Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в том, чтобы на основе определения направлений оптимизации бюджетных параметров наметить пути усиления роли федерального бюджета как финансового инструмента экономического роста.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть сущность, структуру и функции государственного бюджета;
проанализировать структуру доходов государственного бюджета РФ;
проанализировать структуру расходов государственного бюджета РФ;
выявить современные состояние государственного бюджета РФ на современном этапе;

Содержание

Введение………………………………..……………………………………...…..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. ……………………………………………………………………..6
1.1. Бюджетная система РФ, ее сущность и структура………………………..6
1.2. Сущность и социальные приоритеты федерального бюджета………….11
1.3 Бюджетный дефицит, его виды ……………………………………………22
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ..24
2.1. Формирование доходов государственного бюджета.…………..………24
2.2. Оценка расходов государственного бюджета и государственный долг..31
2.3. Структура доходов и расходов госбюджета РФ…………………………..38
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В РФ………………………………………………………………………………..44
3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг..44
3.2. Направления снижения государственного долга………………..…..…48
3.3. Направления увеличения бюджетных доходов……………….………..51
3.4. Совершенствование финансового менеджмента в госсекторе. Внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат…………..57
Заключение……………………………………………………………………....60
Список литературы…………………………………………………………..…63

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономика - курсовая работа.doc

— 1.42 Мб (Скачать файл)

23 ноября 2007 г. был принят Федеральный закон 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6 %), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9 %).

В 2007 году был впервые  сформирован так называемый «трехлетний» бюджет на 2008—2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.

В частности, в законе указывались следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 6644,4 млрд руб.
    • Расходы — 6570,3 млрд руб.
  • 2009
    • Доходы — 7465,4 млрд руб.
    • Расходы — 7451,2 млрд руб.
  • 2010
    • Доходы — 8090,0 млрд руб.
    • Расходы — 8090,0 млрд руб.

3 марта 2008 года был  принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:

  • 2008
    • Доходы — 8056,9 млрд руб. (▲ 21,2 %)
    • Расходы — 6901,6 млрд руб. (▲ 5 %)
  • 2009
    • Доходы — 8706,1 млрд руб. (▲ 16,6 %)
    • Расходы — 8282,8 млрд руб. (▲ 11,2 %)
  • 2010
    • Доходы — 9408,2 млрд руб. (▲ 16,3 %)
    • Расходы — 9034,6 млрд руб. (▲ 11,7 %)

24  ноября  2008  года   был   принят   Федеральный   закон   № 204-ФЗ   «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:

  • 2009
    • Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.

02 декабря 2009  года   был принят Федеральный закон № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

  • 2010
    • Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
  • 2011
    • Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
  • 2012
    • Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
    • Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.

13   декабря   2010   года   был   принят   Федеральный закон № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

  • 2011
    • Доходы — 14 106 000 000,0 тыс. рублей.
    • Доходы получаемые государством с налогов — 3 380 000 000,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 022 477 366,9 тыс. рублей.

 

  • 2012
    • Доходы — 9 503 469 245,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 11 237 919 245,0 тыс. рублей.
  • 2013
    • Доходы — 10 379 889 320,0 тыс. рублей.
    • Расходы — 12 175 569 320,0 тыс. рублей.

За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные  доходы, связанные с добычей и  экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в 2006 годудоля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — четверть в общей массе поступлений). Журнал The Economist высказывает мнение, что положительный баланс федерального бюджета России будет сохраняться лишь при цене на нефть около $110 долл., называя в качестве главных причин «коррупцию и неэффективность». 
Действующий бездефицитный бюджет-2011 сверстан на основе прогнозной цены на нефть в 105 долларов за баррель. В Совете федерации идёт рассмотрение закона о федеральном бюджете на 2012—2014 годы, в котором параметры бюджета рассчитаны исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть марки Urals в 2012 году в размере 100 долларов за баррель, в 2013 году — 97 долларов, в 2014 году — 101 доллар за баррель.

 

СТРУКТУРА ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РАСХОДОВ В  
ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДАХ НАСЕЛЕНИЯ 
(в процентах)

 

1992

1995

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Денежные доходы - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

доходы от  
  предпринимательской  
  деятельности

8,4

16,4

15,4

11,9

12,0

11,7

11,4

11,1

10,0

оплата труда1)

73,6

62,8

62,8

65,8

63,9

65,0

63,6

65,0

70,4

социальные выплаты

14,3

13,1

13,8

15,2

14,1

12,8

12,7

12,0

10,9

доходы от собственности

1,0

6,5

6,8

5,2

7,8

8,3

10,3

10,0

6,7

другие доходы

2,7

1,2

1,2

1,9

2,2

2,2

2,0

1,9

2,0

Денежные расходы  
и сбережения - всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

в том числе:

                 

покупка товаров и  оплата услуг

72,9

70,5

75,5

73,2

69,1

69,9

69,5

69,0

69,7

обязательные платежи  и 
  разнообразные взносы

8,1

5,6

7,8

8,6

8,3

9,1

10,1

10,5

12,5

приобретение  
  недвижимости

0,1

0,1

1,2

1,8

2,0

2,3

2,6

3,3

3,3

прирост финансовых  
  активов

18,9

23,8

15,5

16,4

20,6

18,7

17,8

17,2

14,5

из него прирост,  
     уменьшение (-) денег на  
     руках у населения

13,6

3,6

2,8

1,8

2,7

1,8

1,5

3,4

3,6


 

    1. Включая скрытую (официально не учтенную) заработную плату.

 

 

 

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ  МАКРОЭКОНОМИЧЕКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ  В РФ

3.1. Макроэкономические показатели стабильности в РФ в 2011-2012 гг

Макроэкономические показатели стабильности государства включают следующие показатели:

  • рост потребительских цен;
  • рост цен производителей;
  • рост денежной базы;
  • рост денежной массы;
  • реальное удорожание рубля по сравнению с долларом США;
  • изменение реального эффективного курса рубля к иностранным валютам;
  • исполнение федерального бюджета, динамика государственного долга и пр.

По состоянию на 13 февраля 2012г. указанные выше показатели были следующими:

Таблица 7

Данные показателей макроэкономической стабильности РФ в 2012г

 

 

 

Таблица 8

Рассмотрим некоторые из показателей  детальнее.

Потребительские цены.

Рис. 8. - Базовый индекс потребительских цен, очищенный от сезонности

 

Показатель  базовой  инфляции,  очищенной  от  сезонности,  в  январе  снизился  до 0,3% против 0,4% в декабре 2011 года. Замедление базовой инфляции во втором полугодии 2011 года  было  обусловлено,  в  первую  очередь,  умеренной  динамикой  цен  на непродовольственные  товары,  что,  в  свою  очередь,  было  связано  с  вялой  динамикой внутреннего спроса. Ухудшение ситуации на мировом и внутреннем финансовых рынках и очевидные признаки надвигающего кризиса, а также ужесточение денежно-кредитной политики  Центрального  банка,  оказывали  сдерживающее  влияние  на  инфляционные процессы, и в итоге именно эти факторы внесли весомый вклад в снижение темпов роста потребительских цен до рекордно низких значений. 

Валовой внутренний продукт.

Таблица 9

Произведенный ВВП в 2011 г

 

Согласно  оценке  ВВП  методом  использования  доходов,  физический  объем экспорта  в 2011  г.  вырос на 1% после роста на 7%  в 2010  г. Существенное  замедление роста экспорта в 2011 г., главным образом, объясняется снижением темпов роста мировой экономики.  При  этом  в  2011г.  по  сравнению  с  2010  г.  наблюдалось  ускорение  роста внутреннего спроса (с 8,4% до 9,1%) при существенном снижении темпов роста импорта

(с  26,1%  до  21,5%).  Это  обеспечило  значительное  ускорение  роста  поставок  на внутренний  рынок  (с  3,5%  до  5,4%)  и  поддержало  темп  роста  ВВП  на  уровне  2010  г. (вклад  внутренних  поставок  в  рост  ВВП  в  2011  г.  составил  3,9  п.п.).  Основным источником  роста  ВВП  в  2011  г.  со  стороны  спроса  выступила  устойчивая  динамика потребительского  и  инвестиционного  спроса,  хотя  инвестиции  продемонстрировали кратковременный спад в I кв. 22

При  сохранении  темпов  общего  экономического  роста  в  2011  г.  наблюдался несколько  опережающий  рост  конечного  потребления  (4,8%),  в  то  время  как  в  2010  г. рост  потребления  отставал  от  роста  ВВП  (3,3%).  Темп  роста  потребления  домашних хозяйств  также  увеличился  по  сравнению  с  2010  г.  (с  5,1%  до  6,4%).  Высокие  темпы роста  потребления  в  2011  г.  обеспечивались  активным  расширением  потребительского кредитования  и  улучшением  потребительских  ожиданий:  индекс  потребительской уверенности  вырос  с  -13%  в  I  кв.  до  -7%  в  IV  кв.  Рост  потребления  в  2011  г. поддерживался также благоприятной динамикой реальной заработной платы (рост в 2011 г. составил 3,5%).

Потребление.

Стабильный  рост  с  начала  2011  г. демонстрирует  потребительский  спрос.  С исключением  фактора  сезонности  прирост  оборота  розничной  торговли  в  декабре составил 1% после роста на 0,4% и 0,6% в октябре и ноябре соответственно. В последние месяцы данный показатель демонстрирует  высокие  темпы роста  в  годовом исчислении.

По сравнению с декабрем прошлого года прирост оборота розничной торговли составил 9,5%. В 2011 г. в целом объем розничной торговли вырос на 7,2%, что выше показателя 2010 г. (6,3%).

Рис. 9. - Темпы роста внутреннего спроса (сезонность исключена, дек 2000=100%)

Основными  факторами,  способствующими  росту  розничного  товарооборота  в 2011  г.  выступили  расширение  потребительского  кредитования  и  наблюдающееся снижение склонности населения к сбережению. Однако в последние месяцы потребление, вероятно,  также  росло  за  счет  благоприятной  динамики  реальной  заработной  платы  (с исключением сезонности в декабре выросла на 1,7%) и реальных располагаемых доходов (в декабре выросли на 1,9%).6

 

3.2. Направления снижения государственного долга

 

Уроки  современного мирового финансово-экономического  кризиса  вновь  подтвердили  необходимость  разработки  научно-обоснованной  внешней  долговой  политики и  стратегии, направленной на реализацию главной задачи – инновационного социально-экономического развития России. Еще в апреле 2001 г., будучи Президентом  РФ,  В.В.  Путин,  выступая  в Министерстве  финансов,  поставил  задачу разработки  концепции  программы  регулирования  внешних  заимствований,  повышения их конструктивной роли в развитии экономики.7

Однако в 2002-2008 гг. нерегулируемые  и  недостаточно  контролируемые  внешние  займы  корпораций  и  банков увеличились в 11 раз. В Распоряжении Правительства РФ (об основных направлениях его деятельности до 2012 г.) от 17 ноября 2008 г. отсутствует прямое упоминание о политике внешних заимствований.8

На  наш  взгляд,  целесообразно  сформулировать  основные  направления  совершенствования  внешней долговой политики России с  учетом расширенного определения  внешнего  долга  государства.  Поскольку  международный  кредит  играет двоякую  роль, необходима  четкая целевая  установка  долговой политики, направленная на стимулирование использования заемных средств на реализацию главной задачи – инновационное социально-экономическое развитие. Например, выпуск государственных ценных бумаг, в том числе еврооблигаций в 2010-2012 гг., должен иметь целевой характер, например, для обеспечения конкретных расходов бюджета, а не покрытия  его  совокупного  дефицита,  вызванного  увеличением  расходов  при  сокращении доходов, особенно налоговых поступлений.

Учитывая риски в  сфере внешних заимствований, возросшие  в условиях глобализации экономики, целесообразно сконцентрировать внимание на совершенствовании риск-менеджмента, в том числе антикризисного. При этом в дополнение к государственным  финансовым  фондам  следует  формировать  и  полугосударственный фонд на условиях государственно-частного партнерства с учетом заимствований корпораций и банков, в капитале которых участие государства превышает 50%.

Проявление рисков в  сфере внешних заимствований  увеличивает расходы на их обслуживание  и  погашение.  В  этой  связи  требуется  методологическая  разработка  по управлению этими рисками. При  рассмотрении данного вопроса полезно  использовать рекомендации МВФ и Всемирного банка, в частности, «Наставление по управлению государственным долгом» от 21.03.2001 г., дополнив их с учетом российского опыта.

Далее,  вместо  средневзвешенной  процентной  ставки  по  внешним  долговым обязательствам, логичнее применять более широкий показатель стоимости кредита с учетом ее основных элементов. Это важно, чтобы избежать повторения развеянного  в  условиях  кризиса мифа  о «дешевизне»  докризисных иностранных  займов, исходя лишь из процентной ставки. Целесообразно совершенствовать систему показателей  структуры  внешнего  долга  по  его  видам,  срокам  с  учетом  периода  использования,  грационного (льготного)  периода (если  предоставлена  отсрочка  выплаты процентов и основной суммы долга) и периода погашения. При этом важен расчет не только полного, но и среднего срока заимствования, который показывает, в течение какого времени заемщик пользовался всей суммой кредита.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент поддержания макроэкономической стабильности