Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:38, контрольная работа
В настоящее время идет активный процесс формирования и развития бюджетного права как самостоятельной отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде всего, широкое практическое применение норм бюджетного законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие и основания ответственности за нарушение бюджетного законодательства 6
2. Виды и меры бюджетно-правовой ответственности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
Объект бюджетных правонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.
К объективной стороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведения правонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективная сторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправных действий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иных его нормах и федеральных законах.
Субъектами бюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушения бюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеются соответствующие ссылки в БК РФ4.
В Бюджетном
кодексе РФ содержится порядка 40 составов
бюджетных правонарушений. В ст.
283 БК РФ «Основания применения мер
принуждения за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации»,
перечислены следующие виды бюджетных
правонарушений: 1) неисполнение закона
(решения) о бюджете; 2) нецелевое
использование бюджетных
В зависимости от стадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния, бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:
- бюджетные
правонарушения, совершенные на
стадии составления проектов
бюджетов, относится несвоевременное
представление проектов
- бюджетные
правонарушения, совершенные на
стадии рассмотрения и
- стадия
исполнения бюджета более всех
остальных подвержена
- бюджетные
правонарушения, совершенные на
стадии подготовки, рассмотрения
и утверждения отчетов об
Санкциями за совершение бюджетного правонарушения выступают меры бюджетно-правовой ответственности. Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида: правовосстановительные и карательные (штрафные).
Большинство мер бюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушений являются правовосстановительными. К ним относятся:
1) предупреждение
о ненадлежащем исполнении
2) блокировка расходов;
3) изъятие бюджетных средств;
4) приостановление
операций по счетам в
5) сокращение
или прекращение финансовой
К числу карательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, можно отнести лишь начисление штрафа и пени.
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участника бюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей с требованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировка расходов – это прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимита бюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Изъятие
бюджетных средств – это
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производится на основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.
Приостановление операций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций по счетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устранения причин, послуживших основанием для этого запрета.
Сокращение или прекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетных ассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции, субсидии).
Штраф – это принудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетного законодательства.
Следует отметить, что ст. 282 БК РФ при перечислении мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является не финансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, и применяется этот штраф в том случае, когда бюджетное правонарушение носит административно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пеня – это денежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательств перед бюджетом в размере действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает взыскание пени в двух случаях:
1) за
несвоевременный возврат
2) за
несвоевременное исполнение
Рассматривая вопрос о порядке привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства, которые связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации, необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения – бюджетно-правового или административного – имеет место в данном случае.
Если данное нарушение является финансово-правовым (и речь, следовательно, идет о привлечении к бюджетно-правовой ответственности), то в свою очередь данный порядок зависит от того, какой орган исполняет бюджет субъекта Российской Федерации: органы Федерального казначейства и органы самого субъекта Российской Федерации.
Применительно к последней ситуации Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются не органами Федерального казначейства, то руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом.
Следует
сказать, что БК РФ не устанавливает
процедуры привлечения
Что же касается
привлечения к административной
ответственности за совершение бюджетного
правонарушения, то привлечение к
этой ответственности могут
Российская Федерация находится на пути становления рыночных отношений. Генезис новой экономики проходит сложно, порой противоречиво. Экономические реформы, проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к ряду негативных тенденций. К числу отрицательных издержек современных реформ можно отнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни и деятельности государства.
В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствования бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической науки.
На сегодняшний день вопросы, связанные с бюджетным процессом, бюджетным финансированием, бюджетным федерализмом и т.д., являются чрезвычайно важными, что подчеркивается в выступлениях высших должностных лиц государства, и в нормативных правовых актах государственных органов. Однако недостаточно только урегулировать отношения в бюджетной сфере, необходимо также определить ответственность за нарушение установленных законодательством правил поведения в данной сфере.
Злободневность затронутых проблем определяется низкой эффективностью бюджетно-правового регулирования, отсутствием четкого механизма применения мер принуждения за нарушения в сфере бюджетных отношений. Необходимо устранить расхождения в составах финансовых правонарушений федеральных кодексов и актов субъектов Российской Федерации.
Так, в
Бюджетном кодексе РФ имеет место
принципиальная несогласованность
норм с административным законодательством.
Статья 283 БК РФ об ответственности
за нарушение бюджетного законодательства,
устанавливая «основания применения мер
принуждения», не указывает на процедуры
реализации этих мер. В результате ответственность
принимает абстрактный
Таким образом,
возникают предпосылки для
Желание
государства сохранять и
Таким образом, государство, установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечивает рациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.
Нормативный материал
Учебная и специальная литература
Информация о работе Ответственность за нарушение бюджетного законодательства