Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;
Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63
- мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства;
- соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывает как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.
Дефицит государственного
бюджета – это разность между
расходами и доходами
Дефицит бюджета законодательно устанавливается в Федеральном Законе о государственном бюджете на предстоящий год.
В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом, законом об этом бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Согласно Бюджетному кодексу РФ «источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
2) внешние источники следующих видов:
- государственные займы,
- кредиты правительств
Вместе внутренее и внешнее финансирование составляют общий объем финансирования.
В теории финансов выделяются следующие основные виды бюджетных дефицитов:
1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов экономики. Под «встроенным» (автоматическим) стабилизатором понимается экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в развитых странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов и система участия в прибылях.
2. Структурный дефицит
3. Операционный дефицит
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный (
- финансирование государственн
- накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд, которые в итоге выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
- финансирование Центральным
Банком убытков от мероприятий
по стабилизации обменного курс
Бюджетный дефицит не
относится к разряду
Следует отметить, что дефицит государственного бюджета не всегда покрывается только за счет увеличения абсолютного размера государственного долга. Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета в экономике рыночного типа: монетизация дефицита, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Кроме того, мировая практика регулирования бюджетного дефицита в качестве одного из методов решения данной проблемы предлагает увеличение доходной или снижение расходной частей бюджета.
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.
Формирование доходов
бюджетов осуществляется в соответствии
с бюджетным и налоговым
Денежные средства считаются поступившими в доход бюджета с момента совершения кредитной организацией операции по их зачислению на счет органа, исполняющего бюджет.
Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов. Кроме того, в доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Налоговые доходы составляют предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Неналоговые доходы составляют:
К доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, относятся:
Кроме того, доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.
К собственным доходам бюджетов относятся доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Они могут быть как налоговыми, так и неналоговыми.
К регулирующим доходам бюджетов относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год. Эти нормативы определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает регулирующие доходы.
Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
Государственные доходы
— это часть национального
дохода страны, обращаемая в процессе
его распределения через
Согласно ст. 41 БК РФ доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные
Согласно ст. 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации. В доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Согласно ст. 55 БК РФ доходы
бюджетов субъектов РФ формируются
за счет собственных и регулирующих
налоговых доходов, за исключением
доходов, передаваемых в порядке
регулирования местным
Согласно ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов. В местные бюджеты полностью поступают доходы от продажи и использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления и другие доходы согласно п. 4 ст. 60 БК РФ.
Доходная часть государственного бюджета состоит из трех основных частей:
-налогов;
-неналоговых доходов;
-доходов целевых бюджетных фондов.
К неналоговым доходам относятся доходы:
- от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
В систему налоговых платежей в государственный бюджет включаются: прямые налоги и косвенные налоги.
В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы (рис. 7):
Рис. 7. Структура доходов госбюджета по источникам
Налоговые доходы делятся на две группы: прямые и косвенные налоги.
Косвенные налоги — основная часть налоговых поступлений государственного бюджета (это налоги на потребителя). Они состоят из НДС, акцизов и таможенных пошлин и сборов. Они оказывают влияние на уровень цен (включены в цену) и на структуру потребления.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно у источника их образования. К прямым налогам относятся: налог на прибыль; подоходный налог с физических лиц; налоги на совокупный доход.
К косвенным налогам, составляющим до 70−90% от всех налоговых
поступлений в государственный бюджет,
относятся: налог на добавленную
стоимость (НДС); акцизы; тамож
Прямые налоги взимаются и в государственный (федеральный), и в региональные, и в местные бюджеты. Это зависит и от территориального расположения предприятия и от его масштабности (налог на прибыль). К прямым налогам кроме налога на прибыль относятся также подоходные налоги на физических лиц (граждан). Его ставки различны в различных странах и взимаются по прогрессирующей шкале в зависимости от налогооблагаемой базы (дохода): от 6-7 до 45%. Налог на прибыль взимается также по прогрессирующей шкале, его величина — от 12-15 до 35%. Прямые налоги — вторая составная часть всех поступающих в бюджет доходов. Другими словами, доходная база государственного бюджета зависит в основном от налогов. Отнесение налога к тому или иному уровню госбюджета осуществляется в соответствии с действующим национальным законодательством.
Налоги делятся на федеральные, региональные и местные
К федеральным налогам относят: налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, НДС, акцизы, таможенные полшины и сборы. Региональными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на федеральных территориях государства. Это налог на имущество юридических лиц, налог с продаж, региональные лицензионные сборы и пр.