Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 15:19, доклад
В Бюджетном кодексе РФ дано следующее определение: "Бюджетный процесс -- регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением".
После принятия Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год Государственной Думой рассматриваются и утверждаются проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год консолидированных в федеральном бюджете.
Принятый Государственной Думой Федеральный За о федеральном бюджете на очередной финансовый год в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение пяти дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совету Федерации.
До 1 декабря проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматриваете Советом Федерации.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ -- и до 15 декабря он подписывается Президентом РФ.
Исполнение бюджетов
Исполнение бюджета -- это совокупность операций по формированию и использованию средств бюджета.
Деятельность исполнительных органов в процессе исполнения бюджетов всех уровней строится на основе следующих принципов.
Принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета.
Принципа обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и росписью доходов и расходов бюджета, утверждаемой Министерством финансов РФ.
В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов (раньше действовала банковская система кассового исполнения бюджета, имевшая массу недостатков).
Законодательной базой для создания, организации и функционирования системы органов Федерального казначейства являются Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 "О федеральном казначействе" постановление Совета Министров -- Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 "О федеральном казначействе Российской Федерации", а также Бюджетный кодекс РФ.
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает исполнение федерального бюджета и соответственно несет ответственность за надлежащее выполнение этой функции.
Федеральное казначейство РФ осуществляет следующие задачи:
Первая и главная задача, которую обязано решить Казначейство России, -- это осуществление операций со средами федерального бюджета, а в случае заключения соответствующих соглашений -- и бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Соответственно основное предназначение казначейства - содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами..
Федеральному казначейству отведена особая роль - именно этот орган обеспечивает соблюдение принципа единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.
Единый счет федерального казначейства подразумевает аккумуляцию всех средств, проходящих через органы федерального казначейства, на счете, открытом в учреждении Центрального банка РФ, учет средств в органах федерального казначейства ведется на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств.
Таким образом, Казначейство концентрирует на своих счетах оба потока, которые возникают в процессе исполнения федерального бюджета: это доходный и расходный потоки.
Такая совместимость двух потоков в руках одного и того же казначейского органа позволяет существенно ускорить процесс финансирования. При этом не нужно дожидаться того момента, когда на счет низового органа казначейства поступят деньги от казначейства вышестоящего. Поступление средств на счета управления федерального казначейства в виде налогов и доходов создает устойчивую базу для оперативного финансирования расходов федерального бюджета на этой же территории. Финансирование расходов федерального бюджета и федеральных целевых программ, реализуемых на территориях субъектов Федерации, также должно осуществляться органами федерального казначейства. Разница передается в Центр и распределяется.
В процессе кассового исполнения бюджета Федеральное казначейство осуществляет распределение в установленных законодательством размерах федеральных регулирующих налогов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации, а также обеспечивает доведение выделенных бюджетных ассигнований до получателей бюджетных средств. Федеральное казначейство имеет также право бесспорного взыскания сумм с получателей бюджетных средств за нарушение законодательства Российской Федерации.
Вторая задача, которая решается Федеральным казначейством -- это осуществление предварительного и текущего контроля за выделением средств из федерального бюджета Российской Федерации, а также бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений.
Помимо деятельности по финансовому управлению, Федеральное казначейство может и должно на всех этапах процесса расходования средств осуществлять контроль за исполнением бюджетов всех уровней. Только так можно обеспечить единство государственных финансов и их эффективное использование.
Осуществляя контроль за всеми поступлениями и выплатами Правительства РФ, в структуре государственной исполнительной власти Федеральное казначейство выполняет роль "кассира" и "главного бухгалтера". Причем эта роль не должна ограничиваться только работой с бюджетными деньгами, речь идет и о государственных внебюджетных средствах, а в конечном итоге -- обо всех государственных финансовых ресурсах.
Реализуемый казначейством контроль, предшествующий кассовому расходованию государственных средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, так как позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное -- предотвратить эти нарушения.
Федеральное казначейство также не должно заниматься не свойственной ему функцией последующего контроля за расходованием бюджетных средств. Такой контроль должен быть возложен на органы последующего контроля, которыми являются федеральные контрольные ревизионные управления.
Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Бюджетный учет. Все доходы, средства заимствования, расходы, дефицит бюджета, а также операции в процессе исполнения бюджета регистрируются в бюджетном учете.
Бюджетный учет организуется и осуществляется уполномоченным исполнительным органом. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.
