Виды бюджетов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации. Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность , ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Содержание

ведение………………………………………………...….………………………………..3
1.1 Виды бюджетов предприятия …….....................................................………………....5
1.2 Структура и принципы составления бюджетов ..…………………...…....…………...8
1.3 Основные принципы и сущность бюджетирования ………………..…….…....…....12
1.4 Организация бюджетирования …….…………..……………………....................…...15

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет предприятия структура и принципы составления.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, общий бюджет предприятия – это скоординированный  по всем подразделениям, департа­ментам и функциям план работы предприятия в целом. Он объединяет блоки отдельных бюджетов и характеризует информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.

 

Общий бюджет является обобщением используемых ресурсов. С помощью  данного бюджета можно определить потенциальные прибыли и убытки предприятия на плановый период.

 

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной  интервал, который называется  бюджетным  периодом. Правильный выбор продолжительности  бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия [19, с. 523].

 

Сводный бюджет организации  составляется и утверждается на весь бюджетный период (обычно это один календарный год). Это объясняется  тем, что за такой промежуток времени  выравниваются сезонные колебания  спроса. Индикативно, то есть без утверждения  в качестве системы целевых показателей  и нормативов, обязательных к исполнению, некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет). Кроме того, внутри бюджетного периода каждый из бюджетов имеет разбивку на подпериоды. Бюджетирование – это процесс составления и реализации данного документа в практической деятельности предприятия. Бюджетный процесс не ограничивается лишь стадией составления сводного бюджета. Вообще, процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

 

1. Этап разработки и  проекта сводного бюджета;

 

2. Утверждение проекта  бюджета и включение его в  структуру научно обоснованного  бизнес-плана организации;

 

3. Анализ исполнения бюджета  по итогам текущего года.

 

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего этапа. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. То есть анализ исполнения бюджета – это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла [см. Приложение А] [2, с. 156].

 

Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) – составление  предварительного проекта бюджета  на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оцениваются количественные параметры, изменения ценовой и  кредитной политики на основе анализа  рациональности использования активов, освоения новых каналов сбыта  услуг. Составленный предварительный  проект бюджета корректируется в  связи с изменением внешних и  внутренних условий.

 

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения  его в структуру научно обоснованного  бизнес-плана предприятия.

 

На малых предприятиях сводный бюджет разрабатывается  бухгалтерией и утверждается руководителем  организации.

 

На средних и крупных  предприятиях решение об утверждении  сводного бюджета могут принимать:

 

·        правление  организации, в состав которого входит высшее руководство;

 

·        президент  организации (в этом случае правление  организации представляет из себя консультативный орган при президенте);

 

·        совет  директоров организации;

 

·        общее  собрание учредителей.

 

После утверждение бюджета  он принимает силу приказа [14, с. 98].

 

Третий этап – анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового  состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в  тактику и стратегию экономического развития организации.

 

Для того чтобы система  бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

 

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту  методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и анализа исполнения сводного бюджета  аналитический блок (или компонент) бюджетного процесса.

 

Во-вторых, для того чтобы  разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить  себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого  учета, регистрирующая факты хозяйственной  деятельности, необходимые для обеспечения  процесса составления, контроля и анализа  сводного бюджета. Система управленческого  учета на предприятии составляет основу учетного блока бюджетного процесса [10, с. 23].

 

В-третьих, бюджетный процесс  всегда реализуется через соответствующую  организационную структуру и  систему управления, существующие на предприятии.

 

Понятие организационной  структуры включает в себя:

 

·        количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

 

·        совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

 

Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса. Так как бюджетный процесс является непрерывным и повторяющимся (регулярным). Точно так же регулярно, в соответствующие сроки в аппарате управления из структурных подразделений должна поступать учетная информация, необходимая для его обеспечения.

 

В-четвертых, процесс разработки, контроля и анализа исполнения бюджета  предполагает регистрацию и обработку  больших массивов информации, что  затруднительно сделать вручную. В  бюджетном процессе уровень оперативности  и качества учетно-аналитической  работы существенно повышается, а  количество ошибок сокращается при  использовании программно-технических  средств. Программно-технические средства, используемые структурами предприятия, задействованными в бюджетном процессе, составляют программно-технический  блок системы бюджетирования [3, с. 256].

 

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между  собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

 

 


Информация о работе Виды бюджетов предприятия