Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 09:35, курсовая работа
Закон как сложное, многогранное явление — предмет постоянного углубленного изучения специалистами различных наук: философии, социологии, права. На протяжении многих столетий исследователи пытаются постичь понятие, суть, содержание закона, его соотношение с такими правовыми категориями, как право, законодательство, законность.
Итак, специалисты различных отраслей права наделяют закон как ведущий нормативный правовой акт в системе источников права определенными признаками. Рассмотрим подробнее самые существенные из них25.
Закон — наиболее распространенная форма установления правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов, единственный нормативный правовой акт, который в отличие от всех иных источников не обозначает в своем титуле название принявшего его органа. Так, если другие акты обозначаются как указ Президента РФ, постановление Правительства РФ и т. п., то закон не именуется законом Государственной Думы Федерального Собрания РФ или представительного органа субъекта Российской Федерации. Это означает, что он напрямую выражает государственную волю и в то же время, исходя из конституционного принципа народовластия, в нем воплощается воля народа.
Закон издается только органом законодательной власти26; отличается особым более сложным порядком принятия, изменения, отмены; выделяются специальные этапы законодательной процедуры, что предопределено той важностью, которую имеет закон в системе источников права.
Закону присуще такое свойство, как высшая юридическая сила среди других источников27. Это означает, что не могут приниматься нормативные правовые акты, противоречащие закону, если они приняты, то подлежат отмене, если имеется противоречие подзаконного акта закону, то применяться должен закон, т. е. можно говорить о его юридической всеобщности. Закон нередко сам устанавливает иерархию подзаконных актов.
Вопрос о высшей юридической силе закона закреплен Конституцией РФ, в ч. 2 ст. 4 которой установлено, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать закон; ч. 2 ст. 120 Конституции РФ предусматривает, что «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом».
Закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, которые носят «исходный» характер для дальнейшего подзаконного правового регулирования. Появление нового закона может вносить изменения в систему источников права. Вслед за законом обычно следует принятие конкретизирующих его правовых актов. Подзаконные нормативные правовые акты, действовавшие до принятия закона, либо официально отменяются, заменяясь новыми, либо корректируются в соответствии с законом, либо фактически утрачивают силу в противоречащей закону части. Некоторые законы сами предусматривают конкретизацию, поскольку их реализация невозможна без норм иных актов. Например, пенсионные законы, законы об обеспечении пособиями, социальными услугами закрепляют принятие соответствующих постановлений Правительства РФ, приказов Минздравсоцразвития России.
В научной юридической литературе в качестве отличительного признака закона нередко указывается на то, что он регулирует наиболее «важные», «важнейшие» общественные отношения. При этом многие обоснованно считают эти определения расплывчатыми и не имеющими точного содержания28. Действительно, важность общественных отношений – характеристика оценочная, со временем меняющаяся. При этом, бесспорно, существуют отношения, всегда находящиеся в сфере законодательного регулирования: основные права и обязанности человека и гражданина, их гарантии и защита, система и статус высших органов государственной власти и др.
В науке неоднократно высказывалось предложение о необходимости закрепления исключительной сферы действия закона и отграничения ее от действия подзаконных актов29. Одни авторы настаивают на решении данной проблемы на конституционном уровне, другие — путем принятия специального закона. Актуальность четкого определения и закрепления круга вопросов, подлежащих регулированию законами в условиях «законодательного бума», «множественности законов», резкого снижения их качества, мелкотемья не вызывает сомнений ни у теоретиков, ни у практиков. При этом требуется определить содержание законодательного закрепления. Должно ли оно быть исчерпывающим, вбирающим в себя «весь перечень» вопросов, которые должны составлять предмет регулирования законов, или ограничиться только «базовым перечнем» либо лишь «перечнем сфер и принципов», с помощью которых общественные отношения будут отнесены к предмету исключительного регулятивного воздействия законов30? Наиболее правильной будет позиция определения предмета законодательного регулирования не через принятие перечней, так как общественные отношения многообразны, динамичны и реальная действительность всегда шире любых перечней, а путем закрепления определенных принципов, критериев в общетеоретическом плане, с помощью которых смогут выделяться отношения, регулируемые законом. На отраслевом уровне эти отношения подлежат большей конкретизации с учетом специфики предмета и метода отрасли права.
Данная проблема возникает как на общетеоретическом, отраслевом уровнях, так и на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации. Решение ее должно быть единообразным на всех уровнях. К сожалению, в Конституции РФ предмет регулирования обычными федеральными законами четко не установлен. Решение данной проблемы должно быть основано прежде всего на отсылочных к законам нормах Конституции РФ и заложенных в ней общих принципах правового регулирования, например на принципах разделения властей, возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом в строго определенных случаях и др.
Обозначение сферы действия законов повысит системность и непротиворечивость законодательства, только в законах должны быть сформулированы цели правового регулирования, ибо цель определяет способ и характер дальнейшего регулирования.
Следует обратить внимание, что закон занимает ключевое место в системе источников права, нормы закона не такие принципообразующие, как нормы Конституции РФ, они более «живые», более доступные для конкретного правоприменителя. Закон решает практические вопросы, его нормы должны отличаться стабильностью по сравнению с нормами подзаконных актов. От оптимального количества и качества законов зависит четкое функционирование механизма правового регулирования.
Таким образом, проанализированные выше формально-юридичесие признаки закона существуют не изолированно, а в единстве, их нельзя разрывать. Только в комплексе эти признаки позволяют лучше понять природу и особенности закона как основного, наиболее распространенного нормативного источника права. Перечень признаков закона не является закрытым, исчерпывающим, но он дает весьма полное представление о понимании роли закона в теории и практике.
Итак, в ходе данной работы была изучена правовая природа закона, его понятие и признаки. В заключение подведем итоги. В настоящее время в отечественной юридической литературе существует множество различных определений закона, но наиболее распространенным понятием закона является представление о нем, как о нормативном акте, принятом высшим представительным органом государственной власти с соблюдением установленной конституцией процедуры, либо в порядке референдума. Сравнивая различные понятия закона, нельзя не отметить, что при сохранности базовых положений и формальных признаков закона любой юридический закон — это акт высшего органа законодательной власти и что по мере изменений социально-экономических отношений, развития правовой науки выявляются все новые его черты.
Закон занимает и будет занимать весьма значимое место в системе правотворчества, поскольку обладает высшей юридической силой и верховенством среди других нормативных правовых актов. Закон располагает разнообразными средствами регулирования общественных отношений: от норм-начал, норм-принципов, норм-целей и задач до ведущих, главных норм – норм-правил поведения, а также содержащихся в нем предписаний рекомендательного, поощрительного, компенсационного характера. Закон обладает эффективным механизмом регулирования общественных отношений, причем лучшего регулятора человечество еще не придумало.
Идея господства права, верховенства правового закона, неразрывно связанная с представлением о демократическом, правовом государстве, универсализация прав человека, глобальная модернизация российской правовой системы приводят к необходимости выработки оптимальной модели правового закона, т.е. закона, соответствующего ценностным установкам общества, способного выразить принципы современного права и его глубокую сущность. Закон, наполненный таким содержанием, становится воплощением адекватной оценки правовой реальности, включает в себя такие механизмы, которые позволяют придать правоотношениям характер необходимости, нормальности и естественности. Подобный закон способен стимулировать активное правомерное поведение, повысить регулятивный потенциал права. Формальная же законность, не наполненная адекватным правовым содержанием, не способна сама по себе служить надежным механизмом защиты от возможных проявлений произвола со стороны государственной власти и средством обеспечения прав человека.
Если закон воспринимается людьми не просто как неизбежность, непреодолимая сила, а как внутренняя необходимость, тогда и право становится по-настоящему эффективным, в нем нуждаются, ему доверяют, оно «работает» в полную силу. Правовой закон приобретает свойство естественности, так как он эффективен в силу своей понятности, четкой определенности, целесообразности, удобства, зримости позитивных результатов, социальной комфортности, защищенности.
1 Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996. С. 76.
2 Муравский В.А. Закон и актуальное право в правовых системах стран Древнего мира. Екатеринбург, 1996. С. 48.
3 Алексеев С. С. Азбука закона. Свердловск, 1982. С. 4.
4 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. М., 1984. С. 209.
5 Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995. С. 215.
6 Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. М., 2000. С. 182.
7 Градовский А.Д. Начала русского государственного права. Соч. СПб., 1901. Т. 7. С. 10.
8 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учеб. пособие. М., 1995. Т. 2. С. 15.
9 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 88.
10 Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. Введение в российское право. М., 2003. С. 70.
11 Конюхова И. А. Конституционное право РФ. М., 2003. С. 221-222.
12 Там же. С. 222.
13 Там же. С. 221-223.
14 Юридическая энциклопедия / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 317.
15 Алексеев С. С. Указ. соч.; Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учеб.-практ. и справ. пособие. М., 1999; Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.
16 Иванов С. А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правого акта Российской Федерации. М., 2002. С. 41.
17 Тихомиров Ю. А. Теория закона. М., 1982. С. 41-69.
18 Крутских В. Е. Энциклопедический юридический словарь. М., 1998. С. 547.
19 Малеин Н. С. Закон и законность // Советское государство и право. 1973. №5. С. 25.
20 Чернобель Г. Т. Критерии разграничения законов и иных нормативно-правовых актов / Проблемы законотворчества в РФ. М., 1993. С. 23.
21 Тихомиров Ю. А. Закон в системе нормативных актов / Проблемы законотворчества в РФ. Труды ИЗСП. Вып. 53. М., 1993. С. 12.
22 Тихомиров Ю. А. Закон в системе нормативных актов. С. 6.
23 Тихомиров Ю. А. Теория закона. С. 59.
24 Любашиц В.Я. Закон как главный источник Российского права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории: Матер. Всероссийской науч. конф. Сочи, 2002. С.34-38; Тихомиров Ю.А. Закон: притязания, стабильность, коллизии. Законодательство России в ХХI в.: По матер. науч.-практ. конф. М., 2002. С. 8-14.
25 См.: Алексеев С. С. Указ. соч.; Законодательный процесс: Понятие. Институты. Стадии. / Отв. ред. Р. Ф. Васильев; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2007; Концепция стабильности закона; Любашиц В. Я. Закон как главный источник российского права // Источники (формы) права: вопросы теории и истории: Материалы Всерос. науч. конф. Сочи, 2002; Марченко М. Н. Указ. соч.; Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Указ. соч.
26 Закон может приниматься путем референдума, однако, кроме Конституции РФ, иные федеральные законы в порядке народного голосования пока не принимались.
27 Исключение составляют нормы Конституции РФ, правила международного договора.