Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа
Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации. Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность , ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.
ведение………………………………………………...….………………………………..3
1.1 Виды бюджетов предприятия …….....................................................………………....5
1.2 Структура и принципы составления бюджетов ..…………………...…....…………...8
1.3 Основные принципы и сущность бюджетирования ………………..…….…....…....12
1.4 Организация бюджетирования …….…………..……………………....................…...15
В любом случае величина прямых затрат труда должна быть тщательно скоординирована с имеющимися в наличии кадровыми ресурсами для обеспечения достаточного использования труда в производстве.
Эффективная организация
производственного процесса позволяет
минимизировать простои и устранить
нехватку трудовых ресурсов, а также
может способствовать высвобождению
персонала в случаях
7. Бюджет стоимости продукции
Данный бюджет составляется на основе сводных данных по натуральным и стоимостным оценкам, взятым из бюджетов прямых затрат, затрат по оплате труда, текущих и накладных расходов. Таким образом, операционный бюджет предприятия составляется на базе бюджета продаж, который является базой формирования бюджетов, характеризующих затраты на:
· производство и реализацию продукции;
· внедрение нового технологического процесса (бюджет закупки сырья и материалов для ресторанного бизнеса);
· бюджет текущих затрат, бюджет по труду и т.д. [6, с. 98].
Финансовый бюджет предприятия
Финансовый бюджет предприятия
– это план, в котором отражаются
объем и структура
1. Бюджет капитальных вложений (инвестиционный бюджет)
Данный бюджет отражает количество денежных средств, которые предприятие намеревается тратить на приобретение дополнительных основных фондов в течение планового периода. Таким образом, капитальный бюджет включает в себя приобретение активов, необходимых для выполнения оперативных планов.
Информация, содержащаяся в
этом бюджете, влияет на бюджет движения
денежных средств (включая вопросы
выплаты процентов), на бюджетный
отчет о прибылях и убытках, на
бюджетный бухгалтерский баланс
(изменяя величину основных средств
и других долгосрочных активов). Существенные
капитальные затраты могут
2. Бюджет отчета о прибылях и убытках
Данный бюджет сводит воедино планируемые оценки доходов и расходов на бюджетный период. Необходимо рассчитать прогнозные значения таких показателей, как:
· объем реализации;
· себестоимость реализованной продукции;
· себестоимость коммерческих и управленческих расходов;
· себестоимость расходов финансового характера (проценты к выплате по ссудам и займам);
· величина налогов к уплате и т.д.
Большая часть исходных данных
формируется в ходе построения операционных
бюджетов. Величину налоговых и прочих
обязательных платежей можно рассчитать
по среднему проценту. Бюджет отчета о
прибылях и убытках содержит в
сжатой форме прогноз всех операций
предприятия и тем самым
2. Бюджет движения денежных средств
Данный бюджет представляет собой план денежных поступлений и платежей, рассчитанный на будущий временной период. При расчете бюджета движения денежных средств важно определить время фактических поступлений и платежей, а не время исполнения хозяйственных операций. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход - по направлениям использования. Ожидаемое сальдо денежных средств на конец периода затем сравнивается с минимальной суммой денежных средств, которая должна постоянно поддерживаться. Разность представляет собой либо неизрасходованный излишек, либо недостаток денежных средств.
Бюджет движения денежных
средств показывает ожидаемое конечное
сальдо по денежным средствам и финансовое
положение предприятия на каждый
анализируемый период. Таким образом,
могут быть запланированы и учтены
периоды наибольшего и
3. Бюджетный баланс (бюджетный бухгалтерский баланс)
Этот бюджет – завершающий
шаг в процессе подготовки не только
финансового, но и общего бюджетов.
Он характеризует изменения в
финансовом и имущественном положении
предприятия при условии
Построение прогнозной отчетности в рамках бюджетирования текущей деятельности или на более длительную перспективу является неотъемлемой функцией финансовой службы (отдела или департамента) любого предприятия. Эта отчетность может использоваться в таких целях, как:
· ориентир для контроля текущей деятельности;
· при
прогнозировании степени
1.3 Основные принципы и сущность бюджетирования
Бюджетирование – это последовательность операций, необходимых для составления бюджета в пределах отдельного предприятия
Бюджетирование – это система согласованного управления подразделениями предприятия в условиях динамично развивающегося, диверсифицированного бизнеса. С его помощью принимаются управленческие решения, связанные с будущими событиями, на основе систематической обработки данных.
Бюджетирование выполняет следующие функции:
1. Аналитическая функция:
· переосмысление бизнес-идеи;
· коррекция стратегии;
· постановка дополнительных целей;
· анализ операционных альтернатив.
2. Функция финансового планирования:
· вынуждает
планировать и тем самым
3. Функция финансового учета:
· вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем
4. Функция финансового контроля:
· позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
· выявляет слабые и сильные стороны
5. Мотивационная функция:
· осмысленное принятие плана;
· ясность постановки целей;
· наказание за срыв;
· поощрение за выполнение и перевыполнение.
6. Координационная функция:
· координация функциональных блоков оперативного планирования.
7. Коммуникационная функция:
· согласование планов подразделений компании;
· нахождение компромиссов;
· закрепление ответственности исполнителей.
Как и любое явление, бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны [16, с. 130].
Достоинства бюджетирования:
· оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
· позволяет координировать работу предприятия в целом;
· анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
· позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
· позволяет
усовершенствовать процесс
· способствует процессам коммуникаций;
· помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
· служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
· различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
· сложность
и дороговизна системы
· если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
· бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а, следовательно, снижает эффективность работы;
· противоречие
между достижимостью целей и
их стимулирующим эффектом: если достичь
поставленных целей слишком легко,
то бюджет не имеет стимулирующего
эффекта для повышения
На сегодняшний день процесс формирования бюджета представляет собой целостную, четко работающую систему непрерывного планирования, включающую все основные вопросы: от обоснования целей и задач до контроля за его исполнением на всех стадиях. При этом на обеспечение максимально быстрого процесса обработки и анализа собираемых данных, необходимых для бюджетирования, на что тратится большая часть рабочего времени менеджеров, используются специальные программные продукты
Бюджетирование – сложная система включающая:
· совокупность
взаимосвязанных плановых документов,
в которых с обоснованной степенью
детализации показателей
· управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
· отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом. Система бюджетирования представляет собой совокупность таких элементов, как структура бюджетов, процедура формирования, согласования и утверждения бюджетов и контроль за их фактическим исполнением, нормативная база (нормы, нормативы, лимиты), типовые процедуры и механизмы принятия управленческих решений.
Целями бюджетирования являются:
· осуществление периодичного планирования;
· обеспечение координации, кооперации, коммуникации;
· требование к менеджерам количественно обосновать их планы;
· обеспечение осведомленности по затратам;
· создание системы оценки и контроля исполнения;
· мотивация сотрудников путем ориентации на достижение цели;
· исполнение требований законов и договоров [15, с. с. 234].
1.4 Организация бюджетирования на предприятии
Бюджетирование – это последовательность операций, необходимая для составления бюджета в пределах отдельного предприятия.
Бюджет представляет собой количественное воплощение плана, характеризует доходы и расходы на определенный период и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей.
Бюджетный процесс связан со сферой деятельности предприятия. Отсюда и специфика работы над бюджетом (определенные требования к планированию и контролю) [1, с. 35].
На практике маловероятно,
что фактическая эффективность
на предприятии полностью
Работа по составлению
бюджета на предприятии возлагается
на финансового менеджера и
1. Подготовка прогноза и бюджета продаж продукции (услуг);
2. Определение ожидаемого объема производства;
3. Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции;
4. Расчет и анализ денежных потоков;
5. Составление плановых финансовых отчетов.
Несмотря на то, что бюджет
не имеет стандартизированных
Процесс построения таких бюджетов (бюджетирование) может осуществляться как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. На предприятиях в большей степени используется краткосрочное бюджетирование.
При этом не все
из бюджетов входят в компетенцию
финансового менеджера, однако
он должен понимать и
В ходе составления операционных бюджетов выполняются прогнозные расчеты финансового характера. Их результаты служат основой для построения прогнозной финансовой отчетности. Последняя, в свою очередь является основным результатом текущего финансового планирования.