Введение.
Переход России к рыночным
отношениям выявил необходимость
создания новых экономических
институтов, регулирующих взаимоотношения
различных субъектов предпринимательской
деятельности, и среди них одно
из ведущих мест должно принадлежать
институту аудиторства, главная цель
которого – обеспечить контроль за достоверностью
информации, отражаемой в бухгалтерской
( финансовой ) и налоговой отчетности.
Данные по использованию имущества, денежных
средств, проведению коммерческих операций
и инвестиций у юридических объектов могут
быть объективно подтверждены независимым
аудитом.
Принятие Федерального закона
« Об аудиторской деятельности
» (№ 119 – ФЗ от 7 августа
2001 г.) подтверждает окончательное
становление системы российского
аудита и открывает перспективы
его дальнейшего развития. В соответствии
с Законом Правительства РФ
и Министерством финансов России
принят ряд постановлений и
положений по регулированию аудиторской
деятельности, способствующему ее
развитию и становлению. Определен
порядок выдачи лицензий на
право осуществления аудиторской деятельности,
образован Уполномоченный федеральный
орган государственного регулирования
аудиторской деятельности (эта функция
возложена на Министерство финансов РФ),
создан Совет по аудиторской деятельности
при Уполномоченном федеральном органе,
проводится работа по аккредитации профессиональных
аудиторских объединений.1
Вопрос
17. Членство аудитора в саморегулируемой
организации аудиторов.
Статья
18 Закона об аудиторской деятельности.
Требования к членству в саморегулируемой
организации аудиторов.
- Саморегулируемая
организация аудиторов устанавливает
требования к членству в ней аудиторских
организаций, аудиторов, которые должны
быть едиными соответственно для всех
аудиторских организаций – членов саморегулируемой
организации и аудиторов – членов саморегулируемой
организации аудиторов и не должны противоречить
требованиям, предусмотренным частями
2 и 3 настоящей статьи.
- Требованиями
к членству аудиторских организаций в
саморегулируемой организации аудиторов
являются следующие требования:
- Коммерческая
организация может быть создана в любой
организационно-правовой форме, за исключением
открытого акционерного общества, государственного
или муниципального предприятия.
- Численность
аудиторов, являющихся работниками коммерческой
организации на основании трудовых договоров
должна быть не менее трех;
- Доля уставного
капитала коммерческой организации, принадлежащая
аудиторам и (или) аудиторским организациям,
должна быть не менее 51 процента;
- численность
аудиторов в коллегиальном исполнительном
органе коммерческой организации должна
быть не менее 50 процентов состава такого
исполнительного органа. Лицо, являющееся
единоличным исполнительным органом коммерческой
организации, а также индивидуальный предприниматель
(управляющий), которому по договору переданы
полномочия исполнительного органа коммерческой
организации, должны быть аудиторами.
В случае, если полномочия исполнительного
органа коммерческой организации переданы
по договору другой коммерческой организации,
последняя должна быть аудиторской организацией;
- безупречная
деловая репутация;
- наличие и
соблюдение правил осуществления внутреннего
контроля качества работы;
- уплата взносов
в саморегулируемую организацию аудиторов
в размерах и порядке, которые устанавливаются
ею;
- уплата взносов
в компенсационный фонд (компенсационные
фонды) саморегулируемой организации
аудиторов.
3. Требованиями к членству аудиторов в
саморегулируемой организации аудиторов
являются следующие требования:
- наличие квалификационного
аттестата аудитора;
- безупречная
деловая (профессиональная) репутация;
- уплата взносов
в саморегулируемую организацию аудиторов
в размерах и порядке, которые устанавливаются
ею;
- уплата взносов
в компенсационный фонд (компенсационные
фонды) саморегулируемой организации
аудиторов.
4. Аудиторская
организация, аудитор могут являться членами
только одной саморегулируемой организации
аудиторов.
