Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа
Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.
Введение
Важную роль в жизни государства играет бюджет. Государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы.
В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. В процессе составления и утверждения бюджета основополагающую роль играет сбалансированность доходов и расходов. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.
Тема данной курсовой работы обрела актуальность на сегодняшний день. Пожалуй, нет ни одного государства, которое не столкнулось бы в своей практике с проблемой профицита или проблемой дефицита. Ведь состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны. От проводимой бюджетной политики и от того является ли бюджет сбалансированным, целиком и полностью зависит уровень экономики.
Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИИ
1.1. Основные понятия и принципы бюджетной системы РФ.
Для начала определим, что, собственно, представляет собой бюджетная система.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система в первую очередь определяется действующим государственным устройством. В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет), бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (статья 10) к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга. То есть бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Следует отметить, что Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
Рассмотрим содержание нескольких принципов.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
1.2. Бюджетная
классификация доходов и
Бюджеты всех уровней формируются и исполняются в пределах показателей единой бюджетной классификации.
Бюджетная классификация – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает (ст. 19 БК РФ):
Классификация доходов бюджетов РФ основывается на актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
В соответствии Бюджетным кодексом РФ (ст. 41) к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления (рис. 1).
Рис. 1. Доходы бюджетов
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.
Налоговые доходы, которые включают в себя:
Налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений - от 70 до 95% доходов бюджета в разных странах и в различные временные периоды.
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся:
Доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального
казначейства осуществляют в установленном
Министерством финансов Российской
Федерации порядке учет доходов,
поступивших в бюджетную
Органы Федерального казначейства осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета только с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.
Под расходами бюджетов понимают экономические отношения, которые возникают в процессе распределения бюджетных средств на нужды хозяйства и на выполнение функций и задач государства. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.
Расходы направлены на: