Учет расчетов с покупателя и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – на основе изучения законодательных и нормативных документов, исследования фактического материала ОСП «Дятловский вино-водочный завод», выработать предложения и рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1. Нормативно-правовые документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками
1.2. Формы безналичных расчетов
1.3. Обзор литературы
2. ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»
3. УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ НА ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»
3.1. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками
3.2. Учет расчетов с заготовительными организациями
3.3. Учет расчетов по авансам полученным
3.4. Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками (дебиторской задолженности)
3.5. Учет расчетов векселями
3.6. Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

анатольевна. doc.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

5

    1. Нормативно-правовые документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками

5

1.2. Формы безналичных  расчетов

9

    1. Обзор литературы

16

2. Экономико-финансовая  характеристика ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ  ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»

21

3. учет  расчетов с покупателями и  заказчиками на ОСП «ДЯТЛОВСКИЙ  ВИННО-ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»

26

3.1. Документальное оформление  расчетов с покупателями и заказчиками

26

3.2. Учет расчетов с  заготовительными организациями

28

3.3. Учет расчетов по  авансам полученным

29

3.4. Инвентаризация расчетов  с покупателями и заказчиками  (дебиторской задолженности)

30

3.5. Учет расчетов векселями

32

3.6. Автоматизация учета расчетов с покупателями и заказчиками

34

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

39

ПРИЛОЖЕНИЯ

42


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В процессе функционирования организаций возникают хозяйственные  связи, оформляемые и закрепляемые контрактами (договорами), согласно которым одна организация выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ, услуг, а другая – их получателем (потребителем), а значит, и плательщиком.

Постоянно совершающийся  кругооборот хозяйственных средств  вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов. Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, наиболее высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности организации.

Поэтому важное значение для благополучия организаций имеет своевременность денежных расчетов и тщательно поставленный учет денежных средств.

Между организациями  расчеты, как правило, производятся в безналичной форме. Безналичные  расчеты осуществляются путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, которые замещают наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между организациями выступают учреждения банков, которые их обслуживают.

При кажущейся простоте учета денежных расчетов, в работе зачастую допускаются грубые нарушения действующего порядка учета и расчетов. Это порой оборачивается для организации значительными финансовыми потерями в виде штрафных санкций.

Актуальность всего  выше изложенного и определило выбор данной темы. Цель данной курсовой работы – на основе изучения законодательных и нормативных документов, исследования фактического материала ОСП «Дятловский вино-водочный завод», выработать предложения и рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками.

В соответствии с целью  поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические  и правовые аспекты безналичных  расчетов;

- дать экономико-финансовую  характеристику исследуемого пердприятия;

- рассмотреть учет расчетов с покупателями и заказчиками на ОСП «Дятловский вино-водочный завод»;

- выявить пути совершенствования  учета расчетов с покупателями и заказчиками в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации.

Объектом исследования в данной курсовой работе является ОСП «Дятловский вино-водочный завод». Предметом исследования является методика учета расчетов с покупателями и заказчиками на исследуемом предприятии.

При выполнении работы использованы следующие методы: восхождения от абстрактного к конкретному, анализа и синтеза, сочетания индукции и дедукции, логического и исторического, аналитических группировок, математические методы, специальные приемы бухгалтерского учета и другие.

Вопросы учета расчетных  операций достаточно подробно рассмотрены в учебной литературе. При написании курсовой работы использовались учебники таких авторов как Ладутько Н.И., Крупнова А.В., Стешиц Л.И., Палий В.Ф. и др. Информационной базой анализа послужили годовые отчеты предприятия за 2010 – 2012 гг. (форма № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»), соответствующие таблицы бизнес-плана, а также данные аналитического бухгалтерского учета.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

 

 

1.1. Нормативно-правовые документы по учету расчетов с покупателями и заказчиками

 

 

Для справедливого отражения  в бухгалтерском учете расчетов с покупателями и заказчиками  в Республике Беларусь разработан ряд  нормативно-правовых документов.

Основным законодательным  актом, регулирующим учет реализации продукции (в том числе и животноводства) является Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности». Этот закон принят 18 октября 1994 г. За прошедший период в него внесены ряд изменений и дополнений, последнее из которых от 26 декабря 2007 г. В этом законе определен порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Республике Беларусь. Закон является основным документом, регулирующим бухгалтерскую деятельность предприятия независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. В данном законе определен порядок оценки активов предприятия. Согласно данному Закону метод определения выручки может быть пересмотрен при формировании учетной политики на следующий отчетный год [10].

Все предприятия и организации  Республики Беларусь в своей деятельности используют Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 «Об установлении типового плана счетов бухгалтерского учета, утверждении Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» [7].

С 1 апреля 2011 г. вступили в силу Указ Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» [11] согласно которому все документы, применяемые для отражения хозяйственных операций, организация может разрабатывать самостоятельно, однако согласно, данные первичные учетные документы должны обязательно содержать следующие сведения:

- наименование документа,  дату его составления;

- наименование организации, фамилию  и инициалы индивидуального предпринимателя;

- содержание и основание совершения  хозяйственной операции, ее оценку  в натуральных и стоимостных  показателях (или в стоимостных  показателях);

- должности лиц, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и (или) правильность  ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» [6] утверждены только 9 форм первичных учетных документов, являющимися обязательными для применения. К данным формам документов относятся: товарно-транспортная накладная, товарная накладная, приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, акт о приеме-передаче основных средств, акт о приеме-передаче нематериальных активов, акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ, акт о передаче не завершенного строительством объекта. Кроме этого, первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Банковский  кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З с изменениями и дополнениями от 14 июня 2010 г. № 132-З определяет принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними. Участниками банковских правоотношений могут быть государственные органы, органы местного управления и самоуправления, физические и юридические лица [1].

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями  в Республике Беларусь, утвержденными  Указом президента Республики Беларусь от 24.10.2011 г. № 482, все расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями осуществляются в белорусских рублях в безналичном порядке (за исключением установленных этим документом случаев). Следовательно, денежные средства организации подлежат обязательному размещению на счетах в банке. Организация самостоятельно выбирает банк для расчетно-кассового обслуживания [12].

Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации активов и обязательств и принятии утратившим силу нормативного правового акта Министерства финансов Республики Беларусь» [9].

Регулирование бухгалтерского учета на предприятиях осуществляется их локальными нормативно-правовыми актами. Учитывая то, что организация бухгалтерского учета на предприятии зависит от применяемых технологий производства и управления, каждая организация должна разрабатывать собственные локальные нормативно-правовые акты. Особенностью локальных нормативно-правовых актов является то, что они действуют только в пределах данной организации. Локальные акты утверждаются руководителем организации или лицами  ими на то уполномоченными.

Ведение бухгалтерского учета в организации осуществляется согласно учетной политике, сформированной в соответствии с законодательством  Республики Беларусь и утвержденной решением руководителя организации. Учетную  политику обязаны составлять все  организации Республики Беларусь.

Под учетной политикой  организации понимается совокупность используемых организацией способов ведения  бухгалтерского учета, расчета налогов  и иных платежей [17, с. 108].

В учетной политике должны быть определены способы и методы ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством предусмотрено несколько вариантов: из предложенных вариантов выбирается и закрепляется в учетной политике только один. Аспекты бухгалтерского учета, по которым законодательством Республики Беларусь предусмотрен один вариант, в учетной политике не отражаются.

Порядок выбора и обоснования  учетной политики организации установлены  Положением по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17 апреля 2002 г. № 62 [8].

В соответствии с пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», изменения в учетной политике организации в целях обеспечения данных бухгалтерского учета должны вводиться с начала отчетного года, быть обоснованными и оформленными. Если изменения в учетной политике организации влияют на метод признания выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (метод признания выручки «по оплате» меняется на метод «по отгрузке»), то списание на счета учета реализации товаров, продукции, работ, услуг, отгруженных до начала отчетного года, производится «по оплате» в течение первого квартала отчетного года.

Таким образом, в Республике Беларусь большое значение отводится регулированию ведения бухгалтерского учета на предприятиях посредством разработки и принятия нормативно-правовых актов.

 

 

1.2. Формы безналичных  расчетов

 

 

Безналичные расчеты в Республике Беларусь между организациями производятся: платежными требованиями, платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, чеками, аккредитивами, векселями, инкассовыми распоряжениями, в порядке плановых платежей и др.

Платежные требования используются при расчетах через инкассо. Они  представляют собой расчетный документ, содержащий требование поставщика и других получателей средств об уплате определенной суммы через банк.

Инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению  своего клиента – получателя средств  и на основании составленного  им расчетного документа получает причитающуюся сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя. Требования оплачиваются с предварительным акцептом.

Сущность этой формы  расчетов заключается в следующем. На основании отгрузочных документов грузоотправители выписывают платежные требования и сдают их в учреждения банка по месту обслуживания поставщика. Платежные требования предоставляются в банк вслед за отгрузкой продукции или в сроки, определенные в договоре. Платежное требование предъявляется в обслуживающий банк в трех экземплярах с приложением товаро-транспортной накладной, составленной в двух экземплярах.

Движение платежного требования по этой форме расчетов может быть предоставлено следующей  моделью:

поставщик     банк поставщика    банк получателя      покупатель.

Информация о работе Учет расчетов с покупателя и заказчиками