5. Для
вступления в члены саморегулируемой
организации аудиторов в качестве аудиторской
организации коммерческая организация
подает в саморегулируемую организацию
аудиторов заявление о вступлении, а также
представляет следующие документы:
- учредительные
документы;
- документ,
подтверждающий внесение записи о юридическом
лице в Единый государственный реестр
юридических лиц;
- список аудиторов,
являющихся работниками коммерческой
организации на основании трудовых договоров,
с приложенными к нему выписками из реестра
аудиторов и аудиторских организаций,
подтверждающими, что включенные в список
лица являются аудиторами;
- список членов
коллегиального исполнительного органа
коммерческой организации с указанием
тех из них, кто является аудитором, либо
выписка из реестра аудиторов и аудиторских
организаций, подтверждающая, что индивидуальный
предприниматель (управляющий), которому
по договору переданы полномочия исполнительного
органа коммерческой организации, является
аудитором, либо выписка из реестра аудиторов
и аудиторских организаций, подтверждающая,
что другая коммерческая организация,
которой переданы по договору полномочия
исполнительного органа коммерческой
организации, является аудиторской организацией;
- список учредителей
(участников) коммерческой организации,
являющихся аудиторами и аудиторскими
организациями, с приложенными к нему
выписками из реестра аудиторов и аудиторских
организаций, подтверждающими, что включенные
в список лица являются аудиторами и аудиторскими
организациями, а также документами, подтверждающими
размеры долей указанных лиц в уставном (складочном)
капитале коммерческой организации;
- письменные
рекомендации, подтверждающие безупречную
деловую репутацию коммерческой организации,
не менее трех аудиторов, сведения о которых
включены в реестр аудиторов и аудиторских
организаций не менее чем за три года до
дня дачи рекомендаций и которые не являются
учредителями (участниками) данной коммерческой
организации, не входят в состав ее органов
управления и не состоят в трудовых отношениях
с ней;
- один экземпляр
утвержденных правил осуществления внутреннего
контроля качества работы
- иные документы,
предусмотренные правилами приема коммерческих
организаций в члены саморегулируемой
организации аудиторов.
6. Для вступления в члены саморегулируемой
организации аудиторов в качестве аудитора
физическое лицо подает в саморегулируемую
организацию аудиторов заявление с указанием
фамилии, имени, отчества, реквизитов документа,
удостоверяющего личность, адреса места
жительства (регистрации), а также представляет
следующие документы:
- квалификационный
аттестат аудитора;
- письменные
рекомендации, подтверждающие безупречную
деловую (профессиональную) репутацию
физического лица, не менее трех аудиторов,
сведения о которых включены в реестр
аудиторов и аудиторских организаций
не менее чем за три года до дня дачи рекомендаций;
- справку об
отсутствии неснятой или непогашенной
судимости за преступления в сфере экономики,
а также за преступления средней тяжести,
тяжкие и особо тяжкие преступления;
- документ,
подтверждающий внесение записи об индивидуальном
предпринимателе в Единый государственный
реестр индивидуальных предпринимателей,
- для физического лица, являющегося индивидуальным
предпринимателем;
- иные документы,
предусмотренные правилами приема физических
лиц в члены саморегулируемой организации
аудиторов.
- В саморегулируемую
организацию аудиторов представляются
оригиналы документов или их надлежащим
образом заверенные копии. Оригиналы учредительных
документов, квалификационных аттестатов
аудитора, документов, подтверждающих
внесение записей о юридическом лице в
Единый государственный реестр юридических
лиц и об индивидуальном предпринимателе
в Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей, принимаются саморегулируемой
организацией аудиторов для ознакомления
и возвращаются представившему их лицу.
В саморегулируемой организации аудиторов
в этом случае сохраняются копии документов,
заверенные уполномоченным лицом этой
саморегулируемой организации аудиторов.
Правилами приема в члены саморегулируемой
организации аудиторов может быть установлено
требование о представлении надлежаще
заверенных переводов на русский язык
документов, исполненных полностью
или в какой-либо их части на иностранном
языке.
- Саморегулируемая
организация аудиторов в течение 30 рабочих
дней со дня, следующего за днем представления
указанных в настоящей статье документов,
принимает решение о приеме либо об отказе
в приеме в члены данной саморегулируемой
организации аудиторов.
- Решение саморегулируемой
организации аудиторов о приеме в члены
саморегулируемой организации аудиторов
вступает в силу со дня уплаты взноса (взносов)
в компенсационный фонд (компенсационные
фонды) саморегулируемой организации
аудиторов, а также взносов, установленных
саморегулируемой организацией аудиторов
при приеме в ее члены.
- В случае
неуплаты взносов, указанных в части 9
настоящей статьи, в течение 180 календарных
дней со дня, следующего за днем принятия
решения о приеме в члены саморегулируемой
организации аудиторов, такое решение
признается саморегулируемой организацией
аудиторов недействительным.
- Физическое
лицо, в отношении которого решение о принятии
в члены саморегулируемой организации
аудиторов признано недействительным,
вправе снова подать в установленном настоящей
статьей порядке документы для приема
в члены саморегулируемой организации
аудиторов при условии, что со дня выдачи
ему квалификационного аттестата аудитора
либо со дня завершения прохождения им
обучения по программам повышения квалификации,
установленного статьей 11 настоящего
Федерального закона, не прошло одного
года.
- Основанием
для принятия саморегулируемой организацией
аудиторов решения об отказе в приеме
в члены саморегулируемой организации
аудиторов является:
- несоответствие
лица требованиям настоящей статьи и требованиям
к членству, утвержденным саморегулируемой
организацией аудиторов;
- представление
документов, не соответствующих требованиям,
установленным настоящей статьей;
- установление
недостоверности сведений, содержащихся
в документах, представленных в саморегулируемую
организацию аудиторов;
- обнаружение
после выдачи физическому лицу квалификационного
аттестата аудитора обстоятельств, препятствовавших
такой выдаче;
- прекращение
членства аудиторской организации, аудитора
в данной или иной саморегулируемой организации
аудиторов (за исключением прекращения
членства по основаниям, предусмотренным
пунктами 1, 4, 8 части 15 настоящей статьи),
если со дня принятия решения о прекращении
членства прошло менее трех лет.
- Решение
саморегулируемой организации аудиторов
об отказе в приеме в ее члены должно быть
сообщено в письменной форме не позднее
семи рабочих дней со дня, следующего за
днем принятия данного решения.
- Решение
об отказе в приеме в члены саморегулируемой
организации аудиторов может быть оспорено
в судебном порядке.
- Основанием
для прекращения членства в саморегулируемой
организации аудиторов является:
- заявление
аудиторской организации или аудитора
в письменной форме о выходе из членов
саморегулируемой организации аудиторов;
- решение саморегулируемой
организации аудиторов об исключении
из ее членов аудиторской организации
или аудитора в качестве меры дисциплинарного
воздействия;
- выявление
недостоверных сведений в документах,
представленных для приема в члены саморегулируемой
организации аудиторов;
- реорганизация
аудиторской организации, за исключением
случая реорганизации в форме присоединения;
- ликвидация
аудиторской организации;
- аннулирование
квалификационного аттестата аудитора;
- признание
аудиторского заключения заведомо ложным;
- исключение
сведений о саморегулируемой организации
аудиторов из государственного реестра
саморегулируемых организаций аудиторов;
- другие основания,
предусмотренные федеральными законами.
- Членство
аудитора в саморегулируемой организации
аудиторов считается прекращенным с даты
принятия саморегулируемой организацией
аудиторов решения о прекращении такого
членства.
- Членство
аудиторской организации в саморегулируемой
организации аудиторов считается прекращенным
с даты ликвидации или реорганизации аудиторской
организации либо с даты принятия саморегулируемой
организацией аудиторов решения о прекращении
такого членства.
- В случае,
если сведения о саморегулируемой организации
аудиторов исключены из государственного
реестра саморегулируемых организаций
аудиторов, членство аудиторской организации,
аудитора в такой саморегулируемой организации
аудиторов считается прекращенным с даты
исключения этих аудиторских организаций,
аудитора уполномоченным федеральным
органом из контрольного экземпляра реестра
аудиторов и аудиторских организаций.2
Вопрос
37. Использование работы эксперта в
аудиторской деятельности в соответствии
с федеральным стандартом 32 .
Правило
(стандарт) № 32
"Использование аудитором результатов
работы эксперта"
- Настоящее
федеральное правило (стандарт) аудиторской
деятельности, разработанное с учетом
международных стандартов аудита, устанавливает
единые требования к использованию результатов
работы эксперта в качестве аудиторских
доказательств.
- При использовании
результатов работы эксперта аудиторская
организация и (или) индивидуальный аудитор
(далее - аудитор) должны получить достаточные
надлежащие аудиторские доказательства
того, что такая работа отвечает целям
аудита.
- Для целей
федеральных правил (стандартов) аудиторской
деятельности экспертом считается физическое
лицо, обладающее специальными навыками,
знаниями и опытом в определенной области,
отличной от области бухгалтерского учета
и аудита, или юридическое лицо, осуществляющее
деятельность в сфере, отличной от сферы
оказания бухгалтерских и аудиторских
услуг.
- Специальное
образование и опыт дают аудитору общее
представление о различных вопросах ведения
предпринимательской деятельности, однако
аудитор не обязан обладать экспертными
знаниями, которыми обладает лицо, получившее
соответствующую подготовку или профессиональную
квалификацию, например, для работы в качестве
актуария или инженера.
- Эксперт может
быть (с учетом изложенного в пунктах 8
- 10 настоящего федерального правила (стандарта)
аудиторской деятельности):
а) привлечен
аудируемым лицом по договору к участию
в выполнении задания;
б) привлечен аудитором по договору к участию
в выполнении задания;
в) сотрудником аудируемого лица;
г) сотрудником аудитора.
- При ознакомлении
с деятельностью аудируемого лица и выполнении
дальнейших аудиторских процедур аудитору
может потребоваться получить (с помощью
аудируемого лица или самостоятельно)
аудиторские доказательства в виде отчетов,
мнений, оценок и заявлений эксперта. Такая
потребность может возникнуть, например,
при:
а) оценке
определенных видов внеоборотных активов,
например, земли, зданий, сооружений, оборудования,
предметов искусства;
б) определении количественного содержания
полезных компонентов в минеральном сырье
или полезного срока эксплуатации сооружений
и оборудования;
в) определении финансовых показателей
с помощью специальных приемов и методов
(например, актуарная оценка);
г) определении степени завершенности
производства товаров (работ, услуг), длительность
производственного цикла изготовления
(выполнения, оказания) которых составляет
несколько отчетных периодов (носит долгосрочный
характер);
д) уяснении условий договоров, положений
законодательных и иных нормативных правовых
актов.
При изучении деятельности аудируемого
лица аудитор также должен рассмотреть
необходимость и целесообразность привлечения
эксперта к обсуждению членами аудиторской
группы вопроса подверженности финансовой
(бухгалтерской) отчетности аудируемого
лица риску существенного искажения информации.
- При определении
необходимости использования результатов
работы эксперта аудитор учитывает:
а) знания
и предыдущий опыт членов аудиторской
группы в данной сфере;
б) риск существенного искажения информации
исходя из характера, сложности и существенности
обстоятельств, подлежащих исследованию;
в) ожидаемое количество и качество других
аудиторских доказательств, которые предполагается
получить.
8. Перед
привлечением к работе эксперта аудитор
на основе профессионального суждения
должен оценить профессиональную компетентность
этого эксперта, рассмотрев:
а) наличие
у эксперта профессионального аттестата,
лицензии или его членство в соответствующей
профессиональной саморегулируемой организации
(членство эксперта в соответствующей
профессиональной саморегулируемой организации,
как правило, может являться дополнительным
подтверждением профессиональной компетентности
эксперта);
б) опыт и репутацию эксперта в той области,
аудиторские доказательства в которой
аудитор предполагает получить.
9. Аудитор
должен на основе профессионального суждения
оценить объективность эксперта.
10. Риск
того, что эксперт не сможет сохранить
объективность, увеличивается, если он:
а) является сотрудником
аудируемого лица;
б) связан с аудируемым лицом каким-либо
иным образом, например, является финансово
зависимым от него или имеет какие-либо
инвестиции в аудируемое лицо.
Если аудитор
не уверен в профессиональной компетентности
или объективности эксперта, то он
должен обсудить любые сомнения по
данному вопросу с руководством
аудиторской организации и определить,
можно ли получить достаточный объем
необходимых аудиторских доказательств
по результатам работы эксперта. Аудитору
может потребоваться выполнить
дополнительные аудиторские процедуры
или получить аудиторские доказательства
от другого эксперта с учетом факторов,
указанных в пункте 7 настоящего
федерального правила (стандарта) аудиторской
деятельности.