Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 17:35, дипломная работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретических основ финансового контроля, его видов, основных методов, а так же показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации и разработка комплекса мер направленных на его совершенствование.
К основным задачам дипломной работы относятся исследование теоретико-методических основ государственного финансового контроля, его видов и методов реализации, контроль за целевым и эффективным использование государственных средств, а также оценка эффективности государственного финансового контроля и пути его совершенствования.
Введение
1. Организация финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность финансового контроля, виды и методы
1.2 Система государственного финансового контроля ее институты
1.3 Бюджетный контроль как вид государственного финансового контроля
2. Практика осуществления финансового контроля РФ
2.1 Организация финансового контроля за соблюдением налогового и бюджетного законодательства, оценка его эффективности
2.2 Контроль целевого и эффективного использования средств федерального бюджета
2.3 Практика проверок целевого и эффективного использования средств бюджета Тюменской области, выделенных на реализацию областных целевых программ
3. Пути совершенствования системы государственного финансового контроля
3.1 Проблемы осуществления государственного финансового контроля РФ
3.2 Пути совершенствования государственного финансового контроля РФ
Заключение
Список используемой литературы
После завершения финансового
года Счетная палата начинает подготовку
к упомянутой третьей, заключительной,
фазе – комплексной документальной
ревизии уже исполненного бюджета,
которая осуществляется на основании
норм и положений статей 2, 9 и 11 Закона
о Счетной палате РФ. Цель ревизии
– на строго документальной основе
установить фактическое исполнение
закона о федеральном бюджете
В этой связи определяются объем
и структура поступивших
Информационной основой
контрольных мероприятий, осуществляемых
в ходе ревизии исполнения федерального
бюджета, являются, во-первых, федеральные
законы и иные нормативные и правовые
акты, регулирующие бюджетные отношения.
Во-вторых, – база данных Счетной
палаты, сформированная посредством
обработки всех ставших основанием
для операций со средствами федерального
бюджета первичных платежных
документов, полученных из Минфина
и Банка России, а также от иных
участников бюджетного процесса, база
данных отчетности, исходя из которых
составляется отчет Минфина России
об исполнении федерального бюджета. В-третьих,
– первичные платежные
Количественные данные о
рассмотрении и выполнении в 2009 году
представлений, направленных Счетной
палатой Российской Федерации по
результатам контрольных
Таблица 1.1.1
Кому направлены представления |
Количество представлений | |||||||
Направлено |
В стадии рассмотрения (срок исполнения не истек) |
Не рассмотрено (ответ не получен, срок исполнения истек) |
Рассмотрено (получен ответ) |
Выполнено |
Выполнено в неполном объеме |
Не выполнено | ||
Всего: |
451 |
38 |
35 |
378 |
261 |
114 |
3 | |
Правительство Российской Федерации |
59 |
3 |
7 |
49 |
32 |
17 |
- | |
Минфин России |
49 |
6 |
5 |
38 |
27 |
11 |
- | |
Минэкономразвития России |
5 |
2 |
1 |
2 |
2 |
- |
- | |
МНС России |
19 |
2 |
2 |
15 |
11 |
4 |
- | |
Минимущество России |
8 |
1 |
- |
7 |
5 |
2 |
- | |
Правоохранительные органы: Генпрокуратура России, МВД России |
13 |
1 |
- |
12 |
2 |
10 |
- | |
Прочие федеральные органы исполнительной власти |
132 |
16 |
5 |
111 |
73 |
38 |
- |
Итоги ревизии служат основным
материалом для подготовки Счетной
палатой заключения на проект представляемого
Правительством РФ в Государственную
Думу закона об исполнении федерального
бюджета за соответствующий год.
Анализ и сопоставление информации,
полученной в течение трех лет
разными методами и на основе сочетания
разных форм контроля, позволяют дать
максимально достоверное
Правительства РФ об исполнении
федерального бюджета. Это заключение
и является итоговым документом всей
деятельности Счетной палаты в рамках
единого трехлетнего
Важнейшее направление работы Палаты связано с контрольными мероприятиями, проводимыми по поручениям палат Федерального Собрания и обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такие поручения и обращения, согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации», являются для нее обязательными.
Тематика поручений палат
Федерального Собрания может охватывать
вопросы исполнения тех или иных
статей бюджетов за ряд лет, касаться
деятельности различных получателей
бюджетных средств (в том числе
и не являющихся субъектами ведомственной
структуры) и даже любых юридических
лиц, так или иначе связанных
с федеральным бюджетом (например,
пользующихся налоговыми льготами, участвующих
в схемах бюджетных взаимозачетов,
имеющих отношение к
В структуре Счетной палаты
функционирует специальная
Эффективность и целесообразность
деятельности госпредприятий оцениваются
исходя из интересов государства (стратегических,
финансово – экономических, инвестиционных,
социальных и др.) применительно
к каждому предприятию. Налаживанию
действенного контроля препятствует отсутствие
полного реестра
Применяемые методы контроля за эффективностью управления пакетами акций, долями (паями) Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ зависят от степени участия государства (с этой точки зрения выделяются хозяйственные общества и товарищества с долями участия государства более 50%, в 25–50% и менее 25%, а также с использованием специального права «Золотая акция»). Здесь прежде всего проводится экспертиза учредительных и уставных документов и анализируется ведение реестра акционеров. Контролю подлежат: а) работа представителей государства в органах управления рассматриваемых предприятий; б) эффективность и целесообразность учредительной деятельности и кредитной политики последних; в) изменения их уставов и уставных капиталов; г) реализация задач государства в работе хозяйственных обществ и товариществ.
Особое внимание уделяется
контролю за распределением прибыли, в
том числе за начислением дивидендов
на госпакет акций и капитализацией
части прибыли обществ. А главные
государственные приоритеты, принимаемые
во внимание при определении эффективности
управления пакетами акций, равно как
и в установлении самой необходимости
их закрепления в федеральной
собственности, таковы: а) выполнение хозяйственными
обществами и товариществами функций
поддержания национальной безопасности
и обороноспособности; б) осуществление
социальных программ; в) регулирование
естественных монополий; г) реструктурирование
предприятий и создание вертикально
интегрированных структур; д) привлечение
инвестиций и улучшение финансово-
Контроль за распоряжением
федеральной собственностью в первую
очередь включает проведение проверок
целесообразности и законности принятия
решений об отчуждении государственного
имущества, соблюдения органами приватизации
предусмотренных
1) целесообразности выбора
объектов приватизации и ее
конкретных параметров (таких, как
величина отчуждаемых пакетов
акций, способ приватизации и
ее сроки, начальная цена
2) характеристики участников
аукционов и конкурсов по
3) степени легитимности
и достоверности источников
1.3 Бюджетный контроль,
как один из главных видов
государственного финансового
Бюджетный контроль – составная
часть финансово-экономического контроля,
и рассматривается как
Задачи бюджетного контроля:
1. обеспечения правильности составления и исполнения бюджета;
2. соблюдение налоговой и бюджетной дисциплины и законодательства;
3. проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств;
4. выявление резервов роста доходной базы бюджетов;
5. контроль за механизмом межбюджетных отношений
6. проверка обращения бюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
7. пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот;
8. выявление расточительства;
9. другие задачи.
Объектом бюджетного контроля
– денежные отношения, возникающие
между государством и юридическими
и физическими лицами по поводу мобилизации
и перераспределения
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
1. субъект контроля (кто контролирует);
2. объект контроля (кого контролирует);
3. предмет контроля (что контролирует);
4. принцип контроля;
5. метод (методика) контроля;
6. техника и технология контроля;
7. процесс контроля;
8. сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
9. результат контроля.
Субъектами контроля, т.е., проверяющими органами могут выступать различные органы, службы и др. (табл. 1.3.1)
Таблица 1.3.1. Субъекты контроля
№ п\п |
Субъекты контроля |
Проверяющие органы |
1 |
Государственный бюджетный контроль |
Органы государственной власти (Президент РФ и главное контрольное управление при Президенте, Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание и Счетная Палата, Министерство финансов Российской Федерации в лице контрольно-ревизионного управления, Федеральное Казначейство РФ, Государственная Налоговая служба РФ. |
2 Ведомственный контроль |
Проводится контрольно – ревизионным управлением. При этом проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку. | |
3 |
Общественный контроль |
Осуществляется неправильными организациями и учреждениями. Объект контроля зависит от непосредственных задач. |
4 |
Независимый контроль |
Проводится аудиторскими службами и фирмами |
5 |
Внутрихозяйственный контроль |
Осуществляется финансово- хозяйствования |
6 |
Правовой контроль |
Проводится |
7 |
Гражданский контроль |
Осуществляется |
По времени проведения выделяют:
А) предварительный контроль;
Б) текущий контроль;
В) последующий контроль.
По методам бюджетного контролю выделяют:
1. документальную проверку
2. камеральную проверку
3. обследование
4. анализ исполнения доходной и расходной части;
Проверка исполнения федерального бюджета по расходам. Целью проверки является: контроль за состоянием работы органов Федерального казначейства по исполнению расходной части федерального бюджета, своевременностью проведения операций по лицевым счетам расчетов обособленных подразделений бюджетных учреждений.
Проверка исполнения доходов
федерального бюджета. Целью проверки
является: контроль за состоянием работы
органов Федерального казначейства
в части: обеспечения исполнения
доходной части федерального бюджета,
правильности и полноты распределения
доходов между бюджетами разных
уровней бюджетной системы
Проверка организации
и состояния контрольной
Проверка исполнения смет
расходов на содержание органов федерального
казначейства. Цель проверки – контроля
за соблюдением органов
Контролируется:
· соблюдение бюджетного законодательства Российской Федерации, действующих нормативных актов и инструкций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
· расчетные операции;
· правильность отражения в бухгалтерском учете операций с денежной наличностью;
· средства, находящиеся в расчетах;
· расчет с рабочими по заработной плате;
· учет основных средств и других материальных ценностей;
– учет средств федерального бюджета, кассовые и фактические расходы;
· периодическая и годовая бухгалтерская отчетность об исполнении смет расходов на содержание органов федерального казначейства.
Также проводится проверка организации работы с кадрами, информационно-техническое обеспечение деятельности Управление Федерального казначейства и проверка обеспечения безопасности информации.