Учет товарных операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 16:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель настоящей дипломной работы – изучить организацию и ведение бухгалтерского учета товарных операций в розничной торговле на примере исследуемого предприятия.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
1. документальное оформление товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
2. контроль за товарными запасами, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
3. контроль за финансовыми показателями торгового предприятия.

Содержание

Введение
1 Задачи и основы организации бухгалтерского учета в торговле
1.1 Состояние и развитие современного бухгалтерского учета
1.2 Задачи бухгалтерского учета в торговле
2 ООО «Оризон» – объект исследования
2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Учетная политика предприятия
3 Организация и ведение бухгалтерского учета товарных операций на исследуемом предприятии
3.1 Основы организации бухгалтерского учета товаров, тары и товарооборота в розничной торговле
3.2 Учет поступления товаров
3.3 Учет реализации товаров
3.4 Учет товарных потерь, завеса тары и переоценки товаров
3.5 Учет товарных запасов и тары
3.6 Инвентаризация товаров и тары на исследуемом предприятии
3.7 Аудит товарных операций
3.8 Компьютерное моделирование данных
3.9 Тенденции совершенствования учета товарных операций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.docx

— 180.72 Кб (Скачать файл)

После решения руководителя организации о порядке списания завеса тары на стоимость товаров по покупным ценам кредитуется счет 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и дебетуются счета: 63 «Расчеты по претензиям» – при списании за счет поставщика; 42 «Торговая наценка» (аналитический счет «Скидка на завес тары») – при списании за счет специальной скидки; 88 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» – при списании за счет торговой организации (отнесение потерь от завеса тары на издержки обращения действующими нормативными документами не предусмотрено).

Так как товары учитывают по продажным ценам, то одновременно на сумму торговой надбавки, относящейся к завесу тары, делается запись:

Дебет 83-5 «Разница между покупной и оценочной стоимостью»

Кредит 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При списании потерь от завеса тары за счет виновного лица на стоимость товаров по учетным ценам делается запись:

Дебет 73-3 «Расчеты по возмещению материального ущерба»

Кредит 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Следует отметить, что для предотвращения повторных завесов тару, имеющую разницу между фактической массой и маркировочной, помечают.

Поступающие в торговый зал товары тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже (освобождаются от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачищаются загрязненные поверхности, заветрившиеся срезы, верхний пожелтевший слой у жиров, колбасные изделия и сыры сыружные протираются тканью). При этом образуются отходы, подлежащие списанию.

Ряд товаров возможно приходовать за минусом отходов по установленным нормам (птица без упаковки, колбасные изделия без веревок). В этом случае сумму отходов рассчитывают на документах на поступление товара и списывают за счет дополнительной скидки поставщика или за счет торговой организации (в зависимости от условий, определяемых в договоре). Вместе с тем некоторые отходы (кости и так далее) реализуются по устанавливаемым торговым предприятием ценам.

Кроме того, ряд отходов сдается в переработку (зачистка жиров и так далее) специальным организациям, которые оплачивают их по договорным ценам. Зачистка и крошка списывается на основании накладных, по которым они сдаются в переработку.

Предприятия могут уменьшать сумму поступивших товаров на величину нормируемых потерь (при наличии утвержденных норм) с отнесением отходов на счет поставщика или за свой счет. При этом часть потерь может быть возмещена при реализации отходов.

Списание потерь при подготовке товаров к продаже в соответствии с Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными письмом Комитета Российской Федерации по торговле от 20.04.95 № 1-55-/32-2, должно производиться за счет издержек обращения и отражаться по статье «Потери товаров и технологические отходы». К ним относятся нормируемые отходы (при наличии утвержденных норм), образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой; потери от зачистки сливочного масла крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада. При отсутствии норм потери списываются за счет прибыли предприятия.

Отражения в учете потерь по подготовке товаров к продаже может быть отражено проводкой на примере списания зачисток жира:

Дебет «Расчеты с покупателями и заказчиками» – на продажную стоимость зачисток;

Дебет 83-4, субсчет «Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью» – на сумму торговой надбавки на зачистки;

Дебет 44 «Издержки обращения» – на разность между покупной и продажной стоимостью зачисток

Кредит 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» – на стоимость зачисток по учетным ценам.

В магазинах (секциях, отделах) самообслуживания и с открытой выкладкой, кроме потерь при хранении и реализации товаров, присутствуют потери по причине неполной оплаты товара со стороны покупателей. Следует отметить, что при реальности данных потерь прямого указания по списанию их нет в действующих нормативных документах.

Розничные торговые предприятия в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации проводят переоценку товаров со снижением цен (товары, потерявшие свое качество, устаревшие фасоны, модели должны переоцениваться). Переоценка товаров отражается на счетах на счетах бухгалтерского учета, если в организации учет ведется по продажным ценам.

3.5 Учет  товарных запасов и тары

Товарные запасы в розничной торговле показываются в розничных ценах, в овоще-, картофеле-, фруктохранилищах – в ценах себестоимости или покупных ценах.

В товарные запасы розничной сети включаются:

*          товары, имеющиеся в наличии в розничной сети (магазинах, палатках, аптеках, киосках, разносной и развозной сети), а также на базах, складах, овоще-, картофеле-, фруктохранилищах, принадлежащих юридическим лицам, их обособленным подразделениям независимо от форм собственности, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания, в частности: текущего (нормального хранения), обеспечивающие повседневную продажу товаров, а также запасы товаров сезонного хранения (включая картофель, овощи и фрукты, создаваемые для обеспечения торговли по сезонам года) и досрочного завоза в отдаленные и труднодоступные районы;

*          товары, закупленные и оплаченные, оставленные на ответственном хранении и поставщиков, а также сданные в переработку;

*          товары, принятые на комиссию юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, от физических и юридических лиц и не проданные на дату наблюдения.

В объем товарных запасов не включаются:

*            товары в пути;

*          тара всех видов, мягкая, жесткая, стеклянная, как занятая под товарами, так и свободная;

*          запасы на складах юридических лиц, их обособленных подразделений, занимающихся заготовительной деятельностью.

Получение и реализация товара на розничном предприятии отражаются в товарном отчете, оформляющем результаты за одни или несколько дней работы, который является основанием для ведения бухгалтерских записей. При использовании в учете продажной цены товаров стоимость списанных реализованных товаров по товарному отчету должна быть равна сумме полученной выручки, которая отражена в кассовой книге.

В адресной части товарного отчета указываются наименование организации, торговой единицы и структурного подразделения, фамилия и инициалы материально ответственного лица, лимит остатка товаров, номер отчета, период, за который составляет товарный отчет.

В приходной части товарного отчета фиксируются в стоимостном выражении остаток товаров (на дату составления предыдущего товарного отчета) и поступление товаров и тары по сопроводительным документам. Каждый приходный документ (источник поступления товаров, номер и дата документа, сумма поступивших товаров) записывается отдельно. Здесь же, в приходной части, рассчитывают общую сумму оприходованных товаров за отчетный период и итог прихода с остатком на начало периода.

В расходной части товарного отчета подсчитывают общую сумму расхода товаров за отчетный период.

Каждому расходному документу отводится отдельная строка.

Материально ответственные лица составляют товарные отчеты в двух экземплярах.

Первый экземпляр отчета вместе с документами, подтверждающими поступление или выбытие товаров, представляется в бухгалтерию организации, а второй с распиской бухгалтера о приеме отчета остается у материально ответственного лица.

Все приходные и расходные документы, на основании которых составляются товарные отчеты, следует располагать в хронологическом порядке. Нумеруются товарные отчеты последовательно с начала и до конца года с первого номера.

Товарные отчеты материально ответственных лиц, приступивших к работе в течение года, нумеруются с начала их работы.

В тексте и цифровых данных товарных отчетов неоговоренные исправления и подчистки не допускаются. Ошибочные записи зачеркиваются одной чертой, затем надписывается правильный текст или цифровые данные.

Исправление ошибки в товарном отчете должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждающей подписью ответственного лица и бухгалтера с указанием даты исправления.

Если дата проведения инвентаризации в торговой организации не совпала с установленным периодом отчетности, то составляются два отчета: одни – с начала установленного периода до начала инвентаризации, второй – от даты окончания инвентаризации до установленного срока представления товарного отчета.

Например, установленный период отчетности с 1 по 10 число месяца. Инвентаризация проведена 7 числа. Значит, один товарный отчет составляется с 1 по 7 число, а второй – с 8 по 10.

В товарный отчет, составленный после инвентаризации, остатки товаров и тары записываются из «Инвентаризационной описи товаров, материалов, тары и денежных средств в торговле», форма № инв.-13.

На основании товарного отчета (приложения 2) рассмотрим отражение его данных в бухгалтерском учете. Наценка на товары, полученные от оптовой организации, составила 25%. Товары от магазина поступили по продажной цене.

На основании данных товарного отчета составляется проводка на сумму оприходованного от оптовой базы товара:

Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» 6400

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» 6400

При этом сумма торговой наценки также отражается на счетах (25%):

Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» 1600

Кредит 42-1 «Торговая наценка (скидка, накидка)» 1600

Инвентарная тара приходуется бухгалтерской записью:

Дебет 41-3 «Тара под товаром и порожняя» 70

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками» 70

Оплата стеклянной посуды, принятой от населения, отражается в обычном порядке через счет учета наличных денежных средств:

Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» 200

Кредит 50 «Касса» 200

Оприходование товаров от магазина влечет изменения на субсчетах счета 41:

Дебет 41-2 «Товары в розничной торговле» 1500

Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле» 1500

Возврат тары оптовой организации отражается проводкой:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 70

Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле» 70

При этом списывается стоимость реализованных товаров записью:

Дебет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» 10200

Кредит 41-2 «Товары в розничной торговле» 10200

Сведения из товарных отчетов в течение месяца группируются в накопительную ведомость. Данные из накопительной ведомости сверяются с соответствующими регистрами со счетами 50 «Касса», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Поступившую тару принимают материально ответственные лица и приходуют в те же сроки, что и товары. При этом проверяется соответствие качества тары техническим условиям, правильность маркировки и цен.

