Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 08:16, реферат
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
ЛЕКЦИЯ № 1. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ
ЛЕКЦИЯ № 2. Бюджетная классификация РФ
ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ
ЛЕКЦИЯ № 4. Бюджетный процесс РФ
ЛЕКЦИЯ № 5. Доходы бюджетов
ЛЕКЦИЯ № 6. Налог на прибыль организаций
ЛЕКЦИЯ № 7. Акцизы
ЛЕКЦИЯ № 8. Налог на добавленную стоимость
ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц
ЛЕКЦИЯ № 10. Платежи в бюджет за пользование природными ресурсами
ЛЕКЦИЯ № 11. Налог на имущество физических лиц
ЛЕКЦИЯ № 12. Расходы бюджетов
ЛЕКЦИЯ № 13. Дефицит бюджета и источники его покрытия
ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды
ЛЕКЦИЯ № 15. Государственный и муниципальный долг
ЛЕКЦИЯ № 16. Бюджетная политика РФ
7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
8) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).
Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.
Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального
образования (местный бюджет) является
формой образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для обеспечения задач и
Местное самоуправление осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, из них финансируется развитие отраслей производственной сферы (местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги).
Местные бюджеты выполняют следующие функции:
1) формируют денежные фонды, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
2) распределяют и используют эти фонды между отраслями хозяйства;
3) контролируют финансово-хозяйственную деятельность предприятий, учреждений, которые подведомственны этим органам власти.
Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.
В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
1) местные налоги и сборы:
а) земельный налог;
б) налог на имущество физических лиц;
в) налог на рекламу;
г) налог на наследство или дарение;
д) местные лицензионные сборы;
2) доходы от приватизации, в том числе:
а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
б) доходы от продажи земли;
в) доходы от продажи квартир гражданам;
3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.
В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:
1) от налога на добавленную стоимость;
2) от акцизов;
3) от налога на прибыль предприятий;
4) от подоходного налога с физических лиц.
Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:
1) содержание органов местного самоуправления;
2) формирование муниципальной собственности и управление ею;
3) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;
4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
5) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
6) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
7) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
8) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
9) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
10) обслуживание и погашение муниципального долга;
11) целевое дотирование населения;
12) проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Основным направлением использования средств местных бюджетов является покрытие расходов, связанных с жизнеобеспечением человека (расходы на социально-культурные мероприятия и на жилищно-коммунальное хозяйство).
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова.
Одним из главных направлений
В соответствии со статьей 6 БК РФ, консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.
Термин «консолидированный бюджет» был включен также в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением Государственного бюджета РФ, в который входили все звенья бюджетной системы России. Вышеуказанный закон в настоящее время не действует.
В бюджетном планировании используются
показатели консолидированных бюджетов.
Объемы консолидированных бюджетов административно-
Роль консолидированных показателей важна при проведении анализа формирования и использования централизованного финансового фонда страны.
Сводное финансовое планирование невозможно
без расчета показателей
Расходная часть включает: расходы на социально-культурные мероприятия, которые финансируются за счет бюджета, затраты на государственные инвестиции, государственные дотации, расходы на науку из бюджета, на оборону, расходы на содержание правоохранительных органов, органов власти, судов прокуратуры и др.
Показатели консолидированного бюджета играют большую роль в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. Финансовые показатели, в основе которых лежат показатели консолидированных бюджетов, используются при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и территорий.
Показатели консолидированных бюджетов используются при расчетах, которые характеризуют различные виды обеспеченности жителей страны и ее территорий.
5. Принципы бюджетной системы РФ
Бюджетная система РФ, согласно БК РФ, основана на принципах:
1) принцип единства бюджетной системы РФ – это единство бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации и отчетности, принципов организации и функционирования бюджетной системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;
2) принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней – это закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств;
3) принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
б) право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
в) право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;
г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
е) недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетовдругих уровней;
ж) недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, которые приведут к увеличению расходов и снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
з) недопустимость изъятия дополнительных доходов в течение года, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;
3) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований – это определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ;
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ;
5) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
6) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
7) принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Доходы бюджета и поступления
из источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением
доходов целевых бюджетных
8) принцип гласности означает:
а) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления;
б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти;