Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:59, курсовая работа
Под организацией расчётов с поставщиками и подрядчиками понимается хозяйственная деятельность пополнение производственных запасов товароматериальных ценностей работ и услуг, т.е. товародвижения. Причем в качестве продавцов и покупателей могут выступать юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица без регистрации.
По общему определению бухгалтерский учет – это система сбора, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в денежном выражении о хозяйстве юридического лица, его имуществе источниках формирования этого имущества, возникновение и движение обязательств организации. Множество хозяйственных процессов, связанных с оборотом (движением) товаров: приобретение, транспортировка до места продажи, приемка погрузка и разгрузка, доставка. Процесс приобретения товаров материальных ценностей работ и услуг непосредственно связан с движением денежных потоков в организации, образованием и погашением задолженности. Все это относится к операциям товародвижения
Также к третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ6/01 Учет основных средств» приказом Министерства финансов РФ от 30.03.01г. №26н утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также содержит положения и рекомендации, касающиеся особенностей учета затрат на производство и реализацию продукции, ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и прочие.
Из документов третьего уровня, регулирующих учет расчётов с поставщиками и подрядчиками, в ОАО ЭТЗ «Энергомера» применяются:
План счетов
бухгалтерского учета
организации и Инструкция
по его применению. Утверждены приказом
Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н
г) Четвертый уровень — инициативный уровень самопредприятия.
Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формирующие учетную политику организации.
Согласно действующему законодательству организации на основе принципов и методов, закрепленных в нормативных актах по бухгалтерскому учету, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации учета и прочих особенностей, самостоятельно (на базе единого Плана) разрабатывают рабочий план счетов экономического субъекта, утверждают документооборот, выбирают методы оценки имущества и т. д.
Название документов, их статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
Сведения, полученные в ходе ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, могут служить исходными данными для налоговых расчетов. Вместе с тем законодательные и иные нормативные акты,
регулирующие порядок налогообложения, не могут содержать положения, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета.
Главными задачами этого учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
- контроль за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности;
- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с поставщиками и покупателями;
- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Данный счет предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:
- полученные товарно-
- товарно-материальные ценности, работы и услуги, расчеты по которым производятся в порядке плановых платежей;
- товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);
- излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
- полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи.
Подрядные строительные и
Все операции с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, проводятся по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" независимо от времени оплаты предъявленного счета.
3.2 Учёт расчётов с поставщиками товарно-материальных ценностей
Основными элементами производственного процесса предприятия ОАО «ЭТЗ «Энергомера» являются:
- производство готовой продукции;
- хранение готовой продукции;
-отпуск (продажа) товаров покупателям.
Для производства готовой
продукцию необходимо приобретения
сырьё, материалы, инвентарь,
Порядок приемки товаров регламентируется договором и соответствующими стандартами и правилами.
Товары можно учитывать по покупным или продажным ценам. При ведении учета по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается на счете 42 "Торговая наценка". Следует отметить, что учет в оптовой торговле ведется по покупным ценам. Расходы по заготовке и доставке товаров при этом могут собираться на счете 44 "Расходы на продажу", а также, когда они осуществляются сторонними организациями за счет торгового предприятия, могут быть учтены в учетной стоимости товара; конкретный способ учета данных расходов должен предусматриваться учетной политикой организации.
Доставка неоплаченных товарно-материальных ценностей от поставщика на склад покупателя отражается в учете на основании, счета-фактуры, в котором отдельной строкой выделяется сумма НДС, что фиксируется следующей проводкой:
Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, указанную в счете-фактуре;
Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Кредит счёта 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" - на общую сумму задолженности поставщику.
Следует отметить, что, когда в первичных учетных документах (приходных кассовых ордерах, счетах-фактурах, актах и т.д.) не выделена сумма НДС отдельной строкой или не оформлен либо составлен ненадлежащим образом счет-фактура, исчисление расчетным путем налога на добавленную стоимость не производится. При этом стоимость приобретенных товаров, включая НДС, приходуется по счету 41 "Товары" с последующим списанием на счет реализации. Кроме того, не принимаются в расчет у покупателей суммы НДС по товарам, приобретенным у организаций розничной торговли.
Когда товар закупается у физических лиц (как индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, так и не являющихся ими), НДС по ним не уплачивается, поэтому сумма налога по счету 19 не отражается. Таким образом, при данных операциях предприятие торговли обязано уплатить налог на добавленную стоимость с полной суммы товарооборота без предъявления каких-либо сумм к зачету в бюджет, что делает такие операции невыгодными.
Операции могут быть проведены через подотчетных лиц, что отражается проводкой:
Дебет счёта 10,1 "Материалы"
Кредит счёт 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Если товарно-материальные ценности закупаются у юридических лиц, следует отметить, что впоследствии, после того как товар будет оплачен поставщику, покупатель засчитывает НДС при расчетах с бюджетом независимо от факта реализации данных товаров (при правильном оформлении счета-фактуры), что отражается записью на сумму НДС по оплаченным и поступившим товароматериальным ценностям:
Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"
Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".
При этом засчитывается НДС по поступившим товарам, суммы налога по оплаченным, но неоприходованным ценностям не уменьшают причитающихся в бюджет сумм платежей. Кроме того, стоимость оплаченных товаров, не прибывших на конец месяца, на склад, отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (без оприходования этих товаров на склад). В начале следующего месяца данные суммы сторнируются и числятся в текущем учете как дебиторская задолженность по счету 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
Оприходование товаров оформляется следующими проводками:
Дебет счёта 41 "Товары" - на стоимость оприходованного товара;
Дебет счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям" - на сумму НДС, относящуюся к полученному товару
Кредита счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - на стоимость товара с НДС, указанную в счете-фактуре.
Зачет предоплаты отражается записью:
Дебет счёта 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Кредит счёта 60 субсчёт"Авансы выданнын".
После этого возможно учесть сумму НДС при расчетах с бюджетом, что фиксирует проводка:
Дебет счёта 68 "Расчеты с бюджетом"
Кредит счёта 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Если после предварительной оплаты была отменена поставка товара, то на сумму возврата средств производятся следующие записи:
Дебет счёта 51 "Расчетный счет"
Дебет счёта 52 "Валютный счет"
Дебет счёта 50 "Касса"
Кредит счёта 60 субсчёт "Авансы выданные»..
Пример.
ОАО «Электротехнический завод «Энергомера» приобрело у оптового предприятия партию строительных материалов на сумму 21360 руб. (в том НДС – 3560 руб.). Доставка груза произведена транспортной организацией, в связи, с чем возникли расходы в сумме 500 руб. Расчеты с поставщиком произведены за 2 дня до поставки товара, а перевозчиком - через 3 дня после оказания услуги. (таблица 5).
Аналитический учет поступления товароматериальных ценностей и услуг сторонних организаций на предприятии ведется на складах и в бухгалтерии.
Таблица 5 – Корреспонденция счетов по учету приобретения товарно-материальных ценностей для ОАО «ЭТЗ «Энергомера»
№ |
Наименование операции |
Сумма, руб. |
Дебет |
Кредит |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Перечислен аванс оптовому предприятию |
21360 |
60 |
51 |
2 |
Оприходована партия строй материалов |
17800 |
10 |
60 |
3 |
Отражен НДС по поступившим товарам |
3560 |
19 |
60 |
4 |
Акцептован счет транспортной организации на сумму услуги без НДС |
500 |
44 |
76 |
6 |
После оприходования товара произошел зачет поступившего аванса |
21360 |
60 |
60 субсчет «Поступившие авансы» |
7 |
Принята к зачету сумма НДС по поступившим товарам |
3560 |
68 |
19 |
8 |
Произошел платеж транспортной организации |
500 |
76 |
50 |