Деревянная тара, мешки приходуются и учитываются по ценам, указанным в сопроводительном документе (при отсутствии расхождений по качеству) или в акте приемки. При приеме мешков следует учитывать категорию мешков (новые или старые).

Инвентарная тара (фляга, ящики с гвоздями и тому подобные), принадлежащая поставщикам, учитывается по залоговым ценам. По этим же ценам она возвращается поставщикам.

Таблица 3.4. Схема корреспонденции счетов по основным операциям с тарой на ООО «Оризон»

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Стоимость, руб.

Поступила в магазин вместе с товаром тара:

     

а) по залоговым ценам - 2000, подлежащая возврату поставщикам

41

60

2000

б) по ценам договоренности на сумму 8000, в том числе НДС 16,67%, не подлежащая возврату, оприходована по ценам возможной реализации населению на сумму 9000

41

41

60

60

6666

2334

ИТОГО

   

10000

в) отражается НДС – 16,67% от 8000

19

50

1334

Оплачено с расчетного счета поставщикам за поступившую тару

60

51

10000

Предъявлен к возмещению из бюджета НДС по таре, не подлежащей возврату поставщикам – 1334

68

19

1334

Возвращена поставщикам тара по залоговым ценам - 2000, принята с понижением на I категорию - 1900, уценка 10%, в том числе НДС - 16,67% - 17

62

44

68

41

41

41

1900

83

17

ИТОГО

   

2000

Продана населению тара - 6000

     

а) оприходовано в кассу

50

48

6000

б) начислен НДС 16.67% - 6000

48

68

1000

в) списывается тара - 6000

48

41

6000

г) списывается разница в ценах 2334*6000:9000+1566 (красное сторно)

48

42

-1556

д) отражается доход от реализации

48

80

556


Тара, не показываемая отдельно в счетах поставщиков, стоимость которой включена в цену товара, также должна быть оприходована в момент ее поступления в с товаром. Такая тара приходуется на основании акта по цене возможной реализации.

Операции по возврату тары поставщикам оформляются товарно-транспортными накладными.

Материально ответственные лица ведут учет тары в натуральном выражении по наименованиям и ценам в товарных книгах или на оборотной стороне товарного отчета.

Движение тары в суммовом выражении отражается в товарном отчете по отдельной графе. Здесь указывается остаток тары на начало отчетного периода, приход и расход по каждому документу и остаток тары на конец отчетного периода.

Бухгалтерский учет тары ведется на основании проверенных товарных отчетов и приложенных к ним документов на счете 41-3. На предприятиях розничной торговли к которым относится общество с ограниченной ответственностью «Оризон» продажа населению порожней тары населению оформляется следующими записями.

Поступили средства в кассу в сумме продажной стоимости тары:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 48 «Реализация прочих активов».

Учетная стоимость тары списывается на счет реализации:

Дебет 48 «Реализация прочих активов»

Кредит 41-3 «Тара под товаром и порожняя».

3.6 Инвентаризация  товаров и тары на предприятиях  розничной торговли

Инвентаризации в розничной торговле проводится в сроки, установленные руководителем торгового предприятия, но не реже двух раз в год.

Одновременно с проведением инвентаризации в магазине она осуществляется и в прикрепленных к нему палатках, киосках, павильонах и прочих. Если магазин имеет кладовые отделы и секции, филиалы с раздельной материальной ответственностью, то инвентаризацию. В них можно проводить отдельно, без закрытия всего магазина.

Перед началом инвентаризации магазин закрывают, обслуживают только покупателей, находящихся в торговом зале. При этом операции с товарно-материальными ценностями прекращаются. Все подсобные помещения пломбируют. Вместе с тем с согласия руководителя и представителя комиссии могут отпущены до начала инвентаризации товары первой необходимости для продажи с лотков или мелкорозничной сети.

Таблица 3.5. Учет результатов инвентаризации товаров в магазине № 26 ООО «Оризон»

 

Отделы магазина

 

Показатели

инвентаризации

мясной

гастрономический

конди-терский

бакалея

Итого

Результаты инвентаризации по продажным (розничным) ценам, включая наценку 25%

         

недостачи

1600

2400

300

4300

излишки

200

200

Естественная убыль по расчету

1100

1300

400

2800

в том числе к списанию

1100

1300

300

2700

Недостачи сверх норм естественной убыли

500

1100

1600

Информация о работе Учет товарных операций