Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:45, курсовая работа
Основными целями курсовой работы является определение сущности проблемы сбалансированности государственного бюджета в нашей стране, а также приобретение навыков для анализа и оценки экономического состояния в настоящее время. В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
определение основных понятий и принципов бюджетной системы РФ, рассмотрение ее классификации;
анализ состава доходов и расходов консолидированного бюджета РФ;
раскрытие сущности сбалансированности государственного бюджета и выявление методов ее достижения.
– разница между полученными
в иностранной валюте от РФ и погашенными
муниципальным образованием бюджетными
кредитами, предоставленными в рамках
использования целевых
– изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета в течение соответствующего финансового года;
– иные источники внутреннего финансирования дефицита местного бюджета.
В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита местного бюджета включаются:
– поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования;
– курсовая разница по средствам местного бюджета;
– объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в валюте РФ, в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;
– объем средств, направляемых на исполнение гарантий муниципального образования в иностранной валюте, предоставленных РФ в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае, если исполнение гарантом муниципальных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу;
– объем средств, направляемых на погашение иных долговых обязательств муниципального образования в валюте РФ;
– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте РФ;
– разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из местного бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ бюджетных кредитов в валюте РФ.
Небольшой бюджетный дефицит для экономики многие экономисты считают лекарством, стимулирующим хозяйственное развитие. Его роль сродни роли потребительского кредита: получаешь блага сейчас, но приходится много работать, чтобы отработать его, вместо того, чтобы получить эти блага в будущем за меньшие деньги. Кроме того, государство, в отличие от домохозяйств, может постоянно тратить больше, чем зарабатывать.
Однако передозировка любого лекарства может быть опасной. Рост бюджетного дефицита порождает инфляцию, экономическую нестабильность, рост внешних и внутренних заимствований, которые в свою очередь приводят к дефолту.
2.2. Профицит бюджета
Бюджет с профицитом представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое состояние бюджета показывает, что государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.
С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.
Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.
2.3. Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Сбалансированность бюджета — один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
В соответствии с бюджетным законодательством
принцип сбалансированности означает,
что объем предусмотренных
Другими словами, сбалансированный бюджет – это бюджет, в котором соблюдено соответствие между расходами и доходами.
Отсутствие бюджетного равновесия
порождает
Составление бюджета с профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета — обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета — разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Однако необходимо отметить, что достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов. Его можно добиться только на пути сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, достаточного для получения бюджетных доходов в целях покрытия всех необходимых и разумных общественных потребностей. Профицитный бюджет, как это было отмечено ранее, не способствует эффективному функционированию экономики. В большинстве стран мира бюджеты составляются с превышением расходов над доходами, и нередко дефициты принимают размеры, угрожающие социально-экономическому развитию государств.
Сбалансированность бюджета
В экономической литературе приводятся различные методы обеспечения сбалансированности бюджета. Предлагаемая классификация методов сбалансированности бюджета позволяет, в зависимости от содержания задачи управления бюджетными средствами, выбрать наиболее рациональные с точки зрения затрат и качества решения поставленной задачи (см. табл. 1).
Таблица 1
Классификация методов сбалансированности бюджетов
Признак классификации |
Методы |
Состояние бюджета |
- применяемые при дефиците, - применяемые при профиците. |
Применение на стадиях бюджетного процесса |
- применяемые на стадии планирования, - применяемые на стадии исполнения. |
Влияние на стороны бюджета |
- влияющие на доходы, - влияющие на расходы. |
Период воздействия на бюджет |
- краткосрочные, действующие в течение текущего периода, - долгосрочные, действующие независимо от срока. |
Форма воздействия |
- прямые, - косвенные. |
Зависимость от полномочий органов власти |
- применяемые органами власти субъекта, - применяемые при межбюджетном выравнивании |
Зависимость от направлений реализуемой региональной финансово-бюджетной политики |
- применяемые при реализации инвестиционной политики, - применяемые при осуществлении политики в области расходов, - применяемые при реализации долговой политики, - применяемые в рамках
осуществления налоговой |
Исходя из первого классификационного признака, управление сбалансированностью бюджетов субъектов и местных бюджетов включает следующие этапы:
Сбалансированность бюджета
достигается как при
При составлении бюджета применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней: