Цель и основные принципы аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 13:18, реферат

Краткое описание

Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее именуется - аудит), которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор (далее именуются - аудитор) обязаны соблюдать.

Вложенные файлы: 1 файл

Цель и основные принципы аудита.docx

— 343.87 Кб (Скачать файл)

Аудиторские процедуры  при аудите оценочных значений

8. Аудитор должен получить достаточные  надлежащие аудиторские доказательства  относительно того, является ли  оценочное значение приемлемым  в данных обстоятельствах и  раскрыта ли, если это необходимо, надлежащим образом информация  о данном оценочном значении. Доказательства, подтверждающие оценочное  значение, как правило, труднее  получить, и они реже могут  однозначно трактоваться по сравнению  с доказательствами, подтверждающими  другие статьи финансовой (бухгалтерской)  отчетности.

9. Понимание процедур и методов,  в том числе системы бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, используемой руководством аудируемого  лица при расчете оценочных  значений, важно для аудитора  при планировании характера, временных  рамок и объема аудиторских  процедур.

10. При проверке оценочных значений  аудитору рекомендуется:

а) провести общую и детальную  проверку процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете  оценочного значения;

б) использовать независимую оценку для сравнения с оценкой, проведенной  руководством аудируемого лица;

в) проверить последующие события, в том числе события после  отчетной даты, чтобы подтвердить  правильность сделанного расчета.

Общая и детальная проверка процедур, используемых руководством аудируемого лица

11. Действия аудитора, предпринимаемые  при общей и детальной проверке  процедур, используемых руководством  аудируемого лица, включают в  себя:

а) оценку исходных данных и рассмотрение допущений, на которых основывается оценочное значение;

б) арифметическую проверку расчетов;

в) сравнение расчетов в отношении  предыдущих периодов с фактическими результатами за эти периоды (если это  возможно);

г) рассмотрение процедур утверждения  оценочных значений руководством аудируемого  лица.

12. Аудитор должен определить, насколько  точны, полны и уместны исходные  данные, на которых основывается  оценочное значение. В случае  использования данных, полученных  в бухгалтерском учете, они  должны быть согласованы и  не противоречить другим учетным  данным.

Например, при подтверждении резерва  предстоящих расходов на гарантийный  ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен срок службы, аудитор должен получить аудиторские  доказательства того, что информация об объеме продукции, гарантийный срок которой не истек, на конец отчетного  периода согласуется с учетными данными о продаже товаров.

13. Аудитор может также искать  доказательства в информации, получаемой  от третьих лиц. Например, при  изучении расчетов финансовых  последствий судебных процессов  и исков аудитору целесообразно  обратиться за информацией в  организацию, оказывающую аудируемому  лицу юридические услуги.

14. Аудитор должен определить, надлежащим  ли образом проанализированы  собранные данные и сделаны  прогнозы, формирующие разумную  основу для расчета оценочных  значений. Например, основывается ли  анализ сроков погашения дебиторской  задолженности и предполагаемый  период, когда определенный вид  материально-производственных запасов  будет в наличии, на прошлом  опыте и использовании прогнозов.

15. Аудитор должен оценить, имеет  ли аудируемое лицо надлежащее  обоснование наиболее важных  допущений, используемых при расчете  оценочного значения. В некоторых  случаях допущения основываются  на государственных статистических  данных, в том числе на предполагаемом  уровне инфляции, процентных ставках,  уровне занятости населения и  ожидаемом росте рынка и др. В других случаях допущения  относятся только к данному  аудируемому лицу и основываются  на внутренних источниках информации.

16. При оценке допущений, на  которых основывается оценочное  значение, аудитор должен рассмотреть,  являются ли они:

а) разумными с учетом фактических результатов за предыдущие периоды;

б) последовательно применяемыми с  допущениями, используемыми для  расчета других оценочных значений;

в) согласованными с планами руководства  аудируемого лица.

Аудитор должен обратить особое внимание на допущения, которые во многом зависят  от изменения исходных данных и легко  подвержены существенным искажениям.

17. При сложном расчете с использованием  специальных методов аудитор  может воспользоваться результатами  работы экспертов.

18. Аудитор должен проверить  правильность формул, используемых  руководством аудируемого лица  при расчете оценочных значений. Данная общая проверка основывается  на знаниях аудитора по следующим  вопросам:

а) финансовые результаты аудируемого  лица за предыдущие периоды;

б) практика, которой придерживаются другие хозяйствующие субъекты данной отрасли экономики;

в) планы руководства аудируемого  лица, сообщенные аудитору.

19. Аудитор должен провести арифметическую  проверку расчетов. Характер, временные  рамки и объем аудиторских  процедур такой проверки зависят  от сложности расчетов оценочных  значений, оценки аудитором надежности  процедур и методов, используемых  аудируемым лицом, а также существенности  оценочных значений для финансовой (бухгалтерской) отчетности в  целом.

20. Аудитору рекомендуется сравнить  оценочные значения за предыдущие  периоды с фактическими результатами  за эти же периоды в целях:

а) получения аудиторских доказательств  в отношении общей надежности процедур оценки, используемых аудируемым лицом;

б) понимания необходимости корректировки формул расчета оценочных значений;

в) определения того, учитывались  ли аудируемым лицом различия между  фактическими результатами и предыдущими  оценками, а также были ли сделаны  надлежащие корректировки и раскрытие  информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности.

21. Существенные оценочные значения, как правило, проверяются и  утверждаются руководством аудируемого  лица. Аудитор должен проверить,  было ли оценочное значение  проверено и утверждено руководством  соответствующего уровня, а также  оформлен ли расчет с приложением  надлежащих документов.

Использование независимой  оценки

22. Аудитор может провести самостоятельно  или получить от третьего лица  независимую оценку и сравнить  ее с оценочным значением, рассчитанным  руководством аудируемого лица. При использовании независимой  оценки аудитору следует убедиться  в обоснованности исходных данных, рассмотреть необходимые допущения  и провести проверку процедур  расчета. Аудитору целесообразно  сравнить оценочные значения  за предыдущие периоды с фактическими  результатами за эти периоды.

Проверка последующих  событий

23. Операции и события, осуществленные  и произошедшие по окончании  отчетного периода, но до завершения  аудита, могут предоставлять аудиторские доказательства относительно оценочных значений, рассчитанных руководством аудируемого лица. Общая проверка аудитором подобных операций и событий может снизить или устранить необходимость в проверке процедур, используемых руководством аудируемого лица при расчете оценочного значения, либо необходимость в независимой оценке для анализа разумности оценочного значения.

Оценка результатов  аудиторских процедур

24. Аудитор должен дать окончательную  оценку разумности оценочных  значений, основываясь на знании  деятельности аудируемого лица  и на том, согласуются ли  оценки с другими аудиторскими  доказательствами, полученными в  ходе аудита.

25. Аудитор должен рассмотреть,  принимаются ли аудируемым лицом  во внимание какие-либо последующие  операции или события, оказывающие  влияние на исходные данные  или допущения, которые используются  при расчете оценочного значения.

26. Ввиду неопределенности, присущей  оценочному значению, оценка расхождений  может быть более сложной, чем  в других областях аудита. При  расхождении между аудиторской  оценкой суммы, подтвержденной  аудиторскими доказательствами, и  оценочным значением, отраженным  в финансовой (бухгалтерской) отчетности, аудитор должен определить, существует  ли необходимость корректировки  финансовой (бухгалтерской) отчетности  в связи с наличием такого  расхождения. Если разница имеет  разумный характер (например, ввиду  того, что сумма в финансовой (бухгалтерской) отчетности не выходит за рамки допустимой ошибки), аудитору нет необходимости требовать корректировки. Если аудитор считает, что существующая разница не имеет разумного характера, он должен обратиться к руководству аудируемого лица с предложением пересмотреть оценочное значение. В случае отказа разницу следует считать искажением и рассматривать вместе с остальными искажениями при оценке того, существенны ли последствия таких искажений для финансовой (бухгалтерской) отчетности.

27. Аудитор должен также рассмотреть  вопрос о том, не использует  ли руководство аудируемого лица  в отношении отдельных применяемых  для расчета величин ненадлежащий  подход, когда каждая из них  по отдельности находится в  приемлемом диапазоне, но в то же время намеренно используется завышенное или заниженное значение из такого диапазона с тем, чтобы после применения к расчетным процедурам совокупности исходных величин получить заведомо искаженный в желаемую сторону результат. В таких обстоятельствах аудитор должен оценить разумный характер оценочных значений не по отдельности, а в совокупности.

Правило (стандарт) N 22. Сообщение  информации, полученной по результатам  аудита, руководству аудируемого  лица и представителям его собственника

Утвержден 
постановлением Правительства 
Российской Федерации 
от 23.09.2002 №696

 

     Введение 

1. Настоящее федеральное правило  (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает  единые требования в отношении  сообщения информации, полученной  по результатам аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее  - информация), руководству аудируемого  лица и представителям собственника  этого лица. Настоящее федеральное  правило (стандарт) не распространяется  на сообщение аудитором информации  каким-либо иным лицам.

2. Для целей настоящего правила (стандарта) информация представляет собой сведения, ставшие известными аудитору в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые, по мнению аудитора, являются важными для руководства и (или) представителей собственника аудируемого лица при осуществлении ими контроля за подготовкой достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и раскрытием информации в ней, результативностью и эффективностью хозяйственных операций и эффективным использованием ресурсов, а также соответствием деятельности аудируемого лица нормативным правовым актам Российской Федерации. В настоящем федеральном правиле (стандарте) речь идет об информации по вопросам, которые привлекли внимание аудитора в результате аудита. Аудитор не обязан в ходе аудита разрабатывать процедуры, специально направленные на поиск информации, имеющей значение для управления аудируемым лицом.

3. Аудитор должен сообщать информацию  руководству и (или) представителям  собственника аудируемого лица.

4. Для целей настоящего правила  (стандарта) используются следующие  определения:

"руководство аудируемого лица" - лица, отвечающие за повседневное  руководство аудируемым лицом,  а также осуществление хозяйственных  операций, ведение бухгалтерского  учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, главный бухгалтер  и др.);

"представители собственника  аудируемого лица" - лица или  коллегиальные органы, которые осуществляют  общий надзор и стратегическое  руководство деятельностью аудируемого  лица, а также в соответствии  с учредительными документами  могут контролировать текущую  деятельность его руководства,  в том числе назначать или  освобождать от должности представителей  высшего руководства.

Надлежащие получатели информации

5. Аудитор должен установить  надлежащих получателей информации  из числа руководства и представителей  собственника аудируемого лица.

6. Организационная структура и  принципы корпоративного управления  могут быть различными для  разных аудируемых лиц. Это  усложняет задачу определения  круга лиц, которым аудитор  сообщает информацию, представляющую  интерес для управления аудируемым  лицом. Аудитор с учетом требований  пункта 4 настоящего правила (стандарта)  основывается на собственном  профессиональном суждении для  определения тех лиц, которым  должна сообщаться информация, принимая  во внимание управленческую структуру  аудируемого лица, обстоятельства  аудиторского задания и особенности  законодательства Российской Федерации.  Аудитору следует учитывать права  и обязанности соответствующих  лиц.

Например, в аудируемых лицах, где  имеется совет директоров и комитет  по аудиту, надлежащими получателями информации могут быть как оба  эти органа, так и один из них.

7. Если управленческая структура  аудируемого лица четко не  определена либо представители  собственника не могут быть  четко определены в соответствии  с условиями задания или согласно  законодательству Российской Федерации,  то аудитор приходит к соглашению  с аудируемым лицом в отношении  того, кому должна сообщаться  информация.

8. Во избежание недоразумений  в договоре оказания аудиторских  услуг может быть разъяснено, что аудитор будет сообщать  только ту информацию, представляющую  интерес для управления, на которую  он обратит внимание в результате  аудита, и что аудитор не обязан  разрабатывать аудиторские процедуры,  специально направленные на поиск  информации, имеющей значение для  управления аудируемым лицом.  В договоре оказания аудиторских  услуг могут также:

Информация о работе Цель и основные принципы аудита