Учет труда и заработной платы в райпо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 08:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей учета труда и заработной платы, ее систем и специфики исчисления у субъектов хозяйственной деятельности, с последующим изучение основных путей совершенствования учета данных операций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
 раскрыть экономическую сущность категории «заработная плата»;
 изучить системы и формы оплаты труда;

Содержание

1.1 Понятие труда и заработной платы и их роль в системе отношений
«наниматель-работник»………………………………………………………….9
1.2 Тарифная система и ее значение………………………………………………13
1.3 Формы и системы оплаты труда………………………………………………15
1.4 Значение и задачи учёта труда и заработной платы……………..…………..19
1.5 Нормативно-правовое регулирование организации учёта труда и заработной платы………………………………………………………………………………...22
ГЛАВА 2
УЧЁТ ТРУДА И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ…………………29
2.1 Документальное оформление и учёт личного состава, использования
рабочего времени и выработки………………………………………………...29
2.2 Порядок начисления заработной платы………………………………………31
2.3 Удержания и вычеты из заработной платы…………………………………...34
2.4 Синтетический и аналитический учёт расчётов по оплате труда…………...36
2.5 Международные стандарты и зарубежный опыт учёта заработной платы...41
2.6 Пути совершенствования учёта труда и заработной платы в условиях развития системы автоматизированной обработки учётной информации……..48

Вложенные файлы: 8 файлов

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГЛАВА 1.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Решение этих задач достигается в процессе интеграции трех видов учета, так как показатели численности работников и затрат рабочего времени являются объектами оперативного и статистического учета. Но благодаря тесной связи с учетом заработной платы эти показатели подвергаются обработке и обобщению вместе с чисто бухгалтерскими данными. 

Таким образом, для достижения поставленной цели необходимо определить не только ряд основных задач, но и вспомогательных, исследование которых позволит получить достоверную информацию о состоянии расчетов по заработной плате на исследуемом предприятии.

 

 

1.5 Нормативно-правовое регулирование учёта фонда заработной платы

 

 

В современных условиях нормативно-правовая база, регулирующая организацию учета труда и заработной платы в Республике Беларусь, представлена большим количеством документов. Это Конституция РБ, Трудовой кодекс и другие акты законодательства о труде, коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством. По сфере действия перечисленные источники разделяются на две группы: акты законодательства о труде и локальные нормативные акты. Отличаются они по органу принятия и по юридической силе.

Главную роль в регулировании  трудовых отношений занимает Конституция РБ. Именно она как Основной Закон государства обладает высшей юридической силой, закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений, в.ч. и трудовых.

Трудовой кодекс РБ обеспечивает полое системное регулирование трудовых и связанных с ними отношений и занимает в системе подконституционных актов ведущее место.

Особое значение в  правовом регулировании трудовых отношений имеют акты Президента Республики Беларусь. На уровне этих актов часто решаются достаточно непопулярные вопросы, вызывающие определенную критику со стороны общества. Так, Декрет Президента РБ от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» не только закрепил контрактную систему найма работников, но и ввел дополнительные основания досрочного прекращения трудовых отношений с работником. При разработке Положения  премировании необходимо руководствоваться Декретом Президента РБ от 27 марта 1997 г. № 10 «О дополнительных мерах по  совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики» (в ред. от 28 ноября 2003 г. № 536).

Весьма значительная роль в совершенствовании трудового законодательства отведена Постановлениям Правительства РБ. Совет Министров обладает широкими полномочиями по регулированию трудовых отношений. Так, Постановление Совета Министров РБ от 9 декабря 2011 года № 1666 «Об установлении размеров минимальной заработной платы» установило государственный минимальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленных норм [19]. С 1 января 2012 года месячная минимальная заработная плата составила 1000000 руб., а часовая – 5930 рублей. Установленный минимум является обязательным для всех хозяйствующих субъектов и не подлежит снижению ни по индивидуальному соглашению, ни по коллективному договору. Условия премирования и размеры премий изложены в Постановлении Совета Министров РБ от 9 ноября 1999 г. № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» (с изменениями и дополнениями).

Постановление Совета Министров  РБ от 23 августа 2002 г. № 1144 «О мерах по реализации Декрета Президента РБ от 18 июля 2002 г. № 17» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что оплата труда работников осуществляется на основе коэффициентов Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной зашиты РБ по вопросам применения ЕТС. Такими нормативными актами являются Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников РБ, утвержденная постановлением Министерств труда и социальной защиты РЬ от 20 сентября 2002 г. №123 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты от 30 марта 2004 г. № 31), с учетом  изменений и дополнений.  

В настоящее время  значительное количество актов по регулированию  трудовых отношений принимает Министерство труда и социальной защиты, являющимся специальным органом государственного управления в сфере трудовых отношений. Указанное Министерство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Совета Министров РБ от 31 октября 2001 г. № 1589. В соответствии с пунктом 7.1 указанного Положения, министерство имеет право принимать нормативные правовые акты по вопросам труда, занятости, социальной защите, демографической безопасности.

Так, совокупность вознаграждений, относящихся к заработной плате (выплаты), в основном, определена «Условиями и порядком исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск и в  других случаях, предусмотренных законодательством», утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 10 апреля 2000 г. № 47.

Постановлением Министерства труда и  социальной защиты РБ от 27 марта 2006 г. № 37 утверждена «Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством». К Инструкции утвержден Перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

Закон РБ от 29.02.2000 №138-Х111 «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты РБ» предусматривает размер обязательных отчислений в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты РБ.

Удержание подоходного  налога с физических лиц осуществляется в соответствии с нормами  главы 16 «Подоходный налог с физических лиц» Особенной части Налогового Кодекса Республики Беларусь.

Кроме того, трудовые отношения  регулируются Правилами международных договоров РБ или конвенциями Международной организации труда, участницей которых является Республика Беларусь. Они применяются в тех случаях, когда те или иные отношения не урегулированы законодательством о труде.

К локальным нормативным  актам, кроме коллективных договоров (соглашений), относятся также правила  внутреннего трудового распорядка (ст. 194-195 ТК РБ), положения о формах, системах и размерах заработной платы (ст. 63 ТК), положения и инструкции по охране труда и техники безопасности, должностные инструкции работников, штатное расписание, графики работ, графики отпусков (ст. 194 ТК) и прочие.

Локальные нормативные  акты должны заключаться и приниматься  в соответствии с законодательством  и не могут ухудшать положение  работников по сравнению с ТК и  другими актами законодательства, регулирующими  соответствующие отношения в социально-трудовой сфере (ст. ст. 7, 194 ТК РБ).

Особое место среди  источников правового регулирования  трудовых отношений отводится Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности» 18 октября 1994 г. (в ред. от 26.12.2007 № 302-З [17]. Он определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь. В настоящее время происходят значительные изменения, касающиеся как отчетности, так и самого плана счетов. Так, в проекте закона используется новый вид нормативного правового акта по бухгалтерскому учету – национальный стандарт. Безусловно, это потребует пересмотра нормативной базы. Но уже с прошлого года при разработке вышеперечисленных инструкций применялись принципы МСФО. Это способствует постепенному переходу к новой методологии бухгалтерского учета.

      Типовым Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденным Постановлением Министерства Финансов РБ 29.06.2011 №50, определен порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета для организаций, в том числе содержит правила синтетического учета расчетов по оплате труда (данные сведения учитываются на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда») [26].

В соответствии с выше изложенными нормативно-правовыми  актами, а так же особенностями  предприятия, на предприятии разрабатывается и утверждается Положение об оплате труда, содержащее особенности расчета заработной платы, размеры премирования и доплат.

Обобщая материалы исследования данной главы следует отметить, с переходом на рыночные отношения произошли довольно существенные изменения в организации заработной платы на предприятии. Расширены права предприятий в распределении заработанных ими средств. Государство оставляет за собой только: регулирование минимальной заработной платы, ее корректировку по мере инфляции и создание равных возможностей для предприятий по зарабатыванию средств на оплату труда. Кроме того, в Кодексе законов о труде регламентируются минимальные компенсационные выплаты за работу в выходные и праздничные дни, за время сверхурочной работы, предельные размеры работы по совместительству, повышенные размеры оплаты труда во вредных и тяжелых условиях труда, оплата во время вынужденного простоя и доплаты подросткам.

Все же остальные вопросы  организации оплаты труда переданы в компетенцию предприятий.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 28.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Содержание.doc

— 24.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.doc

— 43.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульный лист.doc

— 41.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Учет труда и заработной платы в райпо