Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 20:33, контрольная работа
Целью работы является рассмотрение следующих вопросов:
•факторинг;
•факторинговые операции;
•виды факторинговых операций.
Введение
1. Факторинг
2. Факторинговые операции банков
3. Виды факторинговых операций банков
Заключение
Список использованной литературы
Снижение рисков компании-поставщика. При факторинге банк берет на себя значительную часть рисков своего клиента, в частности риски ликвидности, кредитные, валютные и процентные риски. Под кредитными рисками при факторинге понимается возможность неоплаты дебиторами поставок с отсрочкой платежа. После заключения факторингового договора и предоставления финансирования предприятию-клиенту банк полностью несет все убытки, связанные с непоступлением платы от дебиторов. Поставщик же может таких убытков избежать, так как уже получил от банка 60-90% от стоимости контракта. Иногда банк, стремясь оградить себя от кредитных рисков, заключает так называемый договор факторинга с регрессом. Согласно этому договору при неоплате поставки в течение определенного периода банк имеет право осуществить обратную переуступку денежного требования поставщику (по одному или нескольким дебиторам) и востребовать с него сумму задолженности по этим дебиторам. Стоимость факторинга при этом ниже в среднем на 10%. Ликвидные риски представляют собой риски несвоевременной оплаты дебиторской задолженности, приводящие к недостатку средств у поставщика для покрытия текущих затрат. При факторинге поставщик получает финансовые ресурсы от банка практически в момент поставки, поэтому ликвидные риски поставщика становятся заботой банка. Снижение валютных рисков означает возможность немедленно конвертировать в валюту денежные средства, полученные от банка. Этот аспект факторинговых услуг важен для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Факторинг позволяет избежать так называемых процентных рисков. Они возникают в случае, когда компания за счет привлечения кредитов пытается восполнить недостаток оборотных средств, вызванный отсрочкой платежей. Напомним, что процентная ставка по краткосрочным кредитам в первую очередь зависит от ситуации на рынке заемных средств, поэтому предприятие не застраховано от резкого удорожания кредитных ресурсов. При заключении же бессрочного договора факторинга банк гарантирует поставщику, что стоимость предоставляемых денежных ресурсов будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени (например, в течение полугода или года). Этот аспект факторингового обслуживания является дополнительным стабилизирующим фактором для бизнеса поставщика.
Управление дебиторской
задолженностью. Важной особенностью
факторинга является то, что банк не
только осуществляет финансирование поставок
в кредит, но и управляет дебиторской
задолженностью клиента. Поставщику регулярно
предоставляются следующие
Недостатки факторинга. Главный недостаток факторинга в том, что его использование обходится предприятию дороже, чем привлечение кредита. Факторинговая комиссия представляет собой общую плату за комплексную услугу и в общем случае складывается из следующих составляющих:
- сбор за обработку документов (50-200 руб. за документ);
- собственно факторинговая комиссия (0,5-3% от стоимости контракта);
- проценты за использование денежных средств, предоставленных банком клиенту сразу после отгрузки товара и получения от него товарно-транспортных документов (до 36% годовых).
Сторонами договора факторинга согласно ст.824 являются Финансовый агент (как правило, банк) и Клиент (поставщик).
Стандартная схема факторинговой операции:
1. Заключается, либо уже
действует договор купли-
2. Заключается основной
договор финансирования под
3. Клиент письменно уведомляет
Должника о произведенной
4. Клиент осуществляет поставку продукции (оказание услуги, производства работ) Должнику;
5. Клиент предоставляет
Финансовому агенту накладную
(либо акт приема-передачи
6. Финансовый агент выплачивает в день поставки, как правило от 80% до 95% от стоимости поставленной продукции (оказанной услуге, произведенной работы);
7. Должник осуществляет оплату Финансовому агенту в назначенный срок;
8. Финансовый агент выплачивает
остаток (от 5 до 20% от стоимость
поставленной продукции) за
3.Виды факторинговых операций
В основе факторинга лежит переуступка неоплаченных долговых требований фактору, что является общим элементом для всех видов факторинга, описанных ниже. Факторинговые операции банков классифицируются как:
а) Национальные (внутренние), если поставщик, покупатели, а также фактор находятся в одной стране;
б) Международные (внешние), если одна из трех сторон факторингового соглашения находится в другом государстве;
в) Открытые - это форма факторинговой услуги, при которой плательщик уведомлен о взыскании долга с помощью фактора;
г) Закрытые. Свое название получили в связи с тем, что служат скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур фактору.
В данном случае
плательщик ведет расчеты с
самим поставщиком, который
С правом регресса, т.е. обратного
требования к поставщику возместить
уплаченную сумму, или без подобного
права. Данные условия связаны с
рисками, которые возникают при
отказе плательщика от выполнения своих
обязательств, т.е. кредитными рисками.
При заключении соглашения с правом
регресса поставщик продолжает нести
определенный кредитный риск по долговым
требованиям, проданным им фактору.
Последний может
С условием кредитования поставщика
в форме оплаты требований к определенной
дате или предварительной оплаты.
В первом случае клиент фактора, отгрузив
продукцию, предъявляет счета своему
покупателю через посредство фактора,
задача которого получить в пользу
клиента платеж в сроки согласно
договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма
переуступленных долговых требований
(за минусом издержек) перечисляется
поставщику на определенную дату или
по истечении определенного
В случае предварительной
оплаты факторинговый отдел банка
покупает счета-фактуры у клиента
на условиях немедленной оплаты 80-90%
стоимости отгрузки, т. е. авансирует
оборотный капитал своего клиента
(дисконтирование счетов-
В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. Факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов - на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно- расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.
В настоящее время факторинговый
отдел может предоставлять
1.приобретать у предприятий - поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам, отгруженным и услугам оказанным);
2.осуществлять покупку
у предприятий - поставщиков дебиторской
задолженности по товарам,
Суть операций по услугам 1-й группы заключается в том, что отдел засчет своих средств гарантирует поставщику оплату выставляемых им на определенных плательщиком платежных требований - поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. В свою очередь, поставщик передает факторингу право последующего получения платежей от этих покупателей в пользу факторинга на его счет. Досрочная (до получения платежа непосредственно от покупателя) оплата платежных требований - поручений поставщика фактически означает предоставление ему фактором кредита, который ликвидирует риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от неплатежеспособности покупателя. В результате, получив незамедлительно денежные средства на свой счет, клиент фактора имеет возможность, в свою очередь, без задержки рассчитаться со своими поставщиками, что способствует ускорению расчетов и сокращает неплатежи в хозяйстве.
При покупке фактором просроченной
дебиторской задолженности по товарным
операциям он оплачивает поставщику
за счет своих средств указанную
задолженность не огульно, а при
определенных условиях: при сроке
задержки платежа не более трех месяцев
и лишь при получении от банка
плательщика уведомления о том,
что плательщик не снят полностью
с кредитования и не объявлен неплатежеспособным.
Операции по переуступке клиентом фактору
просроченной дебиторской задолженности
имеют повышенную степень риска.
Это обусловливает более
Заключение
Таким образом можно сделать
вывод, факторинг выгоден и
а) увеличить объем продаж,
число покупателей и
б) получить кредит в размере до 90% от стоимости поставляемого товара, что ускорит оборачиваемость средств.
Покупатель может:
- получить товарный кредит (продавец поставляет товар с отсрочкой платежа под гарантии в среднем до 3 месяцев);
- избежать риска получения некачественного товара;
- увеличить объем закупок;
- улучшить конкурентоспособность, ускорить оборачиваемость средств.
Основными доходами фактора являются:
- проценты по кредиту;
- плата за обслуживание.
Коммерческие банки, развивая факторинговые операции, дополняют их элементами бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания клиентов. Это позволяет расширять круг клиентов банка, усиливать связь с ними, увеличивать прибыль банка за счет расширения операций.
Таким образом можно выделить
главные экономические
факторинга:
а) увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;
б) превращение дебиторской задолженности в наличные деньги;
в) возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;
г) независимость и свобода от соблюдения сроков платежей со стороны дебиторов;
д) возможность расширения объемов оборота;
е) повышение доходности;
ж) экономия собственного капитала;
з) улучшение финансового планирования.
Российские предприятия используют факторинг крайне редко - в случае острой необходимости получения кредита на сверхкороткой срок. Это связано прежде всего с тем, что в России широко распространена предоплата за товар и не развит коммерческий (товарный) кредит как высоко рискованный. К тому же факторинг в современном варианте только появился на российском рынке и пока недостаточно оценены возможности его как финансового инструмента. Тормозит развитие факторинга также почти полное отсутствие методической базы факторинговых операций.
Однако опыт зарубежных стран и ряд преимуществ экспортного факторинга по сравнению с другими формами расчетов в международной торговле позволяют прогнозировать рост его популярности среди российских экспортеров. Это связано, во-первых, с тем, что экспортный факторинг осуществляют факторы с самым разным гражданством, входящие в то или иное объединение факторинговых компаний. Во-вторых, фирма поставщик, получив большую часть суммы за поставленный товар, немедленно после отгрузки может направить ее в оборот. В-третьих, фактор уведомит экспортера о финансовом положении потенциального покупателя. Таким образом, предприятие-экспортер получает возможность, не рискуя потратить время и деньги впустую, расширить производство под конкретного импортера того или иного вида товара. Поскольку факторинг существенно помогает взысканию платежей по обязательствам коммерческой деятельности, он особенно актуален в условиях большой дебиторской задолженности, парализующей систему безналичных расчетов нашей страны.