Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является разработка конкретных мер по повышению эффективности регулирования региональных и местных бюджетов и на этой основе укрепление их доходной базы.

Вложенные файлы: 1 файл

бюд.система.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

Тоже самое можно сказать  о субсидиях. Субсидия из федерального бюджета определяется как межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих  при выполнении полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ по предметам ведения субъектов  РФ и предметам совместного ведения  Российской Федерации и субъектов  РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. По аналогии определяется субсидия из регионального бюджета, только на один уровень бюджетной системы  ниже.

Общим для дотаций, субвенций и  субсидий является их безвозмездный  и безвозвратный характер. Отличительной  чертой субвенций и субсидий от дотаций  является их целевой характер. А  субвенции и субсидии разграничиваются по объемам финансирования: за счет субвенции полностью финансируются  те или иные целевые расходы, а  субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный кредит предоставляется  на возмездной и возвратной основе, что полностью соответствует  самой сущности кредита. Возвратностью  и возмездностью бюджетный кредит отграничивается от дотаций, субвенций  и субсидий.

Еще одной формой межбюджетных трансфертов  абз. ст. 129 БК РФ называет "иные безвозмездные  и безвозвратные перечисления".

Согласно ст. 47 новой редакции БК РФ к собственным доходам бюджетов бюджетной системы отнесены доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. При таком подходе вряд ли логично относить в разряд собственных (логично относить к регулирующим) доходов бюджета, исходя из их экономической природы, например, трансферты, поступающие в различных формах из бюджетов бюджетной системы РФ, или поступления от федеральных или региональных налогов, по которым к тому же нередко меняются нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня. [16, с.157]

Вывод. Основой нормативно-законодательной  базы, регулирующей межбюджетные отношения, а именно, процессы аккумуляции финансовых ресурсов в бюджетах, их распределение  и перераспределение, является Налоговый  Кодекс РФ (НК РФ) и Бюджетный кодекс РФ. Действующая редакция гл. 16 БК РФ посвящена непосредственно межбюджетным трансфертам. В ней определяются:

1) формы межбюджетных трансфертов,  предоставляемых из федерального, региональных и местных бюджетов;

2) условия предоставления межбюджетных  трансфертов;

3) общие положения о фондах, формируемых  в составе федерального, региональных  и местных бюджетов, из которых  предоставляются межбюджетные трансферты.

Общий вывод по главе. Межбюджетные отношения - это взаимоотношения  между бюджетами различных уровней  в рамках единого государства. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении  гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных  социальных услуг и достойного уровня жизни.

 

 

 

Глава 2. Анализ особенностей  межбюджетных отношений на субфедеральном уровне

2.1  Межбюджетные отношения в Республике Башкортостан 

 

Межбюджетные отношения в Республике Башкортостан - взаимоотношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Конечная цель межбюджетных отношений состоит в обеспечении  гарантированных каждому человеку и гражданину страны минимальных  социальных услуг и достойного уровня жизни.

В бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 годах  отмечено: «В сфере межбюджетных отношений  необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности муниципальных  образований, возможностей их влияния  на укрепление доходной базы местных  бюджетов». Проблемы обеспечения самостоятельности  муниципальных образований обуславливают  актуальность изучения сущности и принципов  межбюджетных отношений, исследования их проблематики и разработку предложений  по их совершенствованию.

Развитие межбюджетных отношений между Республикой Башкортостан и органами местного самоуправления  позволили сохранить стабильность бюджетов муниципальных образований в сложных условиях мирового экономического кризиса, вместе с тем сложившаяся система межбюджетных отношений требует преобразований.

В Республике Башкортостан создана система перераспределения  бюджетных ресурсов, базовые принципы организации которой аналогичны принципам организации межбюджетных отношений на федеральном уровне. Главной целью совершенствования  межбюджетных трансфертов в республике является выравнивание финансовых возможностей бюджетов муниципальных образований по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В республике действующие подходы к оказанию финансовой поддержки муниципальным образованиям показали свою эффективность на практике, которые предполагается развивать в среднесрочной перспективе, в том числе за счет использования комбинированной схемы выравнивания бюджетной обеспеченности местных бюджетов, предусматривающей предоставление муниципальным образованиям, наряду с дотациями, значительных средств из Фонда софинансирования социальных расходов с целью стимулирования заинтересованности муниципальных образований в социально-экономическом развитии.

Проведенное исследование основных источников доходов бюджетов муниципальных образований разных типов дает основания заключить, что из трёх типов муниципальных образований относительно благоприятная структура доходов сложилась у городских округов, так как они менее зависимы от поступлений НДФЛ и их зависимость от трансфертов является наиболее низкой. Городские округа исполняют весь спектр полномочий органов местного самоуправления, сосредоточивая основную часть расходов местных бюджетов в сферах правоохранительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства. Функциональная структура расходов этого типа муниципалитетов близка к функциональной структуре расходов местных бюджетов в целом. Распределение средств между муниципальными районами и поселениями характеризуется высокой степенью централизации: расходы в таких ключевых областях, как образование, здравоохранение, социальная политика, национальная экономика практически полностью сосредоточены на районном уровне.

Ключевыми проблемами при  этом остаются для муниципалитетов: самостоятельное формирование стандартов оказания бюджетных услуг и определение  политики их предоставления. Вторая составляющая данной проблемы вызвана тем, что большая часть действующих  нормативов финансирования основана на учете фактически произведенных бюджетных расходов за предшествующие периоды времени и не связана с оценкой реальной потребности на выполнение тех или иных расходных обязательств. В республике выстроена достаточно эффективная система межбюджетных отношений, межбюджетные трансферты в которой распределяются по единым формализованным методикам, утвержденным в законодательном порядке. Однако данная перераспределительная система представляет собой только механизм выравнивания бюджетной обеспеченности по горизонтали. Таким образом, одним из направлений развития межбюджетных отношений является совершенствование методики определения нормативов финансовых затрат на исполнение закрепленных и делегированных полномочий.

Большая группа проблем обусловлена  недостатками администрирования доходов. К ним можно отнести отсутствие единой базы налогоплательщиков по местным  налогам, сохранение высокого уровня задолженности  по налоговым доходам, низкая собираемость налогов, поступающих в местные  бюджеты, неполный охват налогоплательщиков. Органы местного самоуправления не имеют  действенных рычагов по принятию мер в вопросах улучшения администрирования  местных налогов, так как федеральным  законодательством таких полномочий им не предоставлено. Закрепленные за муниципалитетами налоги не связаны  с производственной деятельностью  предприятий, находящихся на их территории, что исключает прямую заинтересованность местных органов управления в  развитии экономики муниципальных  образований с целью увеличения собственной налоговой базы.

В группу проблем можно  объединить проблемы, связанные с  процессом информационного взаимодействия органов статистики, налоговых и  финансовых органов. В этой связи  предлагается усилить работу по контролю за достоверностью статистических показателей, предоставляемых органами местного самоуправления; разработать единую систему статистических показателей  для органов местного самоуправления, включая сельские поселения, а также обеспечить их открытость.

2.2   Межбюджетные отношения между Республикой Башкортостан и  муниципальным районом Чекмагушевский район

 

В соответствии со статьей 142.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации  и руководствуясь ст.35, п.3 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Совет муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан решил утвердить прилагаемый Порядок предоставления в 2012 году из бюджета муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан межбюджетных трансфертов бюджетам поселений муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан на софинансирование комплексных программ развития систем коммунальной инфраструктуры согласно приложению к настоящему решению.

Контроль за исполнением  данного решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по промышленности, строительству, транспорту, жилищно–коммунальному хозяйству, связи, торговли, общественному питанию, бытовому обслуживанию и предпринимательству.

 Целью предоставления  межбюджетных трансфертов является  оказание финансовой помощи администрациям  поселений муниципального района  Чекмагушевский район Республики Башкортостан (далее - администрации поселений) для обеспечения устойчивого функционирования объектов водоснабжения, канализации и теплоснабжения населенных пунктов.

 Критериями предоставления  межбюджетных трансфертов являются:

- наличие комплексных  программ развития систем коммунальной  инфраструктуры муниципальных образований;

- наличие согласованных  с Государственным комитетом  Республики Башкортостан по тарифам  (далее - Госкомитет РБ) производственных  программ муниципальных унитарных  предприятий, оказывающих услуги  водоснабжения, канализации и  теплоснабжения.

Обязательным условием предоставления межбюджетных трансфертов является предоставление средств, муниципальным  унитарным предприятиям, осуществляющим регулируемую деятельность по водоснабжению, канализации и теплоснабжению, в  виде взносов в уставный фонд в  порядке, установленном муниципальным  правовым актом поселения.

Межбюджетные трансферты предоставляются на основании распоряжения главы администрации муниципального района Чекмагушевский район Башкортостан в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан в пределах лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования, выделенных администрациям поселений муниципального района.

Перечисление межбюджетных трансфертов осуществляется финансовым управлением муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан отдельными платежными документами на основании соглашений, заключенных между администрацией муниципального района и администрациями поселений

В соглашении предусматриваются:

а) целевое назначение межбюджетных трансфертов;

б) размер межбюджетных трансфертов  за счет средств бюджета Республики Башкортостан;

в) доля софинансирования за счет средств бюджета муниципального района;

г) муниципальное унитарное  предприятие - получатель средств субсидии, согласовавшее в установленном  порядке с Госкомитетом РБ производственную программу на текущий год;

д) обязательство по достижению значений показателей результативности предоставления межбюджетных трансфертов;

е) сроки и порядок представления  отчетности об осуществлении расходов бюджетов поселений, источником финансового  обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

Эффективность использования  межбюджетных трансфертов оценивается  на основе следующих показателей  результативности предоставления межбюджетных трансфертов:

а) снижение потерь в коммунальных сетях;

б) снижение потерь энергоресурсов;

в) повышение эффективности  деятельности муниципального унитарного предприятия коммунального комплекса.

Муниципальные унитарные  предприятия коммунального комплекса  несут ответственность за выполнение в полном объеме производственных программ, софинансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.

Контроль за целевым использованием межбюджетных трансфертов возлагается  на службу жилищно-коммунального хозяйства  администрации муниципального района Чекмагушевский район Республики Башкортостан.

 

2.3 Основные показатели социально-экономического развития муниципального района Чекмагушевский  район

 

В текущем 2010 году произошло  знаменательное событие – 80- летие  со дня образования нашего района. Юбилей района мы встретили в созидательном  труде, с весомыми достижениями в  социально-экономическом развитии.

Информация о работе Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне