Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:19, доклад
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: "Бюджетный процесс -- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".
1 Сущность и содержание бюджетного процесса
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: "Бюджетный процесс -- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".
Задачами бюджетного процесса являются:
* установление расходов бюджета по целевому назначению, а также общего объема, исходя из потребности бесперебойного финансирования всех мероприятий общегосударственного значения, предусмотренных бюджетом;
* определение доходов бюджета по отдельным налогам и прочим платежам, а также общего объема в соответствии с прогнозами и целевыми программами социально-экономического развития;
максимальное выявление всех материальных и финансовых резервов в целях достижения существенного прогресса на пути к развитому рыночному хозяйству;
* сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
использование бюджета с общей программой финансовой стабилизации, направленной на преодоление инфляционных тенденций в экономике и обеспечение устойчивости национальной денежной единицы;
* повышение роли перспективного бюджетного планирования, что должно обеспечить пропорциональность и сбалансированность всех крупномасштабных социально-экономических программ;
* осуществление бюджетного регулирования в целях сбалансированности бюджетов разного уровня путем перераспределения источников доходов государства между ними, а также между сферами хозяйства, экономическими регионами
* автоматизация процесса составления и исполнения бюджетов через систему автоматизации финансовых расчетов с широким использованием электронно-вычислительной техники.
* усиление контроля за финансовой деятельностью юридических лиц и доходами отдельных граждан при выполнении ими налоговых обязательств;
Участниками бюджетного процесса являются органы, обладающие бюджетными полномочиями, а также бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
1. Органы законодательной (представительной) власти соответствующего уровня. Они рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль исполнения бюджета соответствующего уровня, определяют порядок исполнения бюджета соответствующего уровня, осуществляют иные полномочия.
2. Органы исполнительной власти. Они осуществляю составление проектов бюджетов, внесение проекта бюджетов на рассмотрение представительного органа с необходим документами и материалами, исполнение бюджета, в том числе, сбор доходов бюджета, размещение и обслуживание займов, составление росписи бюджетных расходов и доведение бюджетных уведомлений до бюджетополучателей, другие полномочия.
Участники бюджетного процесса
В число участников бюджетного процесса со стороны органов исполнительной власти входят:
-финансовые органы (федеральные финансовые органы - Министерство финансов РФ, в том числе Федеральное казначейство, финансовые органы и органы финансового контроля субъектов Российской Федерации и муниципальных образований);
- органы, осуществляющие сбор доходов бюджета (Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Управление делами Президента Российской Федерации, Федеральное дорожное агентство, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агенство по недропользованию, и т. д. и аналогичные органы субъектов Федерации и муниципальных образований)
- органы, осуществляющие исполнение бюджета (Федеральное казначейство и соответствующие финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований)
- органы, осуществляющие контроль за исполнением бюджетов (Министерство финансов РФ и Федеральное казначейство; финансовые органы субъектов Федерации муниципальных образований; Счетная палата РФ и соответствующие контрольно-счетные органы субъектов Федерации и муниципальных образований);
- распорядители бюджетных средств (главный распорядитель бюджетных средств -- государственный орган, орган местного самоуправления, предусмотренный в ведомственной классификации соответствующего бюджета или уполномоченный Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе; и распорядитель бюджетных средств -- государственный орган, орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства между бюджетополучателями);
- иные органы, на которые законодательством возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Обособленное место в этой системе занимает орган денежно-кредитного регулирования -- Центральный банк (Банк России), на него возлагается осуществление денежно-кредитной политики.
Каждый орган имеет собственные задачи и действует пределах закрепленных за ним полномочий.
Главный распорядитель бюджетных средств -- первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителям получателями бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств могут быть уполномочены Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе, государственных (муниципальных) гарантий, бюджетных инвестиций.
Главными распорядителями средств федерального бюджета, в разрезе которых формируется, утверждается и исполняется федеральный бюджет, являются все федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы), законодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (в их состав также могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности.
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) -- это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора.
Права бюджетополучателя при исполнении бюджета.
В течение нормативного срока лимит по обязательствам бюджета не финансируется в полном объеме (за исключением случая введения режима сокращения расходов), то бюджетополучателъ имеет право на компенсацию ущерба, вызванную неполным финансированием, отсутствием финансирования или задержкой финансирования из бюджета.
Компенсация ущерба осуществляется по решению арбитражного суда в соответствии с действующим законодательством в размере объема недофинансирования и пени в размере 1/300 от ставки рефинансирования Центрального банка от суммы задержки финансирования за каждый день просрочки.
По отношению к бюджету действует правовой режим (иммунитет), при котором органы судебной власти и правоохранительные органы не могут изымать и направлять бюджетные средства на цели, не предусмотренные в утвержденном бюджете, за исключением случаев компенсации ущерба бюджетополучателям по решению Арбитражного суда.
Задачами Министерства финансов Российской Федерации как участника бюджетного процесса является составление проекта федерального бюджета Российской Федерации и представление его Правительству РФ, а также составление проектов распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации, разработка предложений по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы.
Для реализации основных задач Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
* организует в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по составлению проекта федерального бюджета, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных федеральных внебюджетных фондов, определяет порядок распределения федеральных налогов и сборов между уровнями бюджетной системы, составляет консолидированный бюджет Российской Федерации;
* представляет сторону государства в договорах о предоставлении средств бюджета на возвратной основе и гаранту за счет средств федерального бюджета (если эти функции не были переданы уполномоченному органу), а также в уведомлениях о бюджетных назначениях;
* осуществляет методическое руководство в области составления и исполнения бюджета, определяет формы бюджетной заявки, сметы доходов и расходов бюджетных организаций и государственных и муниципальных предприятий;
* составляет сводную роспись бюджетных расходов в разрезе бюджетополучателей; совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета доводят уведомления о бюджетных назначениях до всех бюджетополучателей;
* разрабатывает прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
* определяет стратегию управления государственным долгом Российской Федерации, разрабатывает программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных образований;
* осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество с международными финансовыми организациями, определяет валютно-кредитную и таможенную политику страны;
* разрабатывает проекты программ внешних заимствований, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитных ресурсов третьими сторонами и определяется порядок предоставления таких гарантий;
* осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм;
* осуществляет другие функции, предусмотренные федеральными законами.
Министерство финансов РФ несет ответственность за несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденному бюджету; за несвоевременность составления росписи бюджетных расходов; за несоблюдение порядка предоставления бюджетных ссуд, государственных гарантий и бюджетных инвестиций; за недоведение и несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных назначениях до бюджетополучателей.
Министр финансов РФ отвечает персонально за невведение режима сокращения расходов при получении сведений о невозможности исполнения федерального бюджета, а также за перемещение бюджетных ассигнований по предметным статьям и видам расходов более чем на 10% от выделенных ассигнований.
1.2 Организация бюджетного процесса
Организация бюджетного процесса на всех уровня бюджетной системы включает в себя следующие этапы:
* составление проектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующие законодательные органы
* рассмотрение бюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение в форме принятия соответствующего законодательного акта;
* исполнение утвержденных бюджетов;
* составление отчетов об исполнении бюджетов;
* утверждение отчетов об исполнении бюджетов в форме принятия соответствующих законодательных актов;
* составление сводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их в вышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансов РФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего представления в Правительство РФ.
Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении -- это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.
Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не тол ко экономической жизни общества, но и политической культуры.
Например, качество новых методов составления бюджета на этапе его подготовки зависит от качества аудита и оценки бюджета, а оно, в свою очередь, зависит от качества данных, полученных в системе бухгалтерского учета.
Основы составления проектов бюджетов
Бюджетное планирование -- важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разных уровней. Бюджетное планирование осуществляется органами государственной власти, уполномоченными законом. В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод.
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственных услуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритеты экономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествует разработка основных Управлений бюджетной политики, прогнозов развития государства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуют государственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных сольных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установлении нормативами.