Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

– разница между полученными  в иностранной валюте от РФ и погашенными  муниципальным образованием бюджетными кредитами, предоставленными в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований);

– изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;

– иные источники внутреннего  финансирования дефицита местного бюджета.

В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:

– поступления от продажи  акций и иных форм участия в  капитале, находящихся в собственности  муниципального образования;

– курсовая разница по средствам местного бюджета;

– объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

– объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;

– объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте РФ;

– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных  из местного бюджета юридическим  лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;

– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных  из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных  кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ.

Небольшой бюджетный дефицит для  экономики многие экономисты считают  лекарством, стимулирующим хозяйственное  развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.

Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.

 

2.2. Профицит  бюджета

Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.

В России в  Бюджетном кодексе РФ не рассматривается  эта норма (гл. 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Если при составлении  или рассмотрении проекта бюджета  прогнозируется превышение доходов  над расходами, то до момента утверждения  бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

  • Сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

  • Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

  • Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить  перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые  доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его  наличие не может быть оценено  однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, – явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономического бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой  бы ни была причина образования профицита  бюджета, необходимо принять меры к  сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

 

2.3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия

Сбалансированность  бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

В соответствии с бюджетным законодательством  принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита. Таким образом, этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

Другими словами, сбалансированный бюджет – это бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.

Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные  поступления, бюджет в принципе не исполним — несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов  и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.

Сбалансированность бюджета достигается  разными методами. В основе всех методов достижения сбалансированности бюджетов лежит балансовый метод. В практике под балансом обычно понимается система взаимоувязанных, взаимообусловленных расчетов и показателей. Процесс разработки любого баланса состоит в согласовании двух противоположных сторон – прихода и расхода, ресурсов и их использования. Но нельзя сводить балансовый метод только к количественному соответствию между двумя взаимосвязанными сторонами экономических явлений. Балансовый метод является методом выявления и обеспечения всех экономических пропорций и связей, существующих в обществе.

В экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета. Предлагаемая классификация методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от содержания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наиболее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация методов  сбалансированности бюджетов

Признак классификации

Методы

Состояние бюджета

- применяемые при дефиците,

- применяемые при профиците.

Применение на стадиях  бюджетного процесса

- применяемые на стадии планирования,

- применяемые на стадии  исполнения.

Влияние на стороны бюджета

- влияющие на доходы,

- влияющие на расходы.

Период воздействия  на бюджет

- краткосрочные, действующие  в течение текущего периода,

- долгосрочные, действующие  независимо от срока.

Форма воздействия

- прямые,

- косвенные.

Зависимость от полномочий органов власти

- применяемые органами  власти субъекта,

- применяемые при межбюджетном  выравнивании

Зависимость от направлений  реализуемой региональной финансово-бюджетной  политики

- применяемые при реализации инвестиционной политики,

- применяемые при осуществлении  политики в области расходов,

- применяемые при реализации  долговой политики,

- применяемые в рамках  осуществления налоговой политики  и политики в области собственности.


 

Исходя из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:

  1. Определение предпосылок формирования бюджетного дефицита;
  2. Если имеет место дефицит (профицит) - определяется величина дефицита (профицита) и ее расчет;
  3. Выбор источников финансирования дефицита бюджета в зависимости от вида дефицита; решение вопроса об использовании профицита.
  4. Планирование расчетных величин источников финансирования дефицита бюджета;
  5. Расчет расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга;
  6. Осуществление мероприятий по привлечению источников финансирования дефицита бюджета (заключение кредитных соглашений); осуществление мероприятий по размещению средств (при профиците);
  7. Использование источников финансирования дефицита бюджета;
  8. Оценка результативности и эффективности привлечения источников финансирования дефицита (размещения средств при профиците).

Сбалансированность бюджета  достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов.

При составлении бюджета применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней:

  • лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;
  • совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
  • выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
  • построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;
  • планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальным эффектом;
  • сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;
  • жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;
  • использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

Информация о работе Бюджетная система