· серьезные недостатки выявлены
в деятельность по привлечению и использованию
иностранных кредитов и займов;
· неэффективно расходуются
средства, выделенные на развитие инфраструктуры
рынка ценных бумаг, нарушаются права
акционеров при ведении реестров, допускаются
факты безлицензированной деятельности
регистративов и т.д.;
· неудовлетворительное выполнение
налогового законодательства;
· на балансах бюджетных учреждений
числятся значительные остатки дебиторской
и кредиторской задолженности. В составе
задолженности значатся суммы, по которым
истекли сроки исковой давности, а инвентаризации
финансовых обязательств не проводятся
· заказчики республиканских
целевых программ, как правило, не обеспечивают
выполнение своих контрольных функций
за движением бюджетных средств и достижением
социально значимых результатов. Зачастую
средства, выделенные на реализацию республиканских
целевых программ, идут на оплату расходов
по текущему содержанию учреждений;
· имеет место завышении должностных
окладов, установление неправомерных
надбавок, введение дополнительных ставок
без правого основания;
· нередко производится списание
материальных ценностей с нарушением
требований законодательства, без оформления
соответствующих документов;
· большое количество нарушений
допускается главами администраций городов
и районов при принятии ими единоличных
распоряжений по вопросам использования
дополнительных доходов бюджетов;
· многочисленные нарушения
выявляются в постановке бухгалтерского
учета.
Все вышеописанные негативные
моменты существующей системы государственного
финансового контроля (если исходить
из того, что эта система как
таковая вообще существует), а также
усложнение социально-политических условий
и хозяйственной жизни в России,
расширение сфер деятельности хозяйствующих
субъектов, увеличение информационных
потоков – все это требует
создания адекватной современным условиям
хозяйствования системы государственного
финансового контроля на основе надежного
правого «фундамента», реформирования
существующей структуры и преобразования
методов действия. По моему мнению,
если и дальше не уделять должного
внимания проблемам государственного
финансового контроля, то вряд ли можно
ожидать, что реформы в нашем
государстве пойдут в правильном
направлении, предотвратив бесконтрольность,
казнокрадство, беспорядочность экономических
решений и нарушения законодательства
во многих сферах хозяйствования. Тем
более что развития государственного
финансового контроля требует и
перспектива вхождения нашей
страны в сообщество развитых государств
(уже сейчас укрепления финансового
контроля – в частности, контроля
за использованием предоставленных
займов – от нас требуют государства
и международные организации-кредиторы).
Поэтому преодоление отставания
в области как теории, так и
практики контроля вообще и государственного
финансового контроля в частности
является одной из основных и самых
актуальных задач сегодняшнего дня,
которые необходимо решать специалистам.
Особенно сейчас, в условиях,
когда состояние отечественной
экономики на протяжении многих лет
остается напряженным, особо приоритетными
являются мероприятия по укреплению
контроля за исполнением доходной и
оптимизацией расходной частей бюджета,
т.е. вопросы усиления и совершенствования
контроля за поступлением и расходованием
государственных средств. В целом
же, для повышения роли государства
в регулировании рыночной экономики
необходимо скорейшее вопросов и
реальные действия, связанные с формированием
прочной нормативно-правовой базы государственного
финансового контроля, его современного
методологического, инструктивного и
материально-технического обеспечения,
с созданием условий комплектования
органов государственного финансового
контроля высококвалифицированными и
надежными кадрами. Должна решаться
и проблема социального развития
контрольного аппарата, стимулирования
труда государственных контролеров
(например, уровень оплаты их труда
должен быть достаточно высок, чтобы
гарантировать их независимость
и результативность), обеспечения
их физической защиты.
Роль финансового контроля
в создании адекватной современным
экономическим условиям системы
управления финансами трудно переоценить.
В связи с этим большое значение
приобретает необходимость совершенствования
финансового контроля с целью
повышения его действенности
и эффективности, т.е. увеличения адекватности
достигнутых в процессе осуществления
контроля положительных результатов
намеченным целям с одновременным
учетом произведенных затрат (времени,
материальных и денежных средств, трудовых
ресурсов и т.д.).
Совершенствование финансового
контроля в РФ должно осуществляться
по следующим основным направлениям.
Создание методологических основ финансового
контроля в РФ как важнейшей составляющей
общенационального контроля позволит
всем субъектам контроля и субъектам
хозяйствования получить четкие ориентиры
в процессе определения и реализации
своих задач, функций, полномочий, а
также определить цели, задачи, принципы,
этические нормы финансового
контроля и т.п. Следует также
законодательно определить: виды финансового
контроля, субъекты и объекты финансового
контроля, разделить сферы внешнего
и внутреннего финансового контроля.
Отсутствие общих подходов к классификации
финансового контроля, единой терминологии
в части определения таких
ключевых понятий, как вид, форма, методы
контроля, создает трудности в
разработке и применении нормативно-правовых
актов (методических документов контролирующих
органов и т.п.), способствует возникновению
ряда спорных ситуаций, например, в
отношении мер ответственности
за финансовые нарушения. Необходимо также
завершить разработку единой кодифицированной
системы стандартов финансового
контроля, используя опыт Счетной
палаты РФ.
В вопросах совершенствования
финансового контроля большая роль
принадлежит различным профессиональным
ассоциациям, объединениям органов
финансового контроля, деятельность
которых позволит решать, как отдельные
вопросы осуществления того или
иного вида финансового контроля
в РФ, так и ключевые вопросы
методологии финансового контроля.
Ключевым направлением совершенствования
государственного финансового контроля
как важнейшей составляющей финансового
контроля в РФ и повышения его
эффективности является принятие единой
концепции государственного финансового
контроля в РФ, которая должна установить
единые методологические и правовые
основы осуществления государственного
финансового контроля в РФ, определить
систему органов, осуществляющих контроль,
а также механизм их взаимодействия.
В рамках этих вопросов необходима
разработка научно-методических основ
оценки эффективности деятельности
органов государственного финансового
контроля и их сотрудников. В современных
условиях отсутствует механизм взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и законодательной (представительной)
и исполнительной власти, разработка
которого является ключевым вопросом
организации государственного финансового
контроля в РФ. Важным вопросом является
также определение органа, обладающего
статусом высшего контрольного органа.
Кроме того, необходимо четко определить
статус органов государственного финансового
контроля по отношению к органам
аудиторского контроля, законодательно
закрепив их приоритет в вопросах
методологии финансового контроля.
До сих пор не решен вопрос о
необходимости разработки основополагающих
правовых актов, таких как Федеральный
закон о государственном финансовом
контроле в РФ, о статусе контрольно-счетных
органов.
В целях повышения эффективности
расходования государственных средств
перспективным направлением совершенствования
контроля является переход к аудиту
эффективности государственных
расходов, который представляет собой
направление деятельности контрольных
органов, предполагающее анализ результативности
и экономности использования
государственных средств, оценку возможных
резервов их роста и обоснованности
расходования. В настоящее время
отсутствует единая методика проведения
аудита эффективности государственных
расходов, не определены критерии и
показатели эффективности использования
государственных средств.
Требует завершения работа
по конкретизации и законодательному
закреплению критериев неэффективного
использования бюджетных средств,
распоряжения государственной собственностью,
а также ответственность за их
неэффективное использование. Значительную
долю в общем объеме финансовых нарушений,
выявляемых в ходе осуществления
финансового контроля, является нецелевое
использование бюджетных средств.
При этом недостаточно четко определены
основания, по которым использование
бюджетных средств может трактоваться
как нецелевое, а также отсутствуют
правовые механизмы, которые должны
быть направлены на усиление мер ответственности
за нецелевое и неэффективное
расходование государственных средств.
Важной проблемой осуществления
контроля является низкий процент возврата
бюджетных средств по результатам
проведенных ревизий и проверок.
В связи с этим необходимо принять
комплекс мер: по повышению уровня результативности
контрольных мероприятий, направленных
на уточнение ответственности государственных
должностных лиц за нарушение
требований закона об исполнении бюджетов
и внебюджетных фондов и о распоряжении
государственной собственностью; по
повышению ответственности должностных
лиц за неисполнение предписаний. Контрольных
органов; по установлению правовых норм,
закрепляющий механизм возврата бюджетных
средств и ответственности должностных
лиц за предоставление необеспеченных
беспроцентных кредитов и ссуд и
т.п. Для повышения эффективности
проведения ревизий финансово-хозяйственной
деятельности как одного из основных
методов финансового контроля необходимо
в законодательном порядке закрепить
основы проведения ревизии, определив
цель и задачи ревизии, порядок ее
проведения; состав органов, имеющих
право на проведение ревизии, их права
и обязанности; определить права
и обязанности ревизуемых организаций
и т.п. Важным вопросом совершенствования
контроля является исключение дублирования
действий контрольных органов, заключающееся
в совершении различными органами своих
функций в отношении одних
и тех же объектов контроля, –
Министерства финансов РФ, органов
федерального казначейства, Счетной
палаты РФ, контрольных органов, созданных
главными распорядителями и распорядителями
бюджетных средств при осуществлении
последующего финансового контроля.
Органы налогового и таможенного
контроля должны более тесно взаимодействовать
с контрольными органами исполнительной
власти, прежде всего с органами
федерального казначейства и Счетной
палатой РФ. Кроме того, повышению
эффективности налогового контроля
будут способствовать: решение задач,
связанных с разработкой форм
и методов контрольной работы
в отношении налогоплательщиков,
представляющих «нулевые балансы» или
не представляющих налоговую отчетность;
дальнейшее развитие налогового администрирования,
и в первую очередь для субъектов
хозяйствования, осуществляющих деятельность
в приоритетных для данного региона
направлениях деятельности; введение
системы косвенного контроля, в основу
которой положена оценка риска неуплаты
налогов и других обязательных платежей;
расширение направлений взаимодействия
с общественными организациями
налогоплательщиков; совершенствование
программного обеспечения процедуры
камеральных проверок, а также
стандартизация процедуры выездных
и встречных проверок и др. Использование
новых информационных технологий должно
стать фактором повышения совершенствования
эффективности государственного финансового
контроля. Информатизация деятельности
органов государственной власти
и государственного финансового
контроля на основе передовых технологий
открывает перспективы повышения
эффективности использования государственных
ресурсов. С появлением новых информационных
технологий станет возможным в полной
мере обеспечить открытость бюджетов
всех уровней, возможность в реальном
масштабе времени контролировать расходы
и доходы каждого получателя бюджетных
средств.
Наличие оперативной информации
о финансово-хозяйственной деятельности
всех участников бюджетного процесса
будет способствовать предупреждению
нарушений финансово-хозяйственной
деятельности. Для формирования единого
информационного пространства необходима
информационная совместимость результатов
деятельности контрольных органов,
автоматизация учета контрольных
мероприятий и обеспечение обмена
соответствующей информацией между
контрольными органами и т.п.
В целях совершенствования
аудиторского контроля особого внимания
заслуживает проблема повышения
качества оказываемых аудиторских
услуг. Важное значение в этой связи
приобретает разработка дополнительных
критериев, характеризующих деятельность
аудиторских организаций помимо
соблюдения действующих правил (стандартов).
Кроме того, повышению качества оказываемых
аудиторских услуг будут способствовать
и такие факторы, как создание
методик оценки ущерба от осуществления
некачественного аудита, упрощение
существующей системы судебного
делопроизводства и др. Качество аудиторских
услуг тесно связано с уровнем
квалификации аудиторов, повышению
которого должна способствовать более
эффективная система их профессиональной
подготовки.
Важным направлением совершенствования
аудиторского контроля в РФ должно
стать изменение характера проводимого
аудита, который будет заключаться
не только в выражении мнения о
достоверности отчетности, но и в
предоставлении необходимой информации
ее пользователям о фактическом
финансовом положении субъекта хозяйствования.
Для дальнейшего расширения взаимодействия
органов государственного финансового
контроля и аудиторских организаций
необходимо расширить и более
четко формализовать направления
возможного сотрудничества, например,
в части проведения анализа рационального
и эффективного использования организациями
государственных финансовых средств
и имущества. Наиболее важным моментом
является также согласование интересов
всех участников рынка аудиторских
услуг на базе эффективного механизма
его регулирования, который включал
бы меры не только административного,
но и финансового воздействия, а
также учитывал бы систему установленных
этических норм, имеющих сегодня
в основном декларативный характер.
В современных условиях своего решения
требует законодательное обеспечение
внутрихозяйственного финансового
контроля, нынешнее состояние которого
позволяет говорить лишь о его
создании, а не о развитии. Следует
законодательно закрепить основы функционирования
служб внутреннего контроля и
установить основы их взаимодействия
с другими органами финансового
контроля. Важным направлением совершенствования
системы внутрихозяйственного контроля
являются разработка и реализация наиболее
рациональных форм, методов его осуществления,
способствующих снижению злоупотреблений
должностных лиц, сохранности и
рациональному использованию финансовых
ресурсов, снижению трудоемкости контрольной
работы (например, внедрение бюджетирования,
ориентированного на результат). Дальнейшему
развитию и совершенствованию общественного
контроля должно способствовать осуществление
следующих мер: расширение деятельности
попечительских советов, создание которых
предусмотрено действующим законодательством;
более четкая регламентация отдельных
аспектов деятельности некоммерческих
организаций (общественных организаций,
партий, союзов и др.), таких как
информирование о результатах своей
деятельности (определение конкретного
перечня средств массовой информации,
в которых должны публиковаться
отчеты таких организаций, установление
мер ответственности за уклонение
от публикации отчетов); законодательное
обеспечение процедур доступа к
государственным информационным ресурсам,
исключая информацию с ограниченным
доступом, как важнейшую основу осуществления
общественного контроля за деятельностью
органов государственной власти,
органов местного самоуправления, общественных,
политических и иных организаций; обеспечение
возможности участия общественности
в проведении конкретных контрольных
действий (например, инвентаризации товарно-материальных
ценностей и денежных средств).