Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 09:35, курсовая работа
Закон как сложное, многогранное явление — предмет постоянного углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность.
Закон, понятия и основные признаки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Закон как сложное, многогранное явление — предмет постоянного углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность.
Формирование правового государства связано, прежде всего, с повышением роли закона как особого источника права. Именно закон призван отражать в концентрированном концептуальном виде социальные интересы, выступать главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод человека, служить важнейшим средством преобразований в различных сферах жизни, устанавливать легальные рамки деятельности государственных, общественных институтов, занимать ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов.
Создание качественного, эффективного правового закона, комплексное изучение правового пространства Российской Федерации, процессов его формирования и обеспечения в настоящее время очень актуальны в связи с злободневностью проблем и противоречий федеративного устройства РФ в последнее время приобрели особую значимость и остроту. Это вызвано тем, что за последние 12 лет в России произошли существенные и масштабные перемены во всех сферах общественной жизни, которые вызвали необходимость изменений в системе национального законодательства. Принцип федерализма реально распространился на всю Российскую Федерацию, у ее субъектов появилась возможность формирования собственного правового пространства, которое вместе с тем не всегда отвечало требованиям, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Современное состояние российского законодательства позволяет отметить следующие проблемы: неравномерность развития некоторых отраслей, институтов права; превалирование подзаконных актов над законами; неправильный выбор объекта правового регулирования; бессистемное развитие законодательства, когда законы принимаются без глубокой проработки проектов и вне связи друг с другом; тенденцию роста правонарушений и слабую реализацию законов. Поэтому изучение правовой природы закона, его сущности и признаков является в настоящее время необходимым и своевременным. Это и является целью данной работы. В соответствии с целью в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть подходы к пониманию закона в историческом аспекте
- определить понятие закона
- охарактеризовать виды законов
- проанализировать основные признаки закона
В количественном отношении самой многочисленной группой среди источников конституционного права являются законы (принимаемые в порядке текущего законодательства). Для юриста «лучшим способом установления справедливого, соответствующего праву решения» обычно признается обращение именно к закону1.
Исследование вопроса понятия закона предполагает необходимость обращения к происхождению термина «закон».
Закон существовал еще в самых древних государствах. Известны Законы Хаммурапи (18 в. до н. э.), Законы Ману (1 в. до н. э.) и целый ряд других правовых памятников данной формы. В древних государствах основные правовые нормативы выражали, как правило, личную волю монарха (фараона, царя, императора и т. д.)2.
Слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означает исходное начало и границу, предел чему-либо. Основные юридические документы, издававшиеся князьями Древней Руси, именовались не «законами», а «уставами», «грамотами», «судебниками», «уроками». Но в официальном лексиконе того времени имелось и слово «закон». В договорах русских князей Олега, Игоря, Святослава с греками (907, 911, 945, 971 гг.) говорится о «законе русском». В те времена под законом понимались строгие русские обычаи, неписаные, непререкаемые традиции, но именовались эти традиции все же законом3.
Главенствующее положение закона в системе регулирования общественных отношении укрепляется в период принятия Конституции США 1787 г. и в период французской буржуазной революции 1789 г., во время которых был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента)4. Закон к этому времени стал пониматься как выражение общей суверенной воли всего населения страны или его большинства. Идея верховенства закона была юридическим средством утверждения программных положений и принципов буржуазии. До появления буржуазной демократии принцип безусловного верховенства закона по отношению к другим источникам права не признавался и не мог признаваться. Две классические теории буржуазной революции — теория разделения властей (Д. Локка, Ш. Л. де Монтескье) и теория народного суверенитета (Ж.-Ж. Руссо) — дали начало теории закона5.
Большая заслуга в становлении философско-правовой идеи закона в России принадлежит таким видным деятелям, как: И. Киевский, Н. Сорский, С.Е. Десницкий, К.А. Неволин, Б.Н. Чичерин, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, И.А. Ильин и др. И хотя понимание ими природы, сущности закона было различным, многие положения их концепций все еще актуальны и могут быть использованы и по сей день.
Мировоззрение в догосударственный период (VI–IX вв.) накануне крещения Руси представляло собой довольно цельную систему, базирующуюся на языческих верованиях, культе и нравственном кодексе. В наше время некоторые исследователи называют право того периода фольклорным.
По утверждению многих исследователей, все известные в Древней Руси источники права имеют глубоко укорененную основу, сформированную как под влиянием православной доктрины, так и на почве славянского мифопоэтического компонента.
История русского права делится на три периода: 1) период земский (или княжеский – IX–XIII вв.); 2) период московский (XIV–XVI вв.); 3) период империи (XVIII–XIX вв.). В первом периоде находим отдельные земли-княжения; во втором – два больших государства; в третьем – одну империю.
Первый период истории русского права представляет собой время господства обычного права, где законодательная деятельность власти еще не может конкурировать со сферой действия обычаев. Древнейшие термины, означающие право вообще, относятся к обычному праву: «правда», «норов», «обычай», «преданье». Такое же значение имеют и термины «покон», «закон», хотя впоследствии ими стали обозначать закон в собственном смысле.
Переход обычного права к закону совершался под влиянием и посредством рецепции чужого права, прежде всего, византийского. Закон появился в форме уставов, т.е. отдельных постановлений по одному или нескольким вопросам, большей частью с реформаторским содержанием.
Первая попытка неофициальной кодификации законов была предпринята в «Русской Правде» (три сборника: Правда Ярослава, Правда Ярославичей, Правда пространная). Кодификация законодательная осуществилась лишь в XIV и XV вв. в Псковской и Новгородской судных грамотах.
В конце XV века, при Иоане III, местные законы были объединены в один общий, который в 1497 году получил силу закона и стал именоваться Судебником. В 1551 году появился новый Судебник, недостаточность содержания которого восполнялась по 1649 год отдельными указами, которые должны были приписываться к Судебнику.
В 1649 году царь вместе с собором духовенства принял Уложение, которое фактически представляло собой единый кодекс. В период царствования Федора Алексеевича закон идет уже впереди права, создает его, а не следует за ним.
В XVIII веке закон окончательно признается единственным источником права. Причем закон находит выражение в новых формах: уставах, регламентах, указах.
Важную роль в систематизации законодательства сыграл М.М. Сперанский, создав Полное собрание законов. Причем в этом собрании можно было найти как акты неюридического характера, так и судебные прецеденты. Затем М.М. Сперанский приступил к созданию Свода законов Российской империи уже не по хронологическому принципу, как Полное собрание законов, а по отраслевому.
Таким образом, в первой половине XIX века была оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Причем закон был провозглашен основным и общеобязательным юридическим источником.
Что касается советского периода, то начальным этапом его явилось фактическое отрицание права и замена его «революционным правосознанием», политической целесообразностью, неограниченными никакими законами.
В последующем, в соответствии с потребностями руководства страны в плане ориентации на принудительный характер права, последнее было уравнено с законом. По установке А. Вышинского: «право – это не один закон, а вся сумма или вся совокупность законов». Данная формула легла на много лет в основу известной идеологической схемы: воля трудящихся во главе с рабочим классом, затем уточнение – воля большинства, позже – всего советского народа, руководимого КПСС – закон (право) – претворение закона в жизнь. Через эту схему аппарат государственного управления в течение многих лет проводил в жизнь свою волю, выдавая ее за общенародную. Содержание воли, сущность принимаемых законов оставались за пределами правопонимания. Господствовали юридический позитивизм, произвол административно-командной системы.
В современном отечественном правопонимании основной общецивилизационной закономерностью развития права, общественных отношений являются прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей, вовлечение в этот процесс представителей всех слоев и групп российского общества.
В условиях последовательного, поэтапного перехода России и других бывших республик СССР от постсоциалистического государства к цивилитарному, демократическому, правовому роль и значение права как общечеловеческого феномена резко возрастает, что характеризуется признанием и обеспечением принципа верховенства права и закона. Проводимые в нашей стране преобразования связаны с новой ролью права, с новизной и развитием законодательства.
Закон, как и любая иная форма права, только тогда становится социально значимой, активно функционирующей формой, когда она рассматривается не вообще, абстрактно, независимо от социально-политической и иной среды. Форма права так же, как и все иные его компоненты, не исключая содержания, есть постоянно развивающееся явление.
При этом, как неоднократно отмечалось исследователями, если в содержании права окружающая среда находит свое непосредственное отражение, то в форме она отражается в основном через его содержание, опосредованно6. Изменения, происходящие в социальной, политической, экономической и других сферах общественной жизни, оказывают прямое воздействие на сущность и содержание права, и косвенное – на форму права.
В настоящее время одна из основных проблем, возникающих в процессе изучения закона и определения его понятия, заключается в том, что в должной мере не учитывается исторический характер самих законов, эволюция их понятия, сущности и содержания. В этом и заключается одна из причин того, что исследователи на протяжении многих столетий пытались постичь понятие, сущность и содержание закона, безотносительно времени его возникновения, существования и применения. По-видимому, в этом же заключается одна из причин сведения всего познания юридических законов в конечном счете лишь к их одностороннему, формально-юридическому познанию и пониманию. Познавались не конкретная социальная, исторически изменяющаяся сущность, содержание и назначение закона как такового, а его внешняя сторона, форма. Таким же образом формировалось и его понятие.
Убедиться в этом можно, сравнив дефиниции закона, которые создавались и использовались в разное время.
Так, в конце ХIХ века А.Д. Градовский под понятием закона понимал «общее правило, устанавливаемое Верховной Властью, определяющее ряд однородных отношений и служащее основанием для разрешения конкретных случаев в судебной и административной практике»7.
В начале ХХ века Г.Ф. Шершеневич определял закон как «норму права, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев, исходящее непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке»8.
Е.Н. Трубецкой под «законом в тесном смысле» понимал «норму, установленную высшим, в пределах каждой данной правовой организации, правовым авторитетом», а под «законом в обширном смысле слова» – «всякую юридическую норму, установленную прямым велением того или другого внешнего авторитета»9.
Сравнивая между собой разработанные и широко распространенные в разное время понятия законов, легко заметить, что все они апеллируют только к внешней, формально-юридической стороне явления, именуемого законом, упуская из виду его важную и содержательную в социальном смысле грань. При таком подходе к анализу конкретного закона основное внимание исследователя будет сконцентрировано лишь на анализе формального выражения и закрепления его сущности и содержания – его текста, а не на рассмотрении других, более важных в социальном плане, сторон, его ценностных ориентаций. В то же время, как справедливо отмечается в научной литературе, закон, будучи сложным комплексным явлением, не сводится только к тексту. «Появляясь в процессе познания действительности на основе научного анализа и информационно– аналитических и юридических документов, путем согласования социальных интересов, закон отражает ее разные стороны»10.
Сравнивая между собой определения понятия закона, сформулированные в разное время, нельзя не заметить, что в них, при сохранении неизменных исходных базовых положений и формальных признаков закона, из века в век – по мере развития государственно-правовых исследований и накопления соответствующих знаний – обозначались все новые формально-юридические признаки и положения.