Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение действующей методики и определение основных направлений совершенствования бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами в СПК «Щучинагропродукт».
В соответствии с поставленной целью задачами работы являются:
1. раскрыть сущность и задачи расчетов с подотчетными лицами;
2. изучить нормативно-правовые документы, регулирующие организацию учета и контроля расчетов с подотчетными лицами;
3. рассмотреть порядок оформления служебных командировок и организацию учета расходов по ним в СПК «Щучинагропродукт»;
4. изучить порядок организации учета денежных средств, выданных в подотчет на хозяйственные расходы в СПК «Щучинагропродукт»;
Введение….……………………………………………………………………..…4
1 Экономическая сущность расчетов с подотчетными лицами и их роль в финансово-хозяйственной деятельности организации..........................………..7
1.1 Понятие расчетов с подотчетными лицами их место в экономике организации ………………………………………………………………………7
1.2 Значение и задачи расчетов с подотчетными лицами……………..……10
1.3 Нормативно-правовое регулирование учета расчетов с подотчетными лицами……………………………………………...…………………….………11
2 Учет расчетов с подотчетными лицами в организации…………………….16
2.1 Документальное оформление и порядок выдачи денежных средств под отчет……………………………………………………………………………...16
2.2 Учет расчетов с подотчетными лицами при служебных командировках в пределах Республики Беларусь…………………………………………………19
2.3 Учет денежных средств, выданных в подотчет на хозяйственные
нужды…………………………………………………………………………….21
2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учета расчетов с подотчетными лицами…………………………………………………………..23
2.5 Совершенствование учета расчетов с подотчетными лицами в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации…..24
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………………..32
Расходный кассовый ордер (форма КО-2) применяют для оформления выдачи наличных денежных средств из кассы общества, выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем предприятия и главным бухгалтером. Регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. В расходном кассовом ордере указываются содержание хозяйственной операции и перечень прилагаемых первичных документов (с указанием номера и даты составления).
По расходному кассовому ордеру Заборовскому Ивану Ивановичу было выдано на командировочные расходы 1 402 00 рублей. Кассовый ордер подписан руководителем Куц Б.М. и главным бухгалтером Потапчик О.Б. (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Ко второму виду относятся документы, которые сотрудник получает во время нахождения в командировке. К ним относятся: проездные документы, с приложенным счетом за постельные принадлежности; счета за проживание в гостиницы во время нахождения в командировке. Кроме этого, командированный должен сделать отметку о времени нахождения в месте командировки в командировочном удостоверении.
При нахождении в командировке на имя Заборовского И.И. был выписан приходный кассовый ордер на получение от него 1 050 000 руб. за проживание в квартире в течение всего срока командировки. Квитанция была подписана ИП Минкевич Т.В. (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
И к третьему виду документов относится итоговая документация. Работник, вернувшийся из командировки, делает отметку в командировочном удостоверении о прибытии в течение трех дней после окончания командировки, предоставляет в бухгалтерию – авансовый отчет об израсходованных суммах полученных денежных средств. Авансовый отчет составляется в одном экземпляре подотчетным лицом и работником бухгалтерии (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
К авансовому отчету прилагаются: командировочное удостоверение с отметками о времени выбытия в командировку, прибытия в пункт назначения, выбытия из него и прибытия к месту работы, документы о найме жилого помещения, фактических расходах по проезду и др.
Для покрытия дополнительных личных расходов во время нахождения в командировке, выплачивались суточные за каждый день нахождения в командировке по нормам, устанавливаемым Министерством финансов Республики Беларусь на 02.04. 2013 г. - 44 000 рублей за каждый день командировки;
04 апреля 2013 г. Заборовский И.И., представил в бухгалтерию авансовый отчет, подтверждающий произведенные им расходы (ПРИЛОЖЕНИЕ Д). Командировочные расходы работника составили 1 402 000 руб., в том числе суточные 352 000 руб. (44 000 * 8), расходы по найму жилого помещения 1 050 000 руб.
Сданный командированным авансовый отчет с приложенными оправдательными документами проверяется бухгалтерией общества и утверждается главным бухгалтером и руководителем.
В бухгалтерии общества проверяются целевое расходование средств, наличие оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, правильность их оформления и подсчета сумм, а также на оборотной стороне формы указываются суммы расходов, принятые к учету, и счета (субсчета), которые дебетуются на эти суммы.
В случае непредставления в установленный срок отчетов об израсходовании подотчетных сумм или невозврате в кассу организации остатков неиспользованных авансов бухгалтерия вправе произвести удержание их из заработной платы работников в установленном порядке.
2.2 Учет расчетов
с подотчетными лицами при
служебных командировках в
В соответствии с Инструкцией о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 г. № 50 учет расходов по служебным командировкам ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Дебетовое сальдо по счету 71
«Расчеты с подотчетными лицами»
отражает сумму задолженности
Таблица 2.1 - Корреспонденция счетов по учету расходов по служебным командировкам в СПК «Щучинагропродукт»
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. | |
дебет |
кредит | ||
Выдано из кассы общества под отчет на командировочные расходы |
71 |
50 |
1 402 000 |
Итого по дебету счета |
1 402 000 | ||
Списаны подотчетные суммы
на командировочные расходы |
20 |
71 |
1 402 000 |
Итого по кредиту счета |
1 402 000 |
Источник: собственная разработка автора на основании ПРИЛОЖЕНИЙ В,Д.
Таким образом, к итоговым документам по учету расчетов с подотчетными лицами в СПК «Щучинагропродукт» относится авансовый отчет (с приложением командировочного удостоверения, чеков, проездных документов, счетов, квитанций к приходным кассовым ордерам. Учет расчетов по служебным командировкам в обществе ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами» без открытия субсчетов.
2.3 Учет денежных средств, выданных в подотчет на хозяйственные нужды
Наличные деньги под отчет выдаются из кассы общества на операционные, а также на административно-хозяйственные расходы, работникам организации, состоящим в штате.
К хозяйственным расходам в обществе относятся: затраты по приобретению в розничной торговой сети канцелярских или хозяйственных принадлежностей, материалов, топлива за наличный расчет, оплате мелкого ремонта оргтехники и почтово-телеграфных расходов, приобретение запасных частей и т.п.
Выдачи наличных денег под отчет на административно-хозяйственные и операционные расходы в СПК «Щучинагропродукт» производятся по расходным кассовым ордерам, в которых в основании указывается – на хозяйственные нужды.
Так, на основании расходного кассового ордера от 06 мая 2013 г. Слушко Елене Георгиевне были выданы под отчет деньги в сумме 133 000 руб. Расходный кассовый ордер подписан руководителем Куц Б.М., главным бухгалтером Потапчик О.Б. и кассиром Гоеневской Р.Э. (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
При покупке за наличный расчёт у организации розничной торговли продавец обязан выдать покупателю, а покупатель вправе потребовать у продавца два документа – кассовый и товарный чеки (или накладную).
Кассовый чек – это документ, подтверждающий факт оплаты товара, материала. Он обязан содержать реквизиты: наименование предприятия-продавца (ИП Леоник Т.М.); учетный номер плательщика (УНП); порядковый номер чека (7); дату и время покупки(03 мая, 16:28); стоимость (цену) покупки (133 000 руб)(ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).
Работники СПК «Щучинагропродукт», использовавшие личные денежные средства на приобретение продукции (товаров, работ, услуг), обязаны не позднее 3 рабочих дней со дня ее приобретения, исключая день покупки, составить отчет об из расходованных суммах для возмещения средств, использованных ими в интересах общества.
За суммы полученных денежных
средств на хозяйственные нужды
ответственные работники
Так в соответствии с авансовым отчетом, составленным Слушко Е.Г., 06 мая 2013 г. ей было израсходовано 133 000 руб. на приобретение ритуальной корзины. К авансовому отчету приложен чек № 7 (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж).
При приеме авансовых отчетов за израсходованные денежные средства по покупке ценностей на хозяйственные цели бухгалтер в первую очередь просматривает приложенные товарные чеки по приобретенным ценностям. Не допускается прием авансовых отчетов, к которым приложены товарные чеки, где не расписаны купленные хозяйственные товары.
Для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные и прочие расходы планом счетов предусмотрено открытие и ведение счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Методика учета денежных средств, выданных в подотчет на хозяйственные расходы приведена в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Корреспонденция счетов по учету хозяйственных расходов в СПК «Щучинагропродукт»
Содержание хозяйственной операции |
Корреспондирующие счета |
Сумма, руб. | |
дебет |
кредит | ||
Выданы деньги под отчет Слушко Е.Г. на приобретение ритуальной корзины |
71 |
50 |
133 000 |
Итого по дебету счета |
133 000 | ||
Оприходована приобретенная Слушко Е.Г. ритуальная корзина |
41 |
71 |
133 000 |
Итого по кредиту счета |
133 000 |
Источник: собственная разработка автора на основании ПРИЛОЖЕНИЙ Е,Ж.
Таким образом, можно сделать вывод, что в СПК «Щучинагропродукт» наличные денежные средства в подотчет выдаются на приобретение в розничной торговой сети канцелярских принадлежностей, материалов, топлива за наличный расчет, оплату мелкого ремонта оргтехники, почтово-телеграфных расходы и приобретение запасных частей. К учету данные расходы принимаются на основании оформленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь первичных документов.
2.4 Международные стандарты и зарубежный опыт учета расчетов с подотчетными лицами
Большая часть белорусских Правил (стандартов) по принципам, на которых они базируются, и содержанию близка к международным стандартам по учету расчетных операций, а существующие различия связаны не с намеренным желанием отказаться от соблюдения международных стандартов, а с особенностями действующего белорусского законодательства, уровнем развития отечественного учета, другими объективными и субъективными причинами. Такие расхождения могут быть со временем устранены, и понятно, в каком направлении для этого следует менять белорусские регламентирующие документы.
Основная проблема проведения в Республики Беларусь учета расчетных операций согласно международным стандартам заключается не в отсутствии соответствующих национальных стандартов или неудовлетворительном их содержании, а в необходимости создания надежного механизма, который обеспечил бы выполнение этих стандартов теми белорусскими организациями, которые выдают экономическим субъектам аудиторское заключение по результатам обязательного ежегодного аудита.
Для повышения эффективности учета расчетных операций в Республике Беларусь необходимо постоянно обращаться к зарубежному опыту по учету этих операций.
Зарубежный опыт полезен тем, что:
более четко законодательно регламентирован порядок учета каждого вида расчетных операций;
порядок учета соответствует международным стандартам, что облегчает работу с иностранными партнерами;
учет ведется только с применением современных ПО и использованием ПЭВМ;
за рубежом более эффективно развита система поощрения и наказания работников, осуществляющих бухгалтерский учет на предприятиях (в организациях);
и др.
2.5 Совершенствование расчетов с подотчетными лицами в условиях развития системы автоматизированной обработки учетной информации
Бухгалтерский учет приобретает в условиях переходной экономики первостепенное значение для предприятий всех форм собственности и размеров: обеспечивает регистрацию, xpанение и обработку информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В условиях экономической нестабильности и частой смены нормативных актов государства, правил ведения бухгалтерского учета профессия бухгалтера становится все более престижной, а его роль в управлении предприятием – ключевой. Сложности настоящего времени вынуждают бухгалтеров постоянно совершенствовать квалификацию, отслеживать последние изменения и дополнения к действующим законам и учитывать их в практической деятельности. Бухгалтерский учет в таких условиях гораздо менее формализуется, чем при стабильной экономической ситуации, и от бухгалтера подчас требуется настоящее искусство, чтобы, с одной стороны, не загнать предприятие в угол из-за уплаты налогов, а с другой - формально не нарушить закон и избежать штрафных санкций.
Исходя из специфических свойств предмета и объектов бухгалтерского учета его следует автоматизировать, но не только на уровне АРМ бухгалтеров, но и в региональных масштабах. Это сделает бухгалтерский учет более гибким, современным, а также активно и положительно влияющим на эффективность функционирования региональных агропромышленных структур, успешно решающих не только производственные задачи, но и оптимально развивающих свою социально-экономическую сферу.