Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;
Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63
23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6 %), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9 %).
В 2007 году был впервые сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
В частности, в законе
указывались следующие прогнози
3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
24 ноября 2008 года был принят Федеральный закон № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
02 декабря 2009 года был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
13 декабря 2010 года был принят Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
За последние годы
наибольшим темпом возрастали бюджетные
доходы, связанные с добычей и
экспортом полезных ископаемых (налог на добычу
полезных ископаемых, экспортные пошлины
на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный
бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми
доходами (в 2006 годудоля нефтегазовых доходов составила
свыше половины, в 2003 году — четверть в общей массе поступлений).
Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный
баланс федерального бюджета России будет
сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию
и неэффективность».
Действующий бездефицитный бюджет-2011
сверстан на основе прогнозной цены на
нефть в 105 долларов за баррель. В Совете
федерации идёт рассмотрение закона о
федеральном бюджете на 2012—2014 годы, в
котором параметры бюджета рассчитаны
исходя из прогноза среднегодовой цены
на нефть марки Urals в 2012 году в размере
100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов,
в 2014 году — 101 доллар за баррель.
СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ
ДОХОДОВ И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАСХОДОВ
В | |||||||||
1992 |
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Денежные доходы - всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||||||
доходы от |
8,4 |
16,4 |
15,4 |
11,9 |
12,0 |
11,7 |
11,4 |
11,1 |
10,0 |
оплата труда1) |
73,6 |
62,8 |
62,8 |
65,8 |
63,9 |
65,0 |
63,6 |
65,0 |
70,4 |
социальные выплаты |
14,3 |
13,1 |
13,8 |
15,2 |
14,1 |
12,8 |
12,7 |
12,0 |
10,9 |
доходы от собственности |
1,0 |
6,5 |
6,8 |
5,2 |
7,8 |
8,3 |
10,3 |
10,0 |
6,7 |
другие доходы |
2,7 |
1,2 |
1,2 |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
2,0 |
1,9 |
2,0 |
Денежные расходы |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
|||||||||
покупка товаров и оплата услуг |
72,9 |
70,5 |
75,5 |
73,2 |
69,1 |
69,9 |
69,5 |
69,0 |
69,7 |
обязательные платежи
и |
8,1 |
5,6 |
7,8 |
8,6 |
8,3 |
9,1 |
10,1 |
10,5 |
12,5 |
приобретение |
0,1 |
0,1 |
1,2 |
1,8 |
2,0 |
2,3 |
2,6 |
3,3 |
3,3 |
прирост финансовых |
18,9 |
23,8 |
15,5 |
16,4 |
20,6 |
18,7 |
17,8 |
17,2 |
14,5 |
из него прирост, |
13,6 |
3,6 |
2,8 |
1,8 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
3,4 |
3,6 |
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг
Макроэкономические показатели стабильности государства включают следующие показатели:
По состоянию на 13 февраля 2012г. указанные выше показатели были следующими:
Таблица 7
Данные показателей макроэкономической стабильности РФ в 2012г
Таблица 8
Рассмотрим некоторые из показателей детальнее.
Потребительские цены.
Рис. 8. - Базовый индекс потребительских цен, очищенный от сезонности
Показатель базовой инфляции, очищенной от сезонности, в январе снизился до 0,3% против 0,4% в декабре 2011 года. Замедление базовой инфляции во втором полугодии 2011 года было обусловлено, в первую очередь, умеренной динамикой цен на непродовольственные товары, что, в свою очередь, было связано с вялой динамикой внутреннего спроса. Ухудшение ситуации на мировом и внутреннем финансовых рынках и очевидные признаки надвигающего кризиса, а также ужесточение денежно-кредитной политики Центрального банка, оказывали сдерживающее влияние на инфляционные процессы, и в итоге именно эти факторы внесли весомый вклад в снижение темпов роста потребительских цен до рекордно низких значений.
Валовой внутренний продукт.
Таблица 9
Произведенный ВВП в 2011 г
Согласно оценке ВВП методом использования доходов, физический объем экспорта в 2011 г. вырос на 1% после роста на 7% в 2010 г. Существенное замедление роста экспорта в 2011 г., главным образом, объясняется снижением темпов роста мировой экономики. При этом в 2011г. по сравнению с 2010 г. наблюдалось ускорение роста внутреннего спроса (с 8,4% до 9,1%) при существенном снижении темпов роста импорта
(с 26,1% до 21,5%). Это обеспечило значительное ускорение роста поставок на внутренний рынок (с 3,5% до 5,4%) и поддержало темп роста ВВП на уровне 2010 г. (вклад внутренних поставок в рост ВВП в 2011 г. составил 3,9 п.п.). Основным источником роста ВВП в 2011 г. со стороны спроса выступила устойчивая динамика потребительского и инвестиционного спроса, хотя инвестиции продемонстрировали кратковременный спад в I кв. 22
При сохранении темпов общего экономического роста в 2011 г. наблюдался несколько опережающий рост конечного потребления (4,8%), в то время как в 2010 г. рост потребления отставал от роста ВВП (3,3%). Темп роста потребления домашних хозяйств также увеличился по сравнению с 2010 г. (с 5,1% до 6,4%). Высокие темпы роста потребления в 2011 г. обеспечивались активным расширением потребительского кредитования и улучшением потребительских ожиданий: индекс потребительской уверенности вырос с -13% в I кв. до -7% в IV кв. Рост потребления в 2011 г. поддерживался также благоприятной динамикой реальной заработной платы (рост в 2011 г. составил 3,5%).
Потребление.
Стабильный рост с начала 2011 г. демонстрирует потребительский спрос. С исключением фактора сезонности прирост оборота розничной торговли в декабре составил 1% после роста на 0,4% и 0,6% в октябре и ноябре соответственно. В последние месяцы данный показатель демонстрирует высокие темпы роста в годовом исчислении.
По сравнению с декабрем прошлого года прирост оборота розничной торговли составил 9,5%. В 2011 г. в целом объем розничной торговли вырос на 7,2%, что выше показателя 2010 г. (6,3%).
Рис. 9. - Темпы роста внутреннего спроса (сезонность исключена, дек 2000=100%)
Основными факторами, способствующими росту розничного товарооборота в 2011 г. выступили расширение потребительского кредитования и наблюдающееся снижение склонности населения к сбережению. Однако в последние месяцы потребление, вероятно, также росло за счет благоприятной динамики реальной заработной платы (с исключением сезонности в декабре выросла на 1,7%) и реальных располагаемых доходов (в декабре выросли на 1,9%).6
3.2. Направления снижения государственного долга
Уроки современного мирового финансово-экономического кризиса вновь подтвердили необходимость разработки научно-обоснованной внешней долговой политики и стратегии, направленной на реализацию главной задачи – инновационного социально-экономического развития России. Еще в апреле 2001 г., будучи Президентом РФ, В.В. Путин, выступая в Министерстве финансов, поставил задачу разработки концепции программы регулирования внешних заимствований, повышения их конструктивной роли в развитии экономики.7
Однако в 2002-2008 гг. нерегулируемые и недостаточно контролируемые внешние займы корпораций и банков увеличились в 11 раз. В Распоряжении Правительства РФ (об основных направлениях его деятельности до 2012 г.) от 17 ноября 2008 г. отсутствует прямое упоминание о политике внешних заимствований.8
На наш взгляд, целесообразно сформулировать основные направления совершенствования внешней долговой политики России с учетом расширенного определения внешнего долга государства. Поскольку международный кредит играет двоякую роль, необходима четкая целевая установка долговой политики, направленная на стимулирование использования заемных средств на реализацию главной задачи – инновационное социально-экономическое развитие. Например, выпуск государственных ценных бумаг, в том числе еврооблигаций в 2010-2012 гг., должен иметь целевой характер, например, для обеспечения конкретных расходов бюджета, а не покрытия его совокупного дефицита, вызванного увеличением расходов при сокращении доходов, особенно налоговых поступлений.
Учитывая риски в
сфере внешних заимствований, возросшие
в условиях глобализации экономики,
целесообразно сконцентрировать внимание
на совершенствовании риск-
Проявление рисков в сфере внешних заимствований увеличивает расходы на их обслуживание и погашение. В этой связи требуется методологическая разработка по управлению этими рисками. При рассмотрении данного вопроса полезно использовать рекомендации МВФ и Всемирного банка, в частности, «Наставление по управлению государственным долгом» от 21.03.2001 г., дополнив их с учетом российского опыта.
Далее, вместо средневзвешенной процентной ставки по внешним долговым обязательствам, логичнее применять более широкий показатель стоимости кредита с учетом ее основных элементов. Это важно, чтобы избежать повторения развеянного в условиях кризиса мифа о «дешевизне» докризисных иностранных займов, исходя лишь из процентной ставки. Целесообразно совершенствовать систему показателей структуры внешнего долга по его видам, срокам с учетом периода использования, грационного (льготного) периода (если предоставлена отсрочка выплаты процентов и основной суммы долга) и периода погашения. При этом важен расчет не только полного, но и среднего срока заимствования, который показывает, в течение какого времени заемщик пользовался всей суммой кредита.