Учёт материально-производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение предприятия, организации учета поставки материалов, методов проведения аудиторской проверки и инвентаризации.

Для достижения цели исследования представляется целесообразным решить следующие задачи:

- изучить понятие, классификацию и оценку материально-производственных запасов;

- ознакомиться с учетом движения материалов;

- охарактеризовать финансово-хозяйственную деятельность ОАО «МГОК»;

- изучить документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»;

- ознакомиться с проведением инвентаризации и учетом поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК»;

- охарактеризовать учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО;

- рассмотреть основные направления автоматизации ведения МПЗ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретико-методические аспекты учета материально-производственных запасов………………………………………………………6

1.1 Понятие, классификация и оценка материально-производственных запасов……………………………………………………………………………..6

1.2 Документация по учету движения материалов……………………12

1.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования (ОАО «МГОК»)………………………………………………….18

Глава 2. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»………………………………………………………………24

2.1 Документальное оформление и аналитический учет материально-производственных запасов…………………………………………………….24

2.2 Инвентаризация материально-производственных запасов на ОАО «МГОК»…………………………………………………………………………29

2.3 Учет поступления и выбытия материалов на ОАО «МГОК». Отражение в бухгалтерской отчетности информации о материально-производственных запасах……………………………………………………..34

Глава 3. Основные направления совершенствования учета материально-производственных запасов……………………………………..41

3.1 Аудит материально-производственных запасов…………………41

3.2 Учет материально-производственных запасов в соответствии с МСФО…………………………………………………………………………….45

3.3 Автоматизация ведения учета материально-производственных запасов……………………………………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….54

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………...57

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 87.54 Кб (Скачать файл)

Обособленно хранятся на складах  материалы, подлежащие лабораторному  анализу и техническому осмотру, а также материалы, принятые на ответственное  хранение. Приходные ордера на них  не выписываются, расходовать их не разрешается до выявления результатов  анализа. Их учет организуется в специальной  книге. Вначале регистрируют поступившие  материалы, находящиеся на лабораторном исследовании, а затем материалы, принятые на ответственное хранение. Ведение этой книги обеспечивает контроль за сохранностью социалистической собственности.

Кроме перечисленных документов, составляются накладные (ф. № М-12, М-13) при внутреннем перемещении материалов со склада на склад или при сдаче  цехами на склад неиспользованных сэкономленных  материалов или ценных отходов производства, отходов от брака продукции, от ликвидации основных средств, от выбытия из эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Материально ответственные  лица, сдающие материалы, выписывают накладные в двух экземплярах: один цеху для списания материалов, другой складу - для их оприходования.

Расходные документы отражают отпуск материалов на производственные нужды (изготовление продукции), на хозяйственные  нужды (содержание зданий, ремонтные  работы), реализацию на сторону излишних, не используемых в хозяйственной  деятельности предприятия материалов. К ним относятся: лимитно-заборные карты, требования, накладные. Лимитно-заборная карта (ф. № М-8, М-9) выписывается отделом снабжения на одну или несколько позиций (видов материалов), относящихся к определенному коду производственных затрат (заказу). Расчет потребности необходимого объема и вида материальных ценностей цеху для выполнения производственной программы осуществляет планово-производственный отдел. Лимит расходования и отпуска материалов при этом сокращается на количество ценностей данного вида оставшихся в цехах на начало месяца. Выписываются карты в двух экземплярах: один - цеху, другой - складу. При отпуске ценностей со склада кладовщик расписывается в лимитно-заборной карте цеха, а представитель получателя - в лимитно-заборной карте склада. В обеих картах после каждого отпуска выводится остаток неиспользованного лимита. По использовании лимита и по окончании месяца лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерию предприятия. На основании их оформляется отпуск материалов и осуществляется текущий контроль за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

В целях сокращения количества лимитно-заборных карт возможно применение поквартальных карт с отрывными  месячными талонами. Если лимитно-заборные карты используются при постоянном, систематическом отпуске материалов, то для оформления однократного их отпуска на хозяйственные и прочие нужды применяется требование (ф. № М-10 и М-11) (Приложение И) . Выписывается требование в двух экземплярах цехами, отделами, потребителями материалов: один остается у получателя с распиской  материально ответственного лица склада, второй -- у заведующего складом (кладовщика) с распиской получателя.

Всякий сверхлимитный  отпуск материалов на производство (возмещение брака, перерасход, перевыполнение производственной программы) или замена материалов оформляются  выпиской специального требования с  отметкой в нем кода причины и  виновника перерасхода. Отпуск в  этих случаях допускается только с разрешения директора предприятия, или главного инженера, или лиц, ими  уполномоченных. Накладные (ф. № М-14 и М-15) (Приложение И) применяются  для учета и оформления отпуска  материалов на сторону или хозяйствам своего предприятия, расположенным  за пределами его территории. Выписываются они отделом сбыта в трех экземплярах на основании нарядов или договоров. При перевозке автотранспортом материалов, отпущенных на сторону, выписывается товарно-транспортная накладная.

Аналитический учет поступления  материалов зависит в значительной мере от выбора учетной цены. На ОАО  МГОК в качестве учетных цен применяют  средние цены поставщика, и поступившие  материалы отражают на каждом аналитическом  счете по этим ценам. Наценки снабженческих  организаций, комиссионные, таможенные пошлины, транспортно-заготовительные  расходы и другие составляющие расходов по заготовлению по всем поступившим  материалам учитывают на аналитическом  счете Транспортно-заготовительных  расходов и наценок снабженческо-сбытовых организаций. Отпущенные в производство и на другие нужды материалы списывают  с кредита счета Материалов в  дебет соответствующих счетов издержек производства и на другие счета в  течение месяца по учетным ценам. При этом делают бухгалтерскую запись

Д-т счета Основного  производства - материалы отпущены основному производству

Д-т счета Вспомогательных  производств - материалы отпущены вспомогательным  производствам

Д-т счета Общепроизводственных расходов. Общехозяйственных расходов и др. - в зависимости от направления  расходов материалов

К-т счета Материалов или  других счетов по учету материалов.

Стоимость материалов по учетным  ценам распределяют между различными счетами издержек производства на основании  ведомости распределения материалов. Ее составляют по данным первичных  документов о расходе материалов. По истечении месяца определяют разницу  между фактической себестоимостью израсходованных материалов и их стоимостью по учетным ценам. Разницу  списывают на те же счета затрат, на которые были списаны материалы  по учетным ценам (Основного производства, Вспомогательных производств и др.). При этом, если фактическая себестоимость выше учетной цены, разницу между ними списывают дополнительной бухгалтерской проводкой, а обратную разницу (что возможно при использовании в качестве учетной цены плановой себестоимости материалов) - способом "красное сторно", т. е. отрицательными числами.

Отклонения фактической  себестоимости материалов от стоимости  их по учетным ценам распределяют между израсходованными материалами  пропорционально стоимости материалов по учетным ценам. С этой целью  определяют процентное отношение отклонений фактической себестоимости материалов от учетной цены, и найденное отношение  умножают на стоимость отпущенных материалов по учетным ценам. Оставшиеся на складе материалы, оценены, но средней покупной или плановой (нормативной) себестоимости. В расчетных документах поставщиков  по поступившим материалам отдельно выделяются суммы налога на добавленную  стоимость (НДС), сумма которого отражается по дебету счета Налога на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям (субсчет "Налог на добавленную  стоимость по приобретенным материальным ресурсам") с кредита счетов Расчетов с поставщиками и подрядчиками, Расчетов с подотчетными лицами и др.

После оплаты материалов поставщикам  сумма налога на добавленную стоимость  списывается с кредита счета  по учету НДС в дебет счета  Расчетов с бюджетом, субсчет "Расчеты  по налогу на добавленную стоимость".

 

2.2 Инвентаризация материально-производственных  запасов на ОАО «МГОК» 

В действующих организациях инвентаризация материалов осуществляется в соответствии с Положением по выявлению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации (перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме запасов, инвентаризация которых проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Проведение инвентаризации обязательно также в следующих  случаях:

·  при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

·  при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

·  в случаях пожара, стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

·  в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации. Кроме того, для контроля за сохранностью материалов, условиями их хранения и состоянием складского учета в межинвентаризационные периоды целесообразно проводить систематические проверки и выборочные инвентаризации материалов. При этом количество таких инвентаризаций в отчетном году устанавливается руководителем организации.

Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия  товарно-материальных ценностей в  натуральном и стоимостном выражении. В процессе инвентаризации проверяются: сохранность товарно-материальных ценностей; правильность их хранения, отпуска, состояние весового и измерительного инструмента; порядок ведения учета  движения товарно-материальных ценностей.

По объему проверки инвентаризации делятся на сплошные и выборочные, а по времени - на плановые и внезапные. Все выше указанные виды имеют  свое применение на ОАО «МГОК». Организует и руководит проведением инвентаризации в зависимости от её вида руководитель предприятия – Кретов С.И или  главный бухгалтер – Бирюков  Н.И.. Работу по проведению инвентаризации осуществляет комиссия, состоящая из компетентных лиц, назначаемая приказом руководителя предприятия.

Бухгалтерия к моменту  проведения инвентаризации составляет инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей по складам (ф. № инв-3) (Приложение О). Складские операции в этот период не производятся; заведующие складами в данной описи дают расписку в том, что все документы склада записаны в карточки складского учета  материалов и сданы в бухгалтерию  предприятия.

При проведении инвентаризации комиссия в присутствии материально  ответственных лиц осуществляет тщательный подсчет, взвешивание или  обмер каждого вида (сорта) материалов и полученные фактические результаты записывает в инвентаризационные описи. Запись производится по каждому отдельному наименованию материалов с указанием  номенклатурного номера, вида, группы, артикула, партии, сорта, в единицах счета, массы или меры.

При осуществлении инвентаризации учитываются специфические особенности  отдельных видов материалов. В  частности, тара записывается в опись  по видам, целевому назначению и качественному  состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т. д.). На тару, пришедшую в негодность, составляется акт на списание с указанием причин негодности и лиц, ответственных  за тару.

Отдельные описи составляются на материалы, находящиеся в пути, на ответственном хранении на складах  других организаций, подвергшиеся порче, ненужные, неликвидные, а также на поступившие или отпущенные во время  проведения инвентаризации.

Описи подписываются всеми  членами комиссии и материально  ответственными лицами, которые подтверждают, что все материалы проверены  в их присутствии и претензий  к комиссии они не имеют.

На специализированном складе №4 по хранению и отпуску материалов в апреле 2009 года при затребовании обслуживающим хозяйством предприятия  был установлен факт недостачи термометров.

Распоряжением управляющего ОАО «МГОК» от 25 апреля 2009 года №12 на 26 апреля 2009 года было назначено проведение инвентаризации материальных ценностей  на этом складе.

В результате инвентаризации было установлено фактическое наличие  Дробилки ККД 1600 – 1 штука, Дробилка ККД 1565 – 6 штук, Дробилка КРД 700 – 1 штука, Дробилка КСД 220 – 3 штуки, краска эмаль – 2000 литров, компенсатор ФОК – 1 штука, вставка  в лоток – 1 штука, термометр – 170000 штук, насос ФЦК – 200 штук, муфта  эл.магнитная – 2 штуки,бронь-4 – 20 штук. Тогда как по данным бухгалтерского учета на складе значилось наличие  термометров в количестве 176000 штук. Стоимость термометра 120 рублей за штуку. Наличие остального материала совпадала  с бухгалтерским учетом.

По итогам работы комиссии были составлены инвентаризационная опись  товарно-материальных ценностей - форма  № ИНВ -3 (Приложение О) и сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей –  форма № ИНВ-19 (Приложение П).

Дебет 94

Кредит 10 720000

Данные инвентаризационных описей используются для составления  сличительных ведомостей, в которых  фактические данные описей сопоставляются с учетными данными. При выявлении  недостач или излишков материально  ответственные лица должны написать соответствующие объяснения. Комиссия устанавливает характер, причины  выявленных расхождений или порчи  материалов определяет порядок регулирования  разниц и возмещения потерь.

Независимо от причин возникновения  все недостачи материалов по их фактической  себестоимости списывают с кредита  счета Материалов в дебет счета  Недостач и потерь от порчи ценностей. После выяснения всех обстоятельств  возникновения недостач или порчи  материалов руководитель организации принимает решение о порядке их списания со счета Недостач и потерь от порчи ценностей.

Недостачи материальных ценностей  в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном законодательством  порядке, списывают с кредита  счета Недостач и потерь от порчи  ценностей на издержки производства или обращения хозяйствующих  субъектов. При отсутствии норм убыль  рассматривается как недостача  сверх норм. Нормы естественной убыли  могут применяться лишь в случаях  выявления фактических недостач.

Информация о работе Учёт материально-производственных запасов