Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является разработка конкретных мер по повышению эффективности регулирования региональных и местных бюджетов и на этой основе укрепление их доходной базы.

Вложенные файлы: 1 файл

бюд.система.docx

— 89.61 Кб (Скачать файл)

Район входит в тройку лидеров  сельскохозтоваропроизводителей республики.

Труженики сельского хозяйства  из года в год добиваются высокой  культуры земледелия и животноводства. Благодаря их самоотверженному труду, рациональному использованию земли, внедрению новых технологий обеспечиваются высокие урожаи зерновых культур, стабильные результаты по производству мяса и  молока. Весомый вклад в экономику  района вносят работники предприятий промышленности. Ежегодно вводится в эксплуатацию около 20 тысяч квадратных метров жилья. В районе проявляется подлинная забота о сегодняшнем и завтрашнем дне жителей села. Динамично развиваются образование, медицина, культура, спорт, благоустраиваются населенные пункты, строятся социальные объекты, сооружаются новые дороги и места отдыха для граждан.

Собственные доходы в 2010 году поступили в общей сумме 151362,9 тыс. руб. или 32,9 от общей суммы доходов (в 2009 году – 33,3%). Безвозмездные поступления  составили 308847,1 тыс. руб. или 67,1% от общей  суммы доходов. Таким образом, наблюдается  высокая степень зависимости  района от предоставляемой финансовой помощи, преобладание целевых форм межбюджетного регулирования.

Основную долю в налоговых  и неналоговых доходах составляет налог на доходы физических лиц, удельный вес в общем объеме собственных  доходов которого снизился с 2010 года по 2012 год с 76,2% до 66,6%, что связано со снижением дополнительного норматива отчислений с 70% в 2010 году до 52% в 2012 году (Приложение 2).

Целью инвестиционной политики муниципального района является обеспечение  экономического роста всех отраслей экономики, повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции, повышение  жизненного уровня населения района за счет привлечения и эффективного освоения инвестиций.

Чекмагушевский район  является привлекательным районом  для инвесторов. Имеются природные  ресурсы, квалифицированные кадры, развитая транспортная инфраструктура.

Программой инвестиционного  развития муниципального района Чекмагушевский район РБ на 2009 год и на период до 2020 года определены основные положения  инвестиционной политики, цели, задачи на 2009 год и на период до 2020 года, механизмы ее реализации, направленные на активизацию инвестиционных процессов. С учетом интересов развития муниципального района Чекмагушевский район приоритетными направлениями инвестиционной деятельности являются: сельское хозяйство и переработка сельскохозяйственной продукции; жилищное строительство; дорожное строительство; обрабатывающие производства; развитие сферы услуг.

В период с 2006 по 2010 год инвестиции в основной капитал составили 4 млрд. 625,5 тыс. руб., до конца 2011 года планируется привлечь инвестиции на сумму 682,5 млн. руб.

Наибольшую долю в структуре  инвестиций в основной капитал составляют такие отрасли, как сельское хозяйство  и строительство.

За счет собственных и  привлеченных ресурсов в сельскохозяйственных организациях сохранено поголовье  скота, приобретены машины и оборудования. В рамках реализации национального проекта «Развитие АПК» в 2008-2011 годах сельскохозяйственным организациям было выделено субсидий в сумме 266,5 млн. рублей, в т. ч. из федерального бюджета – 118,0 млн. руб., из республиканского – 148,4 млн. руб.

В районе успешно реализуется  Программа «Стабильное и качественное водоснабжение с. Чекмагуш на 2008-2011 годы». За эти годы построено 3,2 км, реконструировано 4,091 км водопроводных линий.

В 2009 году в рамках Федеральной  целевой программы «Социальное  развитие села до 2012 года» 13 молодых  семей и 7 граждан получили субсидии на строительство; 5 молодых семей  получили субсидии на приобретение жилья  в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Промышленность играет существенную роль в экономике муниципального района, от ее развития зависит наполняемость  бюджета и решение многих социальных проблем.

Промышленный потенциал муниципального района представлен 4 предприятиями различных форм собственности: МУП «Чекмагушевский кирпичный завод», ООО «Чекмагушевский молочный завод», потребительское общество «Торгово - производственное объединение «Чекмагуш», МУП «Чекмагушэлектросеть» (Приложение 4).

