Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2014 в 18:00, курсовая работа
Для обеспечения учета материалов на должном уровне должны соблюдаться определенные условия:
хранение материалов должно осуществляться в складских помещениях, приспособленных к определенным их видам;
прием и отпуск ценностей должны измеряться, для чего склады должны обеспечиваться весоизмерительными приборами;
с работниками складов необходимо заключать договоры о материальной ответственности.
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение нормативного обеспечения бухгалтерского учета материально-производственных запасов и товаров в коммерческой организации.
Введение
1. Понятие и классификация производственных запасов и товаров
2. Оценка материально-производственных запасов
3. Учет производственных запасов и товаров
3.1. Документальное оформление движения материалов
3.2. Учет производственных запасов на складе
3.3. Учет материалов в бухгалтерии
4. Организация учета производственных запасов в ООО «Речное пароходство»
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение №5
Приложение № 6
Итоги группировки первичных документов по приходу отражаются в ведомости прихода материалов. Аналогично, по расходным документам составляется ведомость расхода.
Итоги этих ведомостей являются основанием для обобщения данных о движении материалов в сводной оборотной ведомости № 10 «Движение материальных ценностей в денежном выражении».
Ведомость состоит из трех разделов. В ней формируются показатели о движении материалов в стоимостном выражении в разрезе отдельных групп, субсчетов и счетов.
В разделе 1 приводятся данные о движении материалов по складам без разбивки по счетам и группам.[24]
В разделе 2 приводятся показатели по поступившим материальным ценностям в разрезе групп, счетов и субсчетов. Показатели этого раздела приводятся в учетных ценах и по фактической себестоимости заготовления (т.е. по первоначальной стоимости), т. е. здесь показываются суммы ТЗР.
В разделе 3 показывается расход материалов, их остатки на складах в разрезе групп, счетов субсчетов в 2-х оценках:
Показатели ведомости № 10 в отношении учетной стоимости оставшихся на конец месяца материальных ценностей по складам сверяются с протаксированными остатками сальдовой ведомости. Так контролируется соответствие данных складского и бухгалтерского учета.
Параллельно бухгалтер осуществляет группировку расходных документов по направлениям затрат (производство изделий «А», «Б», «В»; административные нужды; сбытовые нужды; исправление брака; социальные нужды; ликвидация последствий чрезвычайных событий и т.д.).
Распределение стоимости израсходованных материалов по учетным ценам по синтетическим счетам и субсчетам производится в разработочной таблице № 1. Здесь же показывается распределение суммы ТЗР.[25]
Показатели разработочной таблицы № 1 являются основанием для составления проводок по списанию материалов и ТЗР.
Эти проводки при журнально-ордерной форме учета отражаются в журналах-ордерах 5 и 5а (ранее — 10 и 10/1).
Все операции по расходования производственных запасов и их списанию в связи с реализацией, безвозмездной передачей и утерей отражаются на крупных предприятиях на счетах класса 9. Исключением является расход материалов на технологические цели основного и вспомогательного производства; в этом случае используются счета 23, 24.
ТЗР, учтенные на обособленном аналитическом счете по счету 20 списываются пропорционально стоимости отпущенных материалов по учетным ценам. Для обеспечения пропорциональности рассчитывается процент ТЗР:
(III.1)
При помощи найденного процента определяется сумма ТЗР:
(III.2)
Найденные таким образом суммы ТЗР списываются проводками, исходя из проводок, составленных по израсходованным материалам:
Дт 23, 24, 39, 90, 91, 92, 93, 94, 99 Кт 20/ТЗР
Таким образом, в результате по дебету счетов затрат в два этапа отражается учетная стоимость израсходованных материалов и соответствующая доля ТЗР, т.е. израсходованные материалы показываются по фактической себестоимости.
Эти расчеты производятся в ведомости № 10.
Движение МБП отражается точно так же, как и материалов, но по счету 22.[10]
Схема документооборота по учету производственных запасов
Рис. 4.1. Схема документооборота.
Отражение в учете инвентаризации производственных запасов
Уточнение фактического наличия материалов и других видов производится методом сплошной или выборочной инвентаризации.
Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, создаваемая по приказу руководителя или контролирующих организаций, имеющих на это право.
Инвентаризация проводится по следующим причинам:
До начала инвентаризации в карточках складского учета должны быть выведены количественные остатки. Все первичные документы должны быть переданы в бухгалтерию и обработаны. Факт сдачи всех документов подтверждается распиской.
Инвентаризационные описи составляются по результатам фактического пересчета. Их данные сверяются с учетными данными, подготовленными бухгалтером. По тем позициям, по которым обнаружены расхождения, составляется сличительная ведомость. В ней отражается по каждой позиции недостача или излишек.
По результатам сличительной ведомости проводится взаимный зачет излишков и недостач, являющихся результатом пересортицы.
После отражения пересортицы подсчитывается недостача или излишек. Излишки должны быть оприходованы как доход предприятия, а недостачи рассматриваются комиссией с целью определения их причин:
Решение комиссии по поводу излишков и недостач, а также их причин фиксируется в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте по результатам инвентаризации. К акту прикладывается объяснительная записка материально-ответственного лица.[11]
Правила проведения инвентаризации регламентированы Основными положениями по инвентаризации. Порядок отражения в учете результатов инвентаризации регламентирован Стандартом 9, 15, 16 и Инструкцией по применению Плана счетов.
Порядок расчета величины ущерба от порчи и хищений регламентирован Постановлением КМУ о 22.01.96 № 116 «Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей».
Выявленные излишки приходуются; недостачи в пределах норм естественной убыли списываются на расходы предприятия, а похищенные ценности должны быть возмещены по сумме ущерба.
Согласно Порядку № 116 размер убытков от хищения, недостачи, порчи материальных ценностей определяется по балансовой стоимости, но не ниже 50 % их балансовой стоимости.[16]
Размер ущерба определяется по формуле:
(III.3),
где
Бст - |
балансовая стоимость похищенного или уничтоженного объекта на момент установления факта недостачи; |
А - |
сумма амортизационных отчислений, начисленных по объекту до момента обнаружения недостачи; |
Iинф - |
общий индекс инфляции, рассчитанный Министерством статистики; |
НДС - |
сумма НДС, рассчитанного в размере 20 % от всего предыдущего выражения; |
АС - |
акцизный сбор исходя из установленных ставок на подакцизные материальные ценности; |
К - |
коэффициент увеличения. Условия его применения определены спецпунктами порядка 116. |
Размер ущерба отражается в БУ в том случае, если недостача превышает норму естественной убыли. Если недостача сверх норм естественной убыли произошла по вине неустановленных лиц или суд отказал во взыскании с материально-ответственных лиц, то такая недостача по истечению установленного срока списывается по решению судебных органов на финансовые результаты деятельности предприятия.
В том случае, если установлено виновное лицо, то сумма недостачи в размере ущерба отражается как дебиторская задолженность виновного лица. Оно обязано погасить недостачу одноразово или путем регулярных возмещений в кассу предприятия или путем удержания из зарплаты виновника. Если виновное лицо не дает письменного согласия на удержание, то администрация должна обратиться в судебные органы.
Для обращения администрации в суд по вопросам возмещения ущерба установлены следующие сроки:
Днем выявления ущерба является дата акта инвентаризационной комиссии.
В бухгалтерском учете для отражения результатов инвентаризации, в том случае, если ими являются недостачи, предусмотрены специальные счета: 375 «Расчеты по возмещению материального ущерба» и 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».[12]
В забалансовом учете в течение законодательно определенного срока отражаются суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей. Для этой цели служит забалансовый счет 072.
Сумма ущерба, по которому определено виновное лицо, и вина им признана, рассматривается как доход предприятия и отражается на счетах класса 7.
Однако не вся сумма ущерба будет реальным доходом предприятия. Согласно методу начисления, доход и обязательства признаются не в момент движения денежных средств, а в момент определения суммы. По этому рассчитанный размер ущерба сразу будет расписан проводками в зависимости от того, чьим доходом является каждая составляющая его суммы.[21]
Система бухгалтерских записей по учету результатов инвентаризации
В том случае, если виновное лицо не обнаружено или судебными органами отказано в возмещении, 375 счет не открывается, т. к. он может вестись только в разрезе фамилий конкретных виновников. В этом случае сумма недостачи по учетным ценам, учтенная на счете 947, будет списана на счет 79.[20]
Учет переоценки производственных запасов.
Переоценка производственных запасов производится по решению руководства предприятия с целью приведения оценки к реальной стоимости в сегодняшних рыночных условиях, т. е. к справедливой стоимости.
Переоценка в сторону увеличения производится в основном в результате действия инфляционных процессов в экономике.
Уценка производится в связи с потерей части стоимости из-за старения запасов, изменения конъюнктуры рынка, в связи с потерей потребительских свойств из-за чрезвычайных обстоятельств и производственных аварий.
Переоценка проводится по приказу руководителя предприятия, и для выполнения этого процесса создается комиссия.
Обязательным этапом является инвентаризация. Проводится она по стандартным правилам, но пересчету подвергаются лишь ценности, отраженные в приказе директора. Заканчивается инвентаризация составлением акта.
После того, как учетные данные приведены в соответствие с фактическим наличием ценностей, в акте переоценки производится расчет новой стоимости и суммы уценки или дооценки.
К акту переоценки прилагается ведомость переоценки, куда заносят все позиции, в разрезе номенклатурных номеров переоцениваемых запасов.
В приказе директора должен быть указан источник финансирования переоценки.[15]
Если переоценка производится по решению правительства, то в Указе Президента или других нормативных актах источником финансирования определяются: средства бюджета, уставный капитал предприятия, собственные средства предприятия.
Переоценка, проводимая по решению руководства предприятия, финансируется за счет собственных средств предприятия:
Уценка на тех предприятиях, где переоценка проведена по решению администрации, признается расходами предприятия, а дооценка признается доходом предприятия.
Доходы и расходы, возникающие в результате переоценки, признаются в том периоде, который соответствует дате акта.