Вопросы к экзамену
по курсу «Основы аудита»
- Система финансового контроля и аудита в РФ.
- История развития аудита как профессиональной области деятельности.
- Основные этапы становления и развития аудита в России.
- Понятие, цель и принципы аудита.
- Права и обязанности аудиторов.
- Права и обязанности аудируемых лиц.
- Пользователи материалов аудиторских заключений. (не полный)
- Услуги, сопутствующие аудиту.
- Система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Уровни регулирования.
- Стандарты аудиторской деятельности.
- Виды и классификация аудита.
- Обязательная аудиторская проверка (критерии).
- Независимость аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
- Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности. Порядок проведения аттестации;
- Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности.
- Повышение квалификации аудиторов.
- Аннулирование квалификационных аттестатов аудиторов.
- Модели аудита.
- Модель с жестким государственным регулированием.
- Саморегулируемая модель аудита.
- Российская модель аудита
- Различия между аудитом и ревизией.
- Этапы аудиторской проверки
- Документирование аудита. Содержание рабочей документации аудитора.
- Планирование аудита.
- Существенность в аудите.
- Аудиторский риск.
- Аудиторские доказательства.
- Процедуры получения аудиторских доказательств.
- Надежность аудиторских доказательств.
- Аудиторское заключение. Основные элементы аудиторского заключения.
- Типы аудиторских заключений.
- События после отчетной даты.
- Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.
- Профессиональная этика аудитора. Кодекс этики аудиторов России.
- Договор на проведение аудита и определение стоимости аудиторских услуг.
- Контроль качества в аудите.
- Система финансового контроля и аудита в РФ.
Контроль—наблюдение.
Финансы—совокупность отношений
возникающие, при образовании, использовании,
распределении ДС.
Финансовый контроль—контроль
за законностью и целесообразностью
действий в области образования,
распределения и использования
денежных фондов. Включает в себя государственный
финансовый контроль и общественный
контроль и аудит.
Государственный финансовый
контроль осуществляется в общегосударственной
форме и ведомственной форме.
Он охватывает все хозяйствующие
субъекты независимо от формы собственности
или ведомственной подчиненности.
Осуществляется как в рамках в
сей РФ так и в регионах.
Основные задачи ФК:
- Контроль за образованием и использованием гос. средств ОФ и её субъектов
- Контроль за деятельностью органов исполнительно власти, на которой возложено практическое проведение финансовой, бюджетной. Кредитной. Денежной, налоговой и валютной политики.
- Контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитным учреждениями.
Ведомственный государственный
контроль проводится внутри отдельных
ведомств (министерств, федеральных
служб, органов управления исполнительной
власти) и для этой цели в структуре
ведомств предусмотрены органы ведомственно-финансового
контроля, которые и проводят такой
контроль.
Общественный контроль и
аудит.
Реализуется на основе общественных
институтов и законов, обязывающих
органы исполнительной власти предоставлять
информацию всем заинтересованным лицам.
Большую роль играют СМИ, служба статистики,
так же государственно-финансового
контроля.
Аудит. Вневедомственпный
ФК не заменяет и не подменяет государственный
ФК. Основными субъектами аудита являются
организации и ИП (аудируемые лица),
которые не входят в системы министерств
и ведомств и не охватываются ведомственным
контролем
2.История развития аудита как
профессиональной области деятельности.
Родиной аудита считается
Англия, где 1844 году был принят закон
об АО, согласно которому руководство
компании обязано было приглашать не
реже одного раза в год специального
человека для проверки бухгалтерский
счетов и отчета перед акционерами.
В 1854 появилось первое объединение
бухгалтеров и аудиторов. 1862 в Англии был
принят закон решулирующий аудиторскую
деятельность. В РФ. Первый закон про
аудиторскую деятельность в 2001 году
3. Основные этапы становления
и развития аудита в России.
- 1987-1993. Директивный характер создания аудиторских организаций, стихийным характером зарождение аудиторской деятельности.
- 1993-2001 период становления Российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли временные правила, принятые в 1993. Работа по аттестации аудиторов. Лицензирование были созданы аудиторские общественные объединения, и была начата работа по проведения обязательного аудита.
- 2001-2009. В августе принят закон №119ФЗ об аудиторской деятельности. 30.12.08 закон №307ФЗ новый, действующий
4.Понятие,
цель и принципы аудита.
Аудит – независимая проверка
бухгалтерской или финансовой отчетности
аудируемого лица. В целях выражения
мнения о достоверности такой
отчетности. Под достоверностью понимается
степень точности данных финансовой
отчетности, которая позволяет пользователю
этой отчетности на основании её данных,
делать правильные выводы о результатах
хозяйственной деятельности, финансовом
и имущественном положении аудируемых
лиц и принимать базирующиеся
на этих выводах обоснованные решения.
Задачи аудиторов в
процессе проверки следующие:
- Оценка уровня организации бухучета и внутреннего контроля.
- Квалификации учетного персонала.
- Качества обработки бухгалтерской документации.
- Законность и ведение бухгалтерских записей, отражающих финансово-хозяйственную деятельность клиента и её конечный результат.
- Оказание помощи администрации аудируемого лица, путем выработки рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.
- Предоставление содержательных и точных справок клиенту по всем неясным вопроса, возникающим в процессе проверки.
Основные принципы. Кодекс
этики аудиторов.
- Независимость. Нет имущественной, родственной и иной зависимости при формировании мнения.
- Честность и объективность.
- Профессиональная компетентность.
- Принцип конфиденциальности.
- Профессиональное поведение.
5.Права и обязанности
аудиторов.
Основные права и обязанности
аудиторов, аудиторских организаций
и проверяемых субъектов определены
Законом об аудите и могут быть
конкретизированы при заключении договора.
В соответствии со ст. 5 данного Закона
индивидуальные аудиторы и аудиторские
организации имеют, в частности,
право:
а) самостоятельно определять формы
и методы аудита;
б) проверять у аудируемых лиц
документацию о финансово-хозяйственной
деятельности, получать разъяснения
и дополнительные сведения, необходимые
для проверки;
в) отказаться от проведения аудиторской
проверки или от выражения своего
мнения о достоверности финансовой
(бухгалтерской) отчетности в аудиторском
заключении в следующих случаях:
- непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
- выявления в ходе проверки обстоятельств, оказывающих или могущих оказать существенное влияние на мнение о степени достоверности финансовой отчетности.
Закон предусматривает широкий
круг обязанностей для аудиторов (аудиторских
организаций). Так, аудиторы (аудиторские
организации) обязаны: а) соблюдать
при осуществлении аудиторской
деятельности требования законодательства;
б) предоставлять аудируемому лицу
по его требованию необходимую информацию
о требованиях законодательства,
касающихся аудита, а после ознакомления
с заключением аудитора - о нормативных
актах, на которых основываются изложенные
замечания и выводы; в) в срок,
установленный договором, передать
заключение аудируемому лицу или
лицу, заключившему договор; г) обеспечивать
сохранность документов, получаемых
и составляемых в ходе аудиторской
проверки, не разглашать их содержание
без согласия аудируемого лица.
6.Права и обязанности
аудируемых лиц.
Данным правам аудиторов и аудиторских
организаций соответствуют обязанности
проверяемого субъекта, в частности:
- а) создавать аудитору (аудиторской организации) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме, запрашивать необходимые для проверки сведения у третьих лиц;
- б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- в) не предпринимать действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению в процессе проведения аудиторской проверки;
- г) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в установленные законодательством РФ сроки;
- д) своевременно оплачивать услуга аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором независимо от высказанного аудитором мнения, в том числе в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.
- 1. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и(или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:
- 1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;
- 2) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;
- 3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
- 2. При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
- 1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;
- 2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;
- 3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;
- 4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- 5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;
- 6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.
7. Пользователи материалов аудиторских
заключений.
Пользователи материалов
аудиторских заключений.
Бухгалтерская отчетность завершающий
этап учетного процесса позволяет получить
комплексную информацию о финансово-хозяйственной
деятельности организации. Основной целью
её является предоставление достоверной
и полной информации заинтересованным
пользователям о финансовом положении,
результатах и изменениях в положении
хозяйствующих субъектов.
- Внутренние пользователи.
- Пользователи бухгалтерской информации.
- Внешние.
Пользователями материалов аудиторских
заключений, в частности по итогам
проведения налогового аудита, могут
быть следующие государственные
органы:
- Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделение в РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления;
- министерство финансов РФ, министерства финансов субъектов РФ;
- органы государственных внебюджетных фондов.
Пользователями материалов аудиторских
заключений могут быть непосредственно
и сами проверяемые экономические
субъекты.
Кроме того, результатами аудиторских
проверок пользуются инвесторы и
кредиторы, в поисках потенциальных
клиентов или в целях собственной
осведомленности перед работой
с конкретной фирмой.
Результаты работ аудиторских
фирм и аудиторов используют в
своей работе менеджеры различных
уровней управления, финансовые аналитики
при составлении отчетов, различных
информационных справочников, экономисты
различных отраслей народного хозяйства.
Пользователи
материалов аудиторских заключений
должны использовать информацию, соблюдая
законодательство РФ.
8.Услуги, сопутствующие
аудиту.
9. Система нормативного
регулирования аудиторской деятельности
в РФ и уровни регулирования.
В системе
нормативного регулирования аудиторской
деятельности происходит процесс определения
прав и обязанностей органов, регулирующих
аудиторскую деятельность, определение
роли и функций государственных
и общественных аудиторских организаций.