Строительством, ремонтом и  содержанием автомобильных дорог  занимается Чекмагушевское дорожное ремонтно - строительное управление ОАО «Башкиравтодор». Общая протяженность обслуживаемых  дорог - 415,7 км, из них регионального  значения – 219,4 км, местного значения – 196,3 км. На предприятии работают 79 человек, среднемесячная заработная плата которых  составляет 15 тыс. 960 руб.

Объем выполненных работ  собственными силами в целом по ДРСУ в 2010 году оценивается в сумме 90 млн. рублей, или 174,4% к 2009 году. В 2010 году выполнены  следующие объемы:

- реконструировано 3,5 км  автодороги Юмаш - Кашкар на сумму  47 млн. 364 тыс. руб,

- отремонтировано 5 км  автодорог на сумму 24 млн.475 тыс.  руб.(1 км автодороги Чекмагуш-Дюртюли  с обходом с. Чекмагуш; 2 км дороги  Кушнаренково-Чекмагуш – Бакалы; 2 км дороги Буздяк – Чекмагуш - Дюртюли);

- на содержание автомобильных  дорог общего пользования на  сумму 11 млн.663 тыс. руб; местного  значения на сумму 3 млн.339 тыс.  руб;

- асфальтировано улиц  на сумму 7 млн. руб.;

- поверхностная обработка  10 км на сумму 3 млн. руб.

Рентабельность работ составляет 8%.

Социальная защита населения  является важнейшей функцией органов  местного самоуправления. На территории муниципального района имеется 2 отделения  стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов  в с. Новобалтачево, с. Резяпово, где 127 чел. оказываются медицинская  и психологическая помощь, постоянный уход.

Социальные работники  отделений оказывают социальные услуги на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью и нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Например, покупка и доставка на дом продуктов питания, помощь в приготовлении пищи, уборка жилых помещений, содействие в оплате жилья и коммунальных услуг и другие (Приложение 5).

В Администрации муниципального района Чекмагушевский район на учете  как нуждающиеся в улучшении  жилищных условий состоят 36 детей  – сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей.

В 2010 году из республиканского бюджета выделено 528000 рублей. 4-м детям, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставлено жилье, а в 2011 году предоставлено жилье одному ребенку.

Орган опеки и попечительства организует систематическое выявление  и учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся  в государственной защите, а также  организует работу по профилактике социального сиротства.

На начало 2011 года общая площадь жилищного фонда района составила 699,6 тыс. кв. м. Средняя обеспеченность населения жильем на 1 человека по району составила 21,7 кв. м, в 2011 году - 21,9 кв. м.

Благоустройство жилищного  фонда  района характеризуется следующими показателями: на начало 2010 года 15,9 % жилищного фонда было оборудовано водопроводом и канализацией, центральным отоплением - 98,9 % и газификацией – 96,5 %.

Жилищно-коммунальное хозяйство  района представлено следующими организациями: ООО «Чекмагушевское ПУЖКХ», ООО  «Жилкомсервис», МУП «Чекмагушевская  электросеть», ООО «Стройком», ООО  «Сантехник», филиал «Дюртюлигаз» ОАО «Газ-Сервис» (Приложение 6).

Район активно участвует  в реализации федеральных, региональных программ, связанных с модернизацией  ЖКХ, внедрением энергосберегающих  технологий.

Общий объем долевого финансирования в 2011 году адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в сельском поселении Чекмагушевский сельсовет составляет 2 млн. 312 тыс. руб. Близится к завершению ремонт 3-х многоквартирных домов (ремонт крыш и внутридомовых инженерных систем).

Согласно адресной программы  по поэтапному переходу на отпуск коммунальных ресурсов (холодной воды, электроэнергии) потребителям в соответствии с показаниями  коллективных (общедомовых) приборов учета потребления 2010 – 2012 годы установлено 41 приборов учета электрической энергии, 28 приборов учета холодной воды.

Во всех предприятиях ЖКХ  разработаны и согласованы программы  энергосбережения на 2010-2014 годы, производственные программы развития. В настоящее  время износ тепловых и канализационных  сетей составляет 40%, водопроводных  труб системы водоснабжения в  с. Чекмагуш - 69,0%, в с. Ст. Калмаш - 100,0%. Потери при транспортировке электроэнергии составляют 30,0%.

Таким образом, для программного решения дальнейшего укрепления экономической базы района и повышения уровня жизни населения при разработке нашей программы учтены следующие приоритеты, цели и стратегические задачи.

1.Повышение эффективности муниципального управления, совершенствование межбюджетных отношений и рациональное использование бюджетных средств, направленных на реализацию целей программы.

2. Особое внимание обращается  на целевое и эффективное использование  средств местного бюджета.

3. Планируется совершенствование  структуры муниципального сектора  экономики и оптимизация количества  предприятий для решения задач  местного значения.

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы межбюджетных отношений и пути их реализации

 

Основная причина хронического кризиса межбюджетных отношений  и региональных финансов России —  резкая диспропорция между переданными  на региональный уровень финансовыми  ресурсами и ответственностью за их использование.

Также одной из основных причин является недостаточно эффективная  система распределения межбюджетных трансфертов между регионами, не стимулирующая регионы усиленно работать в плане оптимизации  своих финансово-хозяйственных ресурсов и поощряющая иждивенчество. Конечно, определенные позитивные сдвиги в данном направлении есть, но они все еще  недостаточны, чтобы в ближайшее  время существенно изменить ситуацию к лучшему.

Пока не найден оптимальный  баланс между объективно необходимым  выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала регионов, снижения уровня дотационности, повышения ответственности за принимаемые  на местах решения. С трудом преодолеваются традиции централизованного регулирования  доходов и расходов местных бюджетов. Имеются факты оплаты расходных  обязательств муниципальных образований  напрямую их бюджетов субъектов РФ. Устранение муниципальных образований  от реализации их собственных полномочий приводит к размыванию ответственности, отсутствию стимулов у муниципальных  образований к поиску более эффективных  способов реализации этих полномочий. И, вообще, до настоящего времени в  большинстве регионов не решена задача закрепления за местными бюджетами  на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты  субъектов РФ3.

Также необходимо применять  систему санкций как за нарушение  сроков и размеров перечислений предусмотренных  средств из республиканских и  региональных бюджетов в федеральный, так и за нарушение сроков и размеров предоставления финансирования из федерального бюджета регионам и бюджетным организациям4.

В Бюджетном послании определены следующие основные задачи на 2010-2012 годы:

- превращение федерального  бюджета в эффективный инструмент  макроэкономического регулирования;

- обеспечение долгосрочной  сбалансированности бюджетов всех  уровней

- дальнейшее удлинение  горизонта бюджетного планирования.

С целью совершенствования межбюджетных отношений предлагается принятие мер, в том числе по следующим направлениям:

  • укрепление налогооблагаемой базы муниципальных образований;
  • проведение мониторинга законодательства в сфере местного самоуправления, с направлением предложений в федеральные и республиканские органы власти в части изменений, затрагивающих интересы муниципальных образований;
  • осуществление мероприятий, направленных на поддержание в актуальном состоянии налоговой базы по местным налогам, в том числе путем обеспечения полноты учета объектов налогообложения недвижимости, вовлечения в оборот новых имущественных объектов и своевременной их регистрации;
  • стимулирование увеличения доходной базы органов местного самоуправления в виде выделения грантов;
  • продолжение совершенствования механизмов стимулирования предпринимательской активности в муниципальных образованиях;
  • создание совместно с органами местного самоуправления благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития малого и среднего предпринимательства;

Главными результатами реализации программных мероприятий социально-экономического развития муниципального района Чекмагушевский район должны стать: обеспечение занятости населения; диверсификация экономической базы за счет развития малого и среднего бизнеса; развитие человеческого потенциала района.

Социальный эффект от реализации программы: ежегодный прирост среднемесячной заработной платы до 15,0%; денежных доходов на душу населения до 17,0%; рост объема строительства индивидуального жилья в 1,6 раз; рост уровня обеспеченности населения жильем до 25,06 кв. м.; будут созданы новые рабочие места в количестве 400 человек; уровень безработицы сократится с 1,44% до 1,11 %.

Информация о работе Межбюджетные отношения на субфедеральном уровне