В рамках Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. предполагается бюджетный учет проводить по методу начисления.
В отличие от кассового метода учета, который позволяет лишь отследить потоки денежных средств и не дает полого представления об активах и обязательствах бюджетов бюджетной системы, метод начислений позволит оценивать результат исполнения программ, а также сопоставлять себестоимость производимых государством услуг и затраты на возможное приобретение указанных услуг на рынке.
Учет по методу начислений значительно повысит прозрачность операций правительства и даст информацию, отражающую будущие финансовые последствия принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. В центре системы основанной на методе начислений, будет находиться администратор бюджетных средств, который должен администрировать не только расходы бюджета, но и по поступления в бюджет. В состав отчетности, составленной на основе учета по методу начислений, подлежит включению в баланс активов и обязательств, отчет о финансовых результатах деятельности и отчет о движении денежных средств. Для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета план счетов бюджетного учета будет интегрирован с бюджетной классификацией.
Переход к новой системе учета предполагается осуществить путем разработки и утверждения общих стандартов бюджетного учета и отчетности с предоставлением права органам исполнительной власти разных уровней, администраторам бюджетных средств вести в рамках этих стандартов управленческий учет.
Виды отчетности об исполнении бюджета.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков е формирования и предоставления. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством РФ.
В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные и годовой об исполнении бюджета в представительный орган власти.
Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным органом власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
После утверждения уполномоченный исполнительный орган публикует ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета.
Бюджетный год завершается 31 декабря, с этого дня прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. В случае возникновения технической задержки платежа по принятым бюджетным обязательствам допускается осуществление соответствующего платежа за счет и в пределах остатка средств на едином бюджетном счете по состоянию на 31 декабря с отражением этих операций в отчете об исполнении бюджета завершившегося года.
Единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов устанавливает, организует и осуществляет Федеральное казначейство.
Система отчетности об исполнении федерального бюджета основывается на единстве:
структуры;
форм и показателей;
сроков ее формирования и представления.
Единая методология отчетности по исполнению федерального бюджета устанавливается Правительством РФ.
Правительство РФ представляет ежеквартальные и годовые отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание РФ.
Один экземпляр годового отчета об исполнении федерального бюджета представляется также в Счетную палату РФ.
Ежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета подлежат утверждению Правительством РФ.
Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит утверждению федеральным законом и публикуется в установленном порядке.
После утверждения соответствующих ежеквартальных отчетов правительством РФ Федеральное казначейство публикует их в печати.
Все неиспользованные ассигнования бюджета отчетного года, которые остаются на счетах главных распорядителей бюджетных средств, а также на счетах бюджета по состоянию на 31 декабря, переводятся на бюджетный счет Федерального казначейства, учитываются как остатки средств федерального бюджета на начало текущего года и отражаются как доходы текущего года.
Право на расходование бюджетных средств прекращается 31 декабря.
Подготовка отчета об исполнении бюджета В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и каждого бюджетного фонда в отдельности. На основании распоряжения министра финансов все бюджетополучатели готовят годовые отчеты по доходам и расходам.
Заключение
В данной работе был проведен анализ бюджетного процесса. В первом разделе были рассмотрены теоретические и правовые основы бюджетного процесса как на уровне РФ, так и на уровне субъекта РФ, а именно была раскрыта сущность бюджетного процесса, его организация, а именно, основы составления проектов бюджетов, рассмотрение и утверждение бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение, а также были представлены участники бюджетного процесса в Новосибирской области, общие положения о составлении проектов бюджетов в НСО и сведения, необходимые для составления проектов бюджетов.
Во втором разделе был проведен анализ бюджетного процесса Новосибирской области за период 2005-2007гг. По отдельности были рассмотрены и проанализированы как доходная, так и расходная части бюджета НСО, был проведен анализ структуры бюджета, а также динамики отдельных его статей.
В третьем разделе была представлена стратегия развития бюджетного процесса Новосибирской области, отраженная в законе «Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», который был принят 30 октября 2008г. на 19о-й сессии областного Совета, На состоявшейся сессии депутаты внесли изменения в областные целевые программы: газификации, по государственной поддержке инвестиционной деятельности в промышленности, а также «культурные» программы - по развитию культуры в сельской местности, библиотеках области, патриотическому воспитанию граждан. Все программы, как и бюджет, рассчитаны также на три года, а изменения в них по большей части связаны с сокращением сроков сдачи объектов.