Понятие, предмет, метод бюджетного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.
К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
1. Бюджет как объект правового регулирования……………………………………..4
2. Понятие, предмет, метод бюджетного права…………………………………..…..7
3. Источники бюджетного права……………………………………………………..12
4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской
Федерации……………………………………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………………………...26

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетное право.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Бюджет как объект правового  регулирования……………………………………..4

2. Понятие, предмет, метод бюджетного  права…………………………………..…..7

3. Источники бюджетного права……………………………………………………..12

4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской

Федерации……………………………………………………………………………..15

Заключение…………………………………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Бюджетное право является одним из сложнейших институтов финансового права. Вопросы  правового  регулирования  бюджетных  отношений  в  современных  условиях приобретают  все  большую  актуальность. 

Изучение  норм  бюджетного  права,  понимание механизма  их  действия, вопросов  бюджетных  полномочий,  бюджетного  контроля, ответственности  за  нарушение  бюджетного  законодательства  и  других  стало  острой необходимостью  для  современных  юристов,  сотрудников  представительных  и исполнительных  органов  государственной  власти  федерального  и  регионального  уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.

Интерес к теории и  практике  бюджетного  регулирования  и  бюджетного  процесса,  правового  регулирования государственного  и  муниципального  долга,  правового  регулирования  доходов  и  расходов бюджетной системы, правового режима целевых бюджетных фондов несомненен, поскольку бюджет  (во  всех  его  проявлениях)  является  публично-правовой  категорией  и  служит  для выражения исключительно общегосударственных интересов.

Бюджетные правоотношения возникают в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований; регулирование государственного и муниципального долга, а также составление и рассмотрение проектов бюджетов всех уровней и контроль за исполнением.

К особенностям бюджетных правоотношений можно отнести то, что возникают они в связи с образованием, распределением и использованием государственного и муниципального денежного фонда на соответствующей территории. А также: права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и использованием бюджета как основного финансового плана государства.

1. Бюджет как объект правового регулирования

 

Государству, независимо от формы правления, формы государственного устройства и политического  режима,  на  любом  этапе  исторического  развития  необходимы  финансовые ресурсы  для  решения  задач,  которые  связаны  с  функциями  государства.  Как  известно,  в функциях государства сосредоточены усилия государства на решающих, жизненно важных направлениях  его  внутренней  и  внешней  деятельности.  Не  стоит  забывать,  что  вся функциональная  деятельность  государства  направлена  на  достижение  генеральной  цели: блага  человека,  его  нравственного,  материального  и  физического  благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности1.

Г.Б. Поляк справедливо отмечает,  что  «бюджет,  денежное  обращение  –  это  зеркало  государства,  барометр  его экономического  и  социального  состояния  и  политического  положения.  И,  как  бы  ни доказывали сторонники первенства духовности и нравственности общества по сравнению с экономикой в целом и финансами в частности, многотысячелетняя история государства на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием  средств  в  бюджетной  системе  падает  культура,  духовность,  нравственность  в обществе». О.Н. Горбунова указывает, что «некоторые люди ошибочно представляют бюджет как некое  денежное  хранилище.  На  самом  деле  бюджет  можно  представить  как  форму оперативного  направления  денежных  средств  на  определенные  цели.  Причем  форма, которой  придали  режим  закона» 2. 

В  Бюджетном  кодексе  РФ  под  бюджетом  понимается  форма  образования  и расходования  денежных  средств,  предназначенных  для  финансового  обеспечения  задач  и функций государства и местного самоуправления (ст. 6).

В  теории  финансового  права  бюджет  рассматривается  в  трех  аспектах.  В материальном  аспекте  государственный,  как  и  местный  бюджет,  представляет  собой централизованный  в  масштабах  определенного  государственного  или  муниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжении органов государственной власти  или  местного  самоуправления.  При  этом  сущность  бюджета  проявляется  в  тех общественных  отношениях,  которые  связаны  с  концентрацией  и  использованием  его средств,  т.е.  в  характеристике  бюджета  как  экономической  категории.  В  этом  аспекте бюджет  представляет  собой  совокупность  экономических  (денежных)  отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных  фондов,  предназначенных  для  осуществления  общих  задач  государственных  и муниципальных образований и выполнения функций органов власти и самоуправления.

Как  экономическая  категория бюджет  обусловлен  тем,  что выполнение  социальной, политической  и  экономической  функций  любого  государства  объективно  требует финансовых  ресурсов,  а  удовлетворяются  государственные  потребности  в  денежной форме.

Бюджетный  кодекс  РФ  указывает  на  правовую  форму  бюджета:  в  ст.  11  БК  РФ определено, что федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской  Федерации  разрабатываются  и  утверждаюся  в  форме  федеральных  законов, бюджеты  субъектов  Российской  Федерации  и  территориальных  государственных внебюджетных  фондов – в  форме  законов  субъектов  Российской  Федерации,  местные бюджеты  – в  форме  муниципальных  правовых  актов  представительных  органов муниципальных образований3.

Бюджет  –  это  способ  функционирования  механизма  образования  и  расходования денежных  средств,  используемых  для  государственных  нужд.  Указанное  состояние (функционирование)  бюджета  предполагает  процесс  реализации  экономических  и юридических  законов  во  взаимосвязи,  что  также отражается  на  материальном  аспекте бюджета. При этом только благодаря закону (праву) фонды денежных средств, финансовые ресурсы обладают способностью быть бюджетом.

Бюджет  как  форма  образования  и  использования  фондов  денежных  средств существует в течение определенного периода времени.

Наиболее  распространенным  критерием  классификации  видов бюджетов  выступает  их  принадлежность  к  тому  или  иному  уровню  бюджетной  системы России.  По  этому  критерию  принято  различать  федеральный, субъектов  Федерации  и местные бюджеты.

В  соответствии  со  ст.  6  БК  РФ  консолидированный  бюджет  –  это  свод  бюджетов бюджетной  системы  Российской  Федерации  на  той  или  иной  территории  (за  исключением бюджетов  государственных внебюджетных  фондов)  без  учета  межбюджетных  трансфертов между  этими  бюджетами.  Иными  словами,  консолидированный  бюджет  не  принадлежит  к уровню бюджетной системы России, а представляет собой учетные параметры, отражающие функционирование вышестоящих и нижестоящих бюджетов4.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразного  размещения  в  ее  пределах  производительных  сил. Бюджет  является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства, выступает проводником его финансовой  политики.  Местные  бюджеты  служат  финансовой  основой  развития  местного самоуправления.

Иными словами, посредством бюджетов образуются денежные фонды государственного  или  муниципального  образования,  которые  обеспечивают  выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

2. Понятие, предмет, метод бюджетного права

 

Бюджетное право в Российской Федерации получило активное развитие в 90-х годах прошлого  века  в  связи  переходом  на  новые,  рыночные  условия  хозяйствования,  когда наряду  с  государственной  формой  собственности  появилась  и  получила  развитие  частная форма  собственности.  В  этих  условиях  возникла  необходимость  регулировать  денежные отношения  по-новому,  с  учетом  публичных  и  частных  интересов,  создавать  отвечающие современным  потребностям  жизни  механизмы  взаимодействия  публичных  и  частных финансов. Как известно, основным денежным публичным фондом является бюджет; именно с помощью  бюджета  перераспределяются  финансовые  ресурсы  на  всей  территории государства, причем это перераспределение в разной экономической ситуации происходит по-разному.  Например,  в  годы  экономической  стабильности  государство  стремилось привлечь  частный  капитал  к  выполнению  государственных  задач.  Сейчас,  во  время финансового  кризиса,  напротив,  государство  помогает  частному  бизнесу,  направляя значительные  денежные  средства  на  его  поддержку5.

Так  реализуется  принцип государственно-частного  партнерства.  Этим  экономическим  отношениям  должно соответствовать правовое регулирование, осуществляемое в рамках бюджетного права.

Вообще,  бюджетное  право  –  основная  подотрасль,  неотъемлемый  структурный элемент финансового права, поскольку бюджет – это центральный связующий элемент всей финансовой  системы  страны,  который  взаимосвязан  со  всеми  остальными  элементами финансовой системы: и с кредитом, и со страхованием, и с финансами организаций. Поэтому все попытки выделить бюджетное право из финансового права нецелесообразны.

Бюджетное  право  регулирует  общественные  отношения,  складывающиеся  в  сфере финансовой деятельности публичных субъектов, связанные с бюджетом: это отношения по образованию  бюджетных  фондов,  их  распределению  и  использованию.  Следует  иметь  в виду,  что  отношения  по  образованию,  распределению  и  использованию  государственных внебюджетных  фондов –  Пенсионного  фонда  РФ,  Фонда  социального  страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования – также охватываются  бюджетным  правом,  поскольку  являются  частью  бюджетной  системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) 6.

Предмет  бюджетного  права  составляют  общественные  отношения,  возникающие  в бюджетной сфере, а именно при:

- формировании доходов бюджетов;

- расходах бюджетов;

- осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении,  утверждении  бюджетов  и  их  исполнении,  а  также  при  составлении  и утверждении отчета об исполнении бюджетов;

- проведении бюджетного контроля;

-  применении  мер  принуждения  к  нарушителям  бюджетного  законодательства  РФ.

В ст. 1 БК РФ речь идет об отношениях, регулируемых Бюджетным кодексом  РФ,  при  привлечении  к  ответственности  за  нарушение  бюджетного законодательства.  Но  в  ч.  4  БК  РФ  устанавливается  не  ответственность  за  нарушения бюджетного  законодательства  РФ  (административная  и  уголовная  ответственность  за нарушения бюджетного законодательства РФ установлена соответственно в Кодексе РФ об административных  правонарушениях  и  УК  РФ),  а  меры,  применяемые  к нарушителям  бюджетного  законодательства  РФ  (ст.  281-284.1  БК  РФ),  понятие  и  система которых  более  широкое,  чем  ответственность;  меры  принуждения  включают  в  себя ответственность  (в  виде  штрафа)  как  разновидность  мер  государственного  принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства РФ7.

Если  обратиться  к  ст.  1  БК  РФ,  в  которой  перечисляются  правоотношения, регулируемые  Бюджетным  кодексом  РФ,  то  можно  заметить,  что  данный  Кодекс  в  круг регулируемых  им  отношений  включает  отношения  при  осуществлении  государственных  и муниципальных  заимствований,  государственного  и  муниципального  долга.  Однако государственный и муниципальный долг традиционно рассматