дукции от стоимости ее по учетным ценам готовой, отгруженной и проданной продукции, поскольку выявленное отклонение по готовой продукции сразу списывают на счет 90 «Продажи».

Поясним применяемую схему ЗАО «ЦИМС»:

- в январе 2006г. была выпущена готовая продукция по нормативной стоимости 2 млн. руб., фактическая себестоимость продукции составила 2,1 млн. руб. Продаж продукции в январе не было.  В феврале продано продукции по нормативной себестоимости  на сумму 1,9 млн. руб., выпущено продукции по нормативной себестоимости – на 1,8 млн. руб., по фактической себестоимости – на 2 млн. руб. В начале марта продано продукции по фактической себестоимости на сумму 1,7 млн. руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки.

в январе:

дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 2 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 – 100 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции.

Процент отклонений определяется как частное от деления суммы отклонений на начало месяца (на начало февраля по нашим условиям остатка отклонений не было) и отклонений в течение месяца на сумму остатка готовой продукции на начало месяца и стоимостью продукции, выпущенной в течение месяца. В данном случае процент отклонений будет равен

5 = (0 + 100) : (0 + 2000).

в феврале месяце будут оформлены проводки:

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,9 млн. руб. – на сумму стоимости проданной продукции по нормативной себестоимости;

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 95 тыс. руб. (1900 тыс. руб. * 5%) – на сумму отклонений в части, соответствующей стоимости проданной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» кредит счета 40 – 1,8 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости выпущенной продукции;

дебет счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» кредит счета 40 – 200 тыс. руб. – на сумму разницы между фактической и нормативной себестоимостью выпущенной продукции.

Процент отклонений будет равен 7,89% (100 + 200) : (2000 + 1800). При этом сальдо по счету 43 субсчет «Готовая продукция по нормативной себестоимости» составит 1,9 млн. руб. (2000 + 1800 – 1900), субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» 205 тыс. руб. (100 + 200 – 95). То есть фактически размер отклонений превысит 20%.

в марте будут сделаны проводки:

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Готовая продукция по учетным ценам» - 1,7 млн. руб. – на сумму нормативной себестоимости проданной продукции;

дебет счета 90 кредит счета 43 субсчет «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости» - 134130  руб. (1,7 млн. руб. * 7,89%) – на сумму отклонений в части, относящейся к проданной продукции.   

Так как ЗАО «ЦИМС» использует журнально-ордерную форму учета, то сумма фактической себестоимости выпущенной продукции указывается в журнале-ордере № 10/1 в дебете счета 43 «Готовая продукция» и кредите счета 40 «Основное производство». Счет 43 «Готовая продукция» - активный, инвентарный. Сальдо счета показывает фактическую себестоимость остатка готовой продукции на складах организа­ции; оборот по дебету - фактическую себестоимость выпущенной продукции основного производства и прочих изделий, возвращенной покупателями продукции и полуфабрикатов соб­ственного производства, отгруженных на сторону; оборот, но кредиту - фактическую себестоимость отгруженной  отчетном месяце продукции.

Для определения фактической себестоимости остатка гото­вой продукции на складах и отгруженной продукции на отчет­ный месяц используется ведомость № 16 «Движение готовых из­делий в ценностном выражении».

В первом разделе ведомости № 16 формируются данные пол­ной характеристики счета 43 «Готовая продукция» в двух оценках - фактической и учетной. Это необходимо для определения удельного веса (процента) фактических затрат в общем объеме готовой продукции, которой располагала организация в отчетном месяце (остаток на начало месяца плюс поступило из производства) к учетной (плановой) их стоимости.

Если этот процент составляет 100%, это означает, что факти­ческие затраты соответствовали плановым затратам. Если процент ниже 100, организация достигла снижения себестоимости продукции и в результате реализации данной продукций она получит сверхплановую прибыль; если процент выше 100, организация допус­тила перерасход по статьям калькуляции и превысила плановую норму затрат. На каждую группу материальных ценностей составляются отдельные ведомости № 16. Если по одному расчетному документу значатся данные об отгрузке или отпуске продукции или материальных ценностей, относимым к разным расчетным группам обособленные ведомости не составляются, а необходимые показатели по группам приводятся в отдельных графах ведомости.

Это же процентное отношение фактической себестоимости всей продукции к ее учетной (плановой) себестоимости может использоваться бухгалтерией и для расчета фактической себес­тоимости продукции, отгруженной в отчетном месяце, возвращен­ной покупателями, и ее остатка  на конец месяца. Остаток па ко­нец месяца по фактической себестоимости необходим для последующей сверки с Главной книгой, а с книгами учета остат­ков складов сверяется остаток по учетным ценам.

В ведомости № 15 группируются в необходимом разрезе расходы на продажу, учитываемые на счете 44 «Расходы на продажу», списываемые на счет 90 «Продажи» и включаемые в себестоимость реализованной продукции. Затраты, отражаемые по дебету счета 44 показываются в ведомости № 15 по статьям аналитического учета и корреспондирующим счетам, за исключением сумм этих расходов, произведенных из кассы через банк или подотчетных лиц и стоимости услуг сторонних организаций и готовых изделий. Последние приводятся в ведомости № 15 только в аналитическом разрезе, без разбивки по корреспондирующим счетам, поскольку они уже нашли отражение в надлежащих журналах-ордерах.

Для хранения материально-производственных запасов в ЗАО «ЦИМС» существует склад. Прием, хранение, отпуск и учет материальных запасов возлагается на заведующего складом и кладовщиков, которые несут ответственность за правильный прием, отпуск, учет и сохранность вверенных им запасов,  а также за правильное и своевременное оформление операций по приему и отпуску. С  указанными лицами заключены договора о полной материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учет готовой продукции, находящейся на складе предприятия, ведется на карточках складского учета по каждому наименованию, сорту, марке, размеру. Учет готовых изделий на складе организуется по оператив­но-бухгалтерскому методу, т.е. на каждый номенклатурный но­мер изделий открывается карточка учета материалов (ф. № М-17). По мере поступления и отпуска готовых изделий кладовщик на основе документов записывает в карточках количество цен­ностей (приход, расход) и рассчитывает остаток после каждой записи.

Бухгалтер обязан ежедневно принимать на складе документы за истекшие сутки (приемо-сдаточные накладные, приказы-на­кладные, товарно-транспортные накладные) (Приложения 2,3). Правильность ведения складского учета подтверждается подписью бухгалтера в карточке складского учета.

По окончании отчетного периода бухгалтер перепроверяет организацию складского учета (все первичные документы, требования-накладные и карточки складского учета), подсчитывает итоги карточек и после этого переносит их в «Ведомость учета готовой продукции» по учетной цене единицы продукции, рассчитанной в «Акте производства (изготовления) готовой продукции». Затем по итогам ведомости делаются бухгалтерские проводки, через которые данные о движении готовой продукции за отчетный период переносятся в Главную книгу, а затем в Бухгалтерский баланс (Приложение 4). 

Выпущенная готовая продукция переходит из сферы произ­водства в сферу обращения. Этот процесс фиксируется в первич­ных документах - приемо-сдаточных накладных, актах, ведомо­стях, планах-картах и др.

Отпуск готовой продукции покупателям осуществляется в ЗАО «ЦИМС» на основании накладных (форма №М-15 «Накладная на отпуск материалов на сторону»). Основанием для оформления накладной на отпуск готовой продукции на складе, является распоряжение директора предприятия, а также договор с покупателем (Приложения 5,6).

В ЗАО «ЦИМС» используется следующая схема движения накладной М-15:

- в отделе сбыта выписывается 4 экземпляра накладной;

- 4 экземпляра накладной передаются в бухгалтерию для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером;

- бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта, где один экземпляр остается у кладовщика как оправдательный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для выписки счета-фактуры; третий и четвертый экземпляры накладной передаются покупателю готовой продукции. На всех экземплярах накладной покупатель ставит подпись, удостоверяющую факт передачи ему готовой продукции;

- при вывозе готовой продукции через пропускной пункт четвертый экземпляр накладной остается в службе охраны, третий – у получателя в качестве сопроводительного документа на готовую продукцию;

- служба охраны регистрирует накладные на вывозимую готовую продукцию в журнале регистрации грузов и передает их в бухгалтерию по описи. Бухгалтерская служба делает отметки о вывозе в журнале регистрации накладных на вывоз (продажу) готовой продукции;

- бухгалтерская служба совместно с отделом сбыта и службой охраны систематически осуществляет выверку данных об отпущенной со склада готовой продукции и других материальных ценностей с данными об их фактическом вывозе, путем сопоставления данных соответствующих граф в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции с накладными.

На основании накладных на отпуск готовой продукции выписывают счет-фактуру (Приложение 7).  Продажа готовой продукции производится ЗАО «ЦИМС» по  свободным (рыночным) ценам и тарифам, увеличенным на сум­му НДС. При отгрузке готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. В платежном поручении указывают наименование и местонахождение поставщика и покупателя, номер договора поставки, вид отправки, сумму платежа по договору, стоимость дополнительно оплачиваемых тары и упаковки,  сумму НДС, выделяемую отдельной строкой. Оперативный учет отгрузки ведут в отделе маркетинга  в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции (Приложение 8).

Отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС) от­ражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» субсчет «Выручка».

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателем относятся в дебет счета учета продаж:

-  фактическая производственная себестоимость отгруженной готовой продукции:

дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 43 «Готовая продукция» - на сумму фактической производственной себестоимости отпущенной продукции;

налог на добавленную стоимость:

дебет счета 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» на сумму налога по стоимости отгруженной продукции;

- расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж:

дебет счета 90 субсчет «Себестоимость продаж» кредит счета 44 «Расходы на продажу».

Поясним на примере: ЗАО «ЦИМС» в феврале реализована готовая продукция на сумму 2,36 млн. руб., в том числе НДС – 360 тыс.руб., производственная себестоимость готовой продукции – 1,9 млн. руб., общехозяйственные расходы – 50 тыс. руб. (в соответствии с учетной политикой общехозяйственные расходы списываются непосредственно на счет учета продаж), расходы на продажу – 30 тыс. руб., в том числе оплата услуг транспортной организации – 20 тыс. руб., рекламные расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц – 10 тыс. руб.; в марте месяце 2006 года реализована готовая продукция на общую сумму 2,124 млн. руб., в том числе НДС – 324 тыс. руб., производственная себестоимость готовой продукции – 1,7 млн. руб., общехозяйственные расходы – 25 тыс. руб., расходы на продажу – 20 тыс. руб., в том числе оплата услуг транспортной организации – 15 тыс. руб., представительские расходы, оплаченные наличными деньгами через подотчетных лиц – 5 тыс. руб. Учетной политикой ЗАО «ЦИМС» принят метод определения выручки по мере отгрузки готовой продукции.   

В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» будут оформлены следующие проводки:

в феврале месяце:

дебет счета 40 кредит счета 20 – 1,9 млн. руб.;

дебет счета 43 кредит счета 40 – 1,9 млн. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 – 1,9 млн. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 – 50 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 76 – 30 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 71 – 10 тыс. руб.;

дебет счета 76 кредит счета 51 – 20 тыс. руб.;

дебет счета 71 кредит счета 50 – 10 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 – 30 тыс. руб.;

дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 – 2,36 млн. руб.;

дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 – 360 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 – 20 тыс. руб.

Таким образом, на 1 февраля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:

90-1 – 2,36 млн. руб. (кредитовый);

90-2 – 1,98 млн. руб. (дебетовый);

90-3 – 360 тыс. руб. (дебетовый);

90-9 – 20 тыс. руб. (дебетовый);

Сальдо по счету 99 (кредитовое) – 20 тыс. руб.

в марте месяце:

дебет счета 40 кредит счета 20 – 1,7 млн. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 43 – 1,7 млн. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 26 – 25 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 76 – 20 тыс. руб.;

дебет счета 44 кредит счета 71 – 5 тыс. руб.;

дебет счета 76 кредит счета 51 – 15 тыс. руб.;

дебет счета 71 кредит счета 50 – 5 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-2 кредит счета 44 – 20 тыс. руб.;

дебет счета 62 кредит субсчета 90-1 – 2,124 млн. руб.;

дебет субсчета 90-3 кредит счета 68 – 324 тыс. руб.;

дебет субсчета 90-9 кредит счета 99 – 55 тыс. руб.

Таким образом, на 1 апреля 2006 года будут иметь место следующие остатки на субсчетах к счету 90:

90-1 – 4484 млн. руб. (кредитовый);

90-2 – 3725 млн. руб. (дебетовый);

90-3 – 684 тыс. руб. (дебетовый);

90-9 – 75 тыс. руб. (дебетовый);

Сальдо по счету 99 (кредитовое) – 75 тыс. руб.  

В соответствии с ПБУ 9/99 выручка принимается к бухгалтерско­му учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной вели­чине поступления денежных средств и иного имущества и (или) вели­чине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, вы­ручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой по­ступлением). При заключении договора между поставщиком и покупате­лем в нем определяются условия поставки продукции, в соответ­ствии с которыми распределяются обязанности и состав расхо­дов, связанных с доставкой продукции. Эти расходы включаются в состав расходов на продажу (коммерческих). В процессе сбыта продукции, т. е. при ее отгрузке и передаче покупателям, возникают расходы на про­дажу. Они относятся к расходам по обычным видам деятельности и возмещаются покупателями.

В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» к расходам на продажу относятся все фак­тические затраты по отгрузке и сбыту продукции, в том числе расхо­ды, связанные с погрузкой в транспортные средства, упаковкой, хра­нением; оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций; другие расходы, связанные с продажей продукции.

Расходы по содержанию складских помещений готовой продукции, по начислению оплаты труда работникам складов и связанных с этим начислений по единому социальному налогу к расходам на продажу не относятся, а включаются в состав общехозяйственных расходов.

Расхо­ды на продажу продукции в бухгалтерском учете нашего предприятия группируются по статьям аналитического учета:

- "Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продук­ции";

- "Расходы  на транспортировку продукции";

- "Комиссионные сборы";

- "Прочие расходы по сбыту".

Все перечисленные выше расходы по сбыту продукции учиты­ваются на счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого отра­жаются расходы, сгруппированные в аналитическом учете по стать­ям, по кредиту — их списание на проданную продукцию. По принятой на предприятии учетной политики расходы на продажу  списываются на проданную продукцию в полной сумме.            

Стоимость услуг сторонних транспортных организаций (желез­нодорожных, автомобильных и т. д.)  относится на расходы на прода­жу. В этом случае дебетуют счет 44 "Расходы на продажу" и счет 19 "Налог на до­бавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредитуют счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В бухгалтерском учете ЗАО «ЦИМС» все фактически произведенные расходы на рекламу в полном объеме включаются в себестоимость проданной продукции. Затраты, отраженные на счете 44 "Расходы на продажу" списываются в дебет счета  90 "Продажи".

При исчислении полной себестоимости и составлении отчетных калькуляций расходы на продажу относятся на себестоимость отде­льных видов продукции. При этом расходы на упаковку и транспор­тировку включаются в себестоимость прямым путем на основе пер­вичных документов. При невозможности прямого отнесения они распределяются косвенным путем. В качестве базы распределения используется производственная себестоимость, что закреплено в учетной политике организации. Все осталь­ные расходы на продажу распределяются между соот­ветствующими видами продукции косвенным путем пропорциональ­но той же базе, что и расходы на упаковку и транспортировку.

Учет расходов на продажу осуществляется в ведомости по анали­тическим статьям. Ведомость заполняется на основе первичных до­кументов (лимитно-заборных карт, требований-накладных, актов приемки выполненных работ, нарядов на сдельную работу и др.) и ведомостей распределения затрат по их направлениям.

По учетной политике нашего предприятия расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав коммерческих расходов, включаются в себестоимость соответ­ствующих видов продукции прямым путем. Все остальные коммерческие расходы (за ис­ключением расходов на упаковку и транспортировку) ежемесяч­но относятся на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг).

С целью расчета полной себестоимости выпущенной продук­ции по ее видам коммерческие расходы распределяются пропорционально плановой себестоимости реализованной или выпущен­ной продукции.

При составлении отчетных калькуляций определяется полная себестоимость выпущенной продукции, поэтому коммерческие расходы распределяются непосредственно по отдельным видам продукции путем прямого учета. Если указанные расходы па еди­ницу продукции нельзя определить прямым путем, их распреде­ляют пропорционально весу, объему или плановой производ­ственной себестоимости отгруженной продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Каждое предприятие в условиях рынка стремиться производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. Ее получение является условием экономического роста предприятия. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие получит прибыль. Это, прежде всего, зависит от того, насколько правильно предприятие определяет адекватно спросу перечень (ассортимент), количество и качество товаров, которые оно собирается производить, и методы их реализации, а так же от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Это требует от каждого предприятии определенной организации хозяйствования, проведение определенной экономической и производственной политики, поиска своего пути развития, своего маркетинга, своих форм хозяйствования и точного бухгалтерского учета.

Как известно, хозяйственная деятельность любого предприятия складывается из трех непрерывных взаимосвязанных хозяйственных процессов: снабжения (заготовления и приобретения материально-технических ресурсов), производства продукции и ее сбыта (реализации). Эти процессы осуществляются одновременно, для чего используется труд работников, основные и оборотные средства.

Итак, выпуск и реализация продукции является основной деятельностью, главным источником дохода организации. Процесс реализации готовой продукции завершает кругооборот хозяйственных средств организации. Финансовые результаты от реализации готовой продукции во многом определяют финансовый результат деятельности организации в отчетном периоде.

В данной работе была рассмотрена система учета готовой продукции, действующая в Российской Федерации на данный момент. Рассмотрение данной проблемы велось с учетом последних изменений в нормативно-правовой базе на данную тематику.

На основе проведенного исследования можно сделать нижеследующие выводы.

ЗАО «ЦИМС» оценивает выпущенную продукцию по фактической производственной себестоимости. Выбранный организацией метод оценки готовой продукции закреплен в приказе об учетной политике.

Фактический отпуск продукции со склада оформляют счет фактурой, товарно-транспортной накладной. Готовая продукция периодически подлежит инвентаризации, для выявления фактического наличия ее в местах хранения, сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Отгрузка готовых изделий покупателям осуществляется на основании заключенных с ними договоров.

Целью отражения хозяйственных операций по выпуску и реализации готовых изделий на счетах бухгалтерского учета является выявление финансового результата (прибыль или убыток) от реализации продукции. Расчет финансового результата производится ежемесячно на основании документов, подтверждающих реализацию продукции.

Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции (реализационный финансовый результат). Прибыль от продажи продукции определяют как разницу между выручкой от продажи продукции в действующих ценах без НДС и затратами на ее производство и продажу.

Развитие отечественной экономики и рост промышленного производства способствует возникновению спроса на технологии, позволяющие обеспечить эффективное решение задач производственного предприятия на всех этапах управленческого цикла.

 

 

Список используемой литературы

 

1.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 30.11.1994 № 51-ФЗ: офиц. текст:  [принят ГД ФС РФ 21.(ред. от 30.11.2011) // Собрание законодательства РФ. -  05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

2.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ: офиц. текст: [принят ГД ФС РФ 22.12.1995] (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ. -  29.01.1996. - № 5. - Ст. 410.

3.        Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)  от 26.11.2001 № 146-ФЗ: офиц. текст:  [принят ГД ФС РФ 01.11.2001] (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства РФ. - 03.12.2001. - № 49. - Ст. 4552.

4.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 31.07.1998 № 146-ФЗ: офиц. текст: [принят ГД ФС РФ 16.07.1998] (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.

5.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)  от 05.08.2000 № 117-ФЗ: офиц. текст: [принят ГД ФС РФ 19.07.2000] (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // Собрание законодательства РФ. -  07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.

6.        Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: офиц. текст: [принят ГД ФС РФ 23.02.1996] (ред. от 28.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 25.11.1996. - № 48. - Ст. 5369.

7.        Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»: офиц. текст: [принят ГД ФС РФ 24.12.2008] (ред. от 11.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.11.2011) // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2009. - № 1. - Ст. 15.

8.        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н с изменениями от 24 марта 2000 г).

9.        Приказ Минфина РФ от 13.01. 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации».

10.   План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2002 г. № 94н.

11.   Агеева Ю.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера / Ю.Б. Агеева, А.Б. Агеева. - М.: Бератор-Пресс, 2006.

12.   Белоногов, О. Учет поступления товаров от поставщиков / О. Бнлоногов // Бухучёт и аудит. – 2006. - № 12. – С.34-38.

13.   Волков, Н.Г. Бухгалтерский учёт реализации продукции в торговле / Н.Г. Волков // Бухгалтерский учет. – 2006. - № 12. – С.72-76.

14.   Гололобова, И.В. Методика проведения аудита реализации продукции / И.В. Гололобова // Аудит и финансы. – 2008. - № 7. – С.104-112.

15.   Данилевский, Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций по продаже продукции / Ю.А. Данилевский // Главбух. – 2007. - № 1. – С.98-104.

16.   Жуков, В.Н. Учёт операций по реализации товаров / В.Н. Жуков // Бухгалтерский учёт. – 2009. - № 6. – С.62-66.

17.   Замятин, П. Учет и аудит товаров организации / П. Замятин // Аудит. – 2007. - № 1. – С.22-28.

18.   Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие / Н.П. Кондраков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007.

19.   Коновалова, И. Учет поступления и продажи товаров / И. Коновалова // Бухгалтерский учет. – 2009. - № 2. – С.78-82.

20.   Крутяков, Т.Л. Учёт и аудит реализации продукции в торговом предприятии / Т.Л. Крутяков  // Бухгалтерский учёт и аудит. – 2008. - № 9. – С.44-46.

21.   Кугушина, Л.В. Организация учёта продажи продукции / Л.В. Кугушина // Бухучёт и аудит. – 2007. - № 4. – С.62-64.

22.   Колодин, А.Г. Справочник бухгалтера. Теория и практика бухгалтерского сопровождения предприятий любых форм собственности и видов деятельности / А.Г. Колодин. – М.: АСТ: Астрель, 2007.

23.   Киреева, Н.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Учебное пособие / Н.В. Киреев. – М.: Изд. дом «Социальные отношения», 2007.

24.   Шеина, Т.Н. Совершенствование бухгалтерского учёта реализации продукции / Т.Н. Шеина // Современный бухучёт. – 2009. - № 7. – С.78-82.

 

 

2

 

Информация о работе Учет отгрузки и реализации готовой продукции