Учётная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 18:33, курсовая работа

Краткое описание

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;
методы оценки активов и обязательств;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Финансовые отношения и финансовая система: сущность и структура…...4
1.1Субъекты финансовых отношений…………………………………………..5
2. Сущность, виды и функции налогов……………………………………….....9
3. Особенности финансовой политики в России на современном этапе….....14
Практикум………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Bukh_uchyot_kursovaya.docx

— 84.21 Кб (Скачать файл)

 

 


Воронежский институт высоких технологий – АНОО ВПО


 

 

Факультет дневного обучения

 

Направление подготовки 080400.62  Менеджмент

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Бухгалтерский учёт»

 

 

 

на тему: Учётная политика организации.

          

 

 

 

Выполнил   М-111 3 курса Гаученов Максим Сергеевич

                                                                          

 

Руководитель              К.Э.Н. доцент Ушакова Юлия Витальевна

                                  

 

 

 

Дата защиты:

 «    » 2013г.

 

Оценка: ______________

 

 

Воронеж 2013

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………...…3

1. Финансовые отношения  и финансовая система: сущность  и структура…...4

1.1Субъекты финансовых  отношений…………………………………………..5

2. Сущность, виды и функции  налогов……………………………………….....9

3. Особенности финансовой  политики в России на современном  этапе….....14

Практикум………………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Учётная политика организации.

 

Внутренние нормативные документы определяют особенность ведения учета в организации. На основе федеральных законодательных актов, положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, с учетом методических рекомендаций, указаний, инструкций организации самостоятельно разрабатывают внутренние нормативные документы, отражающие их учетную политику. Самостоятельность в выборе учетной политики - обязательное условие экономической свободы организаций всех форм собственности. В условиях рыночных отношений главным бухгалтерам приходится принимать самостоятельные решения в части организации учета с целью защиты ее интересов через механизм создания учетной политики.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ1/99), учетная политика - совокупность конкретных методов, норм ведения бухгалтерского учета и организация бухгалтерской службы, объявляемая предприятием, исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению в виде соответствующей организационно-распорядительной документации (приказов, распоряжений и т.п.) организации.

Способы ведения бухучета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухучета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены формы первичных учетных документов, а также формы для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухучете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • отражение в бухучете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости), рациональное ведение бухучета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

При формировании учетной плотики организация должна раскрывать способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухучета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. К таким способам относятся способы амортизации основных средств, нематериальных активов и иных активов, оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, работ, услуг и другие способы.

Принятая организацией учетная политика должна соблюдаться в течение года.

Изменение учетной политики может производиться в случае:

  • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухучету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухучета;
  • существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственника, изменением видов деятельности.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением). Изменение должно вводиться с 1 января года, следующего за годом его утверждения соответствующим документом.

Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении, указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность данные скорректированы.

Учетная политика организации является основным документом, регламентирующим ведение бухучета и порядок налогообложения. В ней рассматриваются вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством многовариантно. Формирование учетной политики представляет собой не только выбор, но и обоснование такого выбора.

В учетной политике организации отражаются следующие направления:

I. Методика  бухгалтерского учета:

  • метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения;
  • способы оценки основных средств;
  • сроки и способы начисления амортизации по отдельным группам основных средств;
  • способы оценки нематериальных активов, как приобретенных за деньги, так и полученных за неденежные средства;
  • способы начисления амортизации по отдельным группам нематериальных активов и отражения в бухучете;
  • способы оценки материально-производственных запасов, метод списания ценных бумаг с балансового учета;
  • оценка незавершенного производства;
  • порядок учета и распределения общехозяйственных расходов;
  • резервы предстоящих расходов и платежей;
  • распределение прибыли или нераспределение ее и т.д.

II. Техника  ведения бухгалтерского учета:

  • разработка рабочего плана счетов бухгалтерского учета;
  • определение формы бухучета;
  • формирование технологии обработки учетной информации;
  • определение порядка составления отчетности;
  • установление сроков и порядка проведения инвентаризации и т.д.

III. Организация  бухгалтерской службы:

  • права и обязанности главного бухгалтера;
  • порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;
  • организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.

Учетная политика формируется на основании следующих основных допущений.

  1. Имущественная обособленность организации, т.е. имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.
  2. Последовательность применения учетной политики - выбранная учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому. (Однако при внесении кардинальных изменений в нормативные акты по бухучету учетная политика может быть изменена или дополнена.)
  3. Непрерывность деятельности организации, т.е. у организации отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и она будет продолжать свою деятельность. Данное допущение заимствовано из требований, заложенных в международном стандарте финансовой отчетности (МСФО 1).
  4. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от момента их оплаты и времени поступления.

 

 

 

 

 

 

 

Тема 13. Учетная политика организации. 
 
1.Учетная политика организации 
 
2. Основные допущения, лежащие в основе учетной политики и требования к ней. 
 
3. Документальное оформление.  
 
4. Раскрытие в финансовой отчетности.  
 
5. Изменение учетной политики 
 
1. Учетная политика организации 
 
ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н.  
 
 Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). 
 
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы. 
 
 2. Основные допущения, лежащие в основе учетной политики и требования к ней. 
 
Учетная политика формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований. 
 
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. 
 
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявить об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации организации или сокращении деятельности. 
 
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменение учетной политики возможно в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета и существенного изменения условий деятельности. 
 
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на издержки производства или обращения того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам. В международной бухгалтерской практике допущению временной определенности фактов хозяйственной деятельности соответствует основополагающий "принцип начисления". 
 
Формируемая организациями учетная политика должна соответствовать требованиям полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности. 
 
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. 
 
Требование своевременности означает необходимость своевременного отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности. 
 
Требование осмотрительности (осторожности, в западной практике еще и консерватизма) означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). 
 
В настоящее время требование осмотрительности в отечественной практике нужно использовать осторожно, поскольку и без этого требования многие организации стремятся увеличить расходы с целью уменьшения в отчетности прибыли и соответственно налога на прибыль. С переходом к реальным рыночным отношениям, когда организации будут заинтересованы иметь в отчетности высокую рентабельность (обеспечивающую возможность получения кредитов, нормальные экономические отношения с другими организациями, выплату высоких дивидендов по акциям и продажу их по высоким ценам и т.п.), требование осторожности будет действовать в полной мере. 
 
Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, сам по себе факт выдачи руководителям организации крупных сумм ссуд не является незаконным. Однако, если выдача этих сумм осуществляется в период неустойчивого финансового состояния организации, особенно при задержке выплат начисленной оплаты труда из-за отсутствия денежных средств, то данную хозяйственную операцию следует признать неправомерной. 
 
Требование непротиворечивости обусловливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотами и остатками по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода. 
 
Требование рациональности означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. 
 
 3. Документальное оформление. 
 
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации. 
 
При этом утверждаются: 
 
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; 
 
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 
 
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 
 
методы оценки активов и обязательств; 
 
правила документооборота и технология обработки учетной информации; 
 
порядок контроля за хозяйственными операциями; 
 
другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. 
 
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации. 
 
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. 
 
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). 
 
^ 4. Раскрытие в финансовой отчетности. 
 
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. 
 
К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерской отчетности, относятся следующие способы: амортизация основных средств, нематериальных и иных активов; оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признание прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др. 
 
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету или законодательными актами и постановлениями Правительства Российской Федерации. 
 
В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным материалам. 
Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных ПБУ 1/98, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности. В тех случаях, когда при формировании учетной политики организации исходят из допущений, отличных от предусмотренных ПБУ 1/98, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть подробно раскрыты в бухгалтерской отчетности. 
 
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана. 
 
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. 
 
Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошло изменений со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику. 
 
Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный период); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующие отчетному, скорректированы. 
 
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, отражаются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации. 
 
5. Изменение учетной политики 
 
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: 
 
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 
 
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации; 
 
существенного изменения условий деятельности, связанных с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д. 
 
Не считается изменением учетной политики утверждение способов ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации. 
 
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляется в порядке, предусмотренном для учетной политики. Изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. 
 
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета. 
 
Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации или нормативного акта по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривает порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью. 
 
Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период, предшествующий отчетному. Указанные корректировки отражаются в бухгалтерской отчетности, при этом никакие учетные записи не производятся. 
 
 
Тема 14. Основы технологии и организации бухгалтерского учета на предприятии. 
 
1. Понятие организации бухгалтерского учета на предприятии 
 
2. Централизация, децентрализация учета. 
 
3. Права и обязанности главного бухгалтера. 
 
^1. Понятие организации бухгалтерского учета на предприятии 
 
Организации бухгалтерского учета на предприятии – это ряд действий лиц, которым поручено осуществление учета, направленных для достижения целей, поставленных перед учетом, сочетание элементов учетного процесса в их статическом и динамическом состоянии, обеспечивающее наиболее активное воздействие учета на процессы выполнения плана, а также сохранность производственных ресурсов и соблюдение режима экономии. 
 
Бухгалтерский учет в обязательном порядке ведется на любом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и сферы деятельности. Основные правила организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий едины.  
 
Ведение бухгалтерского учета регламентируется законами, нормативными актами и положениями по бухгалтерскому учету. Но устанавливаемые законодательными документами правила предполагают многовариантность бухгалтерских решений. Поэтому каждое предприятие в соответствии со спецификой своей деятельности вправе выбрать те варианты, которые обеспечат ему наиболее эффективную работу. 
 
Такие вопросы, как организация, форма и техника ведения бухгалтерского учета, предприятие решает самостоятельно. Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. 
 
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ предусмотрено, что в зависимости от объема учетной работы бухгалтерский учет на предприятии может осуществляться: 
 
- бухгалтерией как самостоятельным подразделением; 
 
- бухгалтером, состоящим в штате предприятия; 
 
- специальной централизованной бухгалтерией, обслуживающей несколько предприятий; 
 
- бухгалтером, работающим по договору; 
 
- руководителем предприятия лично. 
 
На крупных предприятиях бухгалтерия разделена на несколько отделов, например, расчетный, материальный, производственный, отдел готовой продукции, учета капитальных вложений и т.д. 
 
На крупных предприятиях также выделяется финансовая группа, работники которой ведут учет денежных средств и расчеты предприятия с другими юридическими и физическими лицами. 
 
Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рациональное ведение бухгалтерских записей в учетных регистрах и на их основе составление отчетности. Аппарат бухгалтерии взаимодействует со всеми подразделениями предприятия, получает все необходимые сведения для осуществления учета и составления отчетности. 
 
Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также документы, связанные с расчетными, кредитными и денежными обязательствами. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и к исполнению не принимаются. 
 
Бухгалтеру запрещается принимать к исполнению документы по операциям, противоречащим законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину. О таких документах бухгалтер письменно извещает руководителя организации. При получении от руководителя письменного распоряжения о принятии указанных документов к учету бухгалтер исполняет его, но всю полноту ответственности за незаконность совершенных операций несет руководитель организации 
 
 2. Централизация, децентрализация учета 
 
Различают три вида разделения труда учетного персонала: 
 
1) предметный - предполагает распределение документов в соответствии с названием отделов: 
 
- расчетный отдел; 
 
- производственный отдел; 
 
- отдел расчетов; 
- отдел сбыта; 
 
- общий отдел. 
 
Каждый отдел занимается текущим учетом от начала до конца по группе счетов исходя из их экономической однородности. Например, расчетный отдел ведет учет расчетов с персоналом по оплате труда и приравненным к ней платежам; материальный отдел — по группе счетов производственных запасов и т. д. Отдел может включать несколько работников, возглавляемых старшим бухгалтером. 
 
Предметный подход является распространенным на средних и крупных акционерных, а также государственных предприятиях. 
 
2) линейный – наиболее типичен для организации учета в структурных подразделениях предприятия (цехах, производствах). Весь учетный процесс от наблюдения, сбора, регистрации до систематизации, группировки, обработки и обобщения — осуществляется так называемыми - учетными группами. 
 
3) функциональный – предусматривает, что каждый работник или определенная группа работников специализируется на выполнении однородных учетных операций. Эти операции, как правило, соответствуют стадиям технологического процесса формирования учетной информации. Он в большей степени соответствует современному уровню формирования информационной системы в организации с высоким уровнем применения вычислительной техники 
 
Независимо от организационного строения бухгалтерского аппарата объем обязанностей для каждого бухгалтера должен определяться должностной инструкцией. Такой подход повышает персональную ответственность, а следовательно, способствует подготовке качественной и своевременной учетной информации для целей управления. 
 
По каждому структурному подразделению организации устанавливается определенный объем работ, его содержание, перечень входящих документов, разработанных в данном подразделении, обосновывается целесообразность использования его в целях управления, а также перечень исходящей документации из соответствующего отдела, участка и т. п., адреса этой документации, сроки передачи. 
 
Объем работы структурных подразделений формируется путем обобщения индивидуальных планов-графиков каждого исполнителя. Ответственность за разработку и исполнение графиков, правильное и своевременное составление необходимых документов, определенных этими графиками, сроков передачи их в бухгалтерию несут лица, заполнившие и подписавшие эти документы. Центральной фигурой, осуществляющей контроль за соблюдением графика документооборота, является главный бухгалтер для всех исполнителей и структурных подразделений организации. По мере использования документов в учетном процессе их сдают в архив. Это завершающий этап документооборота. 
 
На крупных и средних предприятиях, имеющих сложную организационную и производственную структуру, ведение бухгалтерского учета может быть централизовано и децентрализовано. В тех случаях, когда сбор, обработка и формирование бухгалтерских данных осуществляются в отдельных производственных подразделениях (филиалах), а головная бухгалтерия ведет сводный учет в целом по предприятию, налицодецентрализованная организация учета.  
 
При централизованном учете на предприятии в производственных подразделениях реализуются функции сбора бухгалтерских данных (возможна предварительная обработка), а формирование отчетных сводок по ним и разработку отчетности осуществляет главная (центральная) бухгалтерия предприятия.  
 
 3. Права и обязанности главного бухгалтера 
 
Самостоятельно 
 
 
Тема 15. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика. 
 
Профессиональная деятельность бухгалтеров как в России, так и за рубежом регулируется рядом положений, законодательных актов, инструкций и нормативных требований. К их числу относится и Кодекс этики бухгалтера (далее - Кодекс), на основании которого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC) разработаны нормы этики бухгалтера. 
 
По мнению IFAC, из-за существующих национальных различий в культуре, языке, правовых и социальных системах подготовку профессиональных этических норм и контроль за их выполнением должны осуществлять организации- члены IFAC в каждой конкретной стране. Но при возникновении противоречия национальное требование является более приоритетным, чем положения Кодекса. 
 
При разработке основных положений Кодекса IFAC исходила из того, что, за исключением специально оговоренных случаев, цели и фундаментальные принципы действительны для всех профессиональных бухгалтеров. Независимо от того, работает ли он в промышленности, сфере торговли или образования, государственном секторе и т.д., бухгалтер должен владеть определенными профессиональными навыками, быть приверженным общему кодексу ценностей и принципов поведения, осознавать свой долг не только перед конкретной организацией, но и перед обществом в целом. 
 
Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие представители делового сообщества, а также правительство и население любой страны полагаются на профессиональных бухгалтеров в вопросах финансового учета и составления финансовой отчетности, а также эффективного управления и компетентных рекомендаций по различным вопросам бизнеса и налогообложения. Поэтому бухгалтер должен быть заинтересован в том, чтобы предоставляемые им услуги отличались самым высоким уровнем качества и соответствовали этическим нормам, призванным его обеспечить. 
 
Необходимо отметить, что профессиональная квалификация бухгалтеров, особенно при переходе национальной системы бухгалтерского учета на международные стандарты, зависит от соответствующих изменений в области образования, подготовки и переподготовки кадров. Для реализации данного направления представители бухгалтерской профессии должны переосмыслить свою роль и место в структуре хозяйствующего субъекта, а управленческий персонал - осознать значение бухгалтера в развитии предприятия. 
 
Во многих учебных заведениях в программу уже включен курс "Учет и анализ хозяйственной деятельности в зарубежных странах". Его изучение поможет будущим специалистам освоить стандарты, принципы и методики, принятые в западных странах, способствует более глубокому пониманию концепций, на которых базируются зарубежные системы бухгалтерского учета, сложившиеся в условиях рыночной экономики, а также приобретению навыков по формированию учетной политики хозяйствующих субъектов.  
 
Кодекс этики бухгалтера 
 
Часть I Кодекса включает семь этических норм, которым должны следовать все профессиональные бухгалтеры. 
 
 1. Порядочность и объективность. Согласно существующей международной практике профессиональные бухгалтеры составляют финансовую отчетность и оказывают услуги по налоговому и управленческому консультированию, осуществляют внутренний аудит и выполняют функции по финансовому управлению хозяйствующим субъектом, принимают участие в процессе обучения и повышения квалификации. Вне зависимости от выполняемых функций бухгалтер должен быть порядочен и объективен. 
 
В соответствии с Кодексом бухгалтеру не следует принимать подарки, которые могут считаться оказывающими влияние на его профессиональное суждение, и предлагать такого рода подарки лицам, с которыми он ведет дела. При этом необходимо учитывать, что в разных странах существуют различные представления о том, что считается неуместным подарком. 
 
^ 2. Профессиональная компетентность. Бухгалтер должен иметь определенный уровень общего образования, за которым следует специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам, а также стаж работы по специальности. 
 
Также для поддержания уровня профессиональной компетенции необходимо следить за изменениями в сфере бухгалтерского учета, в соответствующих национальных и международных положениях, нормативно-правовых актах. 
 
3. Конфиденциальность. Профессиональный бухгалтер обязан соблюдать конфиденциальность в отношении информации о клиенте или работодателе, полученной при выполнении своих обязанностей, за исключением случаев, когда ему предоставлены особые полномочия по раскрытию информации или это продиктовано требованиями закона. 
 
Бухгалтер не должен использовать или создавать видимость использования сведений о клиенте или работодателе для личной выгоды или выгоды третьих лиц. Следует отметить, что конфиденциальность информации охраняется законом или общим правом, поэтому подобные этические нормы зависят от нормативно-правовой базы каждой конкретной страны. 
 
Бухгалтер может раскрыть информацию в следующих случаях: 
 
если клиент или работодатель дают разрешение на ее раскрытие. Однако следует рассмотреть заинтересованность всех сторон, в том числе и третьих лиц, на интересы которых это может оказать воздействие; 
 
когда раскрытие информации предписано законом. Например, при предъявлении документов или даче показаний в ходе судебного разбирательства. 
 
4. Умение разрешать этические конфликты. В Кодексе этики бухгалтера предусмотрена возможность существования давления на бухгалтера со стороны вышестоящего руководителя, менеджера, директора или партнера, особенно, если отношения между ними носят семейный или личный характер. Поэтому Кодекс предостерегает от возникновения отношений или интересов, которые могут оказать негативное воздействие, нанести ущерб или угрожать порядочности профессионального бухгалтера. 
 
В российской практике бухгалтер, если не хочет потерять работу, как правило, даже при наличии серьезных этических проблем, вынужден следовать политике, принятой в его организации. 
 
 5. Владение налоговой практикой. При составлении налоговой отчетности бухгалтер должен обеспечить клиента или работодателя необходимой информацией о действующем налоговом законодательстве и налагаемых им ограничениях. Налоговые рекомендации и заключения, способные привести к серьезным финансовым последствиям, бухгалтеру следует представлять в письменном виде. При этом отчетность не должна содержать пропусков, ложных или вводящих в заблуждение утверждений, вносить путаницу в информацию. 
 
Если в налоговой отчетности допущена ошибка или упущение, бухгалтер обязан немедленно известить об этом клиента или работодателя. 
 
Соблюдение этических норм при осуществлении международной деятельности. 
 
Этические нормы в разных странах могут быть в той или иной степени различны. При этом профессиональный бухгалтер должен руководствоваться следующими правилами: 
 
если этические нормы страны, в которой бухгалтер предоставляет свои услуги, являются менее жесткими, чем установленные в Кодексе этики IFAC, то применяются нормы Кодекса; 
 
если нормы страны, в которой бухгалтер предоставляет свои услуги, более жесткие, чем в Кодексе, то необходимо применять нормы данной страны; 
 
если же этические нормы одной из стран носят обязательный характер и они более жесткие, чем было указано выше, то их необходимо соблюдать. 
 
Этические нормы при предложении своих услуг на рынке труда. При продвижении своих услуг на рынке профессиональные бухгалтеры не должны: 
 
использовать средства, которые наносят ущерб репутации данной профессии; 
 
преувеличивать услуги, которые они могут оказать, а также свою квалификацию и опыт; 
 
пренебрежительно отзываться о работе других бухгалтеров. 
 
Во II части Кодекса этики бухгалтера рассмотрены этические нормы, которые применяются публично практикующими бухгалтерами и затрагивают профессиональные навыки и специфические черты профессии. 
 
6. Независимость. При составлении отчета бухгалтер не должен проявлять заинтересованность, которая может быть признана несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости. 
 
Например, если бухгалтер в течение текущего периода был членом совета директоров, должностным лицом, служащим компании и т.д., он является лицом заинтересованным, и это может помешать его независимости при составлении отчета о деятельности компании. В подобных ситуациях также запрещается назначать публично практикующих бухгалтеров аудиторами соответствующих компаний. 
 
Если бухгалтер предоставляет консультационные услуги, он может быть независим, но при условии, что не участвует в принятии управленческих решений и не несет ответственности за таковые. 
 
 7. Профессиональная компетенция и обязанности бухгалтера при привлечении других специалистов. Публично практикующим бухгалтерам не следует оказывать профессиональные услуги, которые не входят в их компетенцию. В таких ситуациях необходимо обращаться к специалисту. 
 

8. Гонорар и  комиссионное вознаграждение. Гонорары являются справедливым отражением стоимости услуг, оказываемых бухгалтером, с учетом: навыков и знаний, необходимых для оказания конкретного вида услуг; уровня подготовки и опыта; времени, затраченного бухгалтером на оказание услуг. 
 
Согласно Кодексу профессиональные услуги бухгалтер не должен предлагать, предоставлять клиенту в соответствии с договоренностью, согласно которой гонорар будет уплачен только в случае получения конкретного вывода или результата. При этом принято считать, что выплата комиссионного вознаграждения может отрицательно сказаться на объективности и независимости публично практикующего бухгалтера. 
 
 9. Деятельность, не совместимая с публичной бухгалтерской практикой. 
 
Публично практикующий бухгалтер не должен принимать участия в каком-либо бизнесе или деятельности, которое может нанести ущерб его порядочности, независимости и объективности. 
 
 10. Денежные средства клиентов. Бухгалтер, которому доверены денежные средства, принадлежащие другим лицам, обязан: хранить их отдельно от своих личных денежных средств или средств фирмы; использовать только в соответствии с их целевым назначением; в любое время быть готовым отчитаться по этим денежным средствам перед лицами, имеющими право получать эту отчетность. 
 
 11. Реклама и предложение собственных услуг. Вопрос о возможности осуществления публично практикующими бухгалтерами рекламы и предложения своих услуг относится к компетенции организаций- членов IFAC и решается ими исходя из правовых, социальных и экономических условий каждой страны. 
 
Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование и удовлетворять требованиям порядочности, честности и достоверности. 
 
Бухгалтеры, являющиеся авторами книг и статей по профессиональным вопросам, могут указывать свои фамилии, профессиональную квалификацию, наименование своей организации, однако они не должны предоставлять какую-либо информацию в отношении услуг, оказываемых их фирмой. Это относится и к лекциям, интервью на радио или в телевизионных программах. 
 
 12. Обязательства по соблюдению лояльности. Наемные профессиональные бухгалтеры должны соблюдать лояльность по отношению к своему работодателю и коллегам по профессии. Для сотрудника первоочередное значение имеет приверженность законным и этическим целям своей организации, но могут возникать конфликтные ситуации, когда руководство потребует от бухгалтера нарушить закон; 
 
нарушить правила и стандарты своей профессии; 
 
обмануть или ввести в заблуждение (в том числе, храня молчание) лиц, выступающих в качестве аудиторов работодателя; 
 
подписать заявление, которое существенно искажает факты. 
 
При этом различные точки зрения в отношении профессиональных или этических вопросов регулируются в рамках организации, где работает бухгалтер (сначала с непосредственным начальником, а затем с руководителями более высокого ранга). 
 
 13. Поддержка коллег по профессии. Профессиональный бухгалтер, особенно обладающий властными полномочиями в отношении других бухгалтеров, следит за тем, чтобы его подчиненные придерживались собственных суждений в вопросах, которые входят в их компетенцию. 
 
 14. Представление информации. Профессиональный бухгалтер честно представляет финансовую информацию в полном объеме. Финансовая и нефинансовая информация должна иметь форму, которая четко описывает истинный характер коммерческих сделок, активов или обязательств. 
 
В заключение следует отметить, что соблюдение положений и правил этического Кодекса имеет чрезвычайно важное значение для бухгалтеров. При нарушении установленных норм и правил бухгалтер может быть лишен лицензии на профессиональную деятельность и исключен из числа членов общественной бухгалтерской организации.

Информация о работе Учётная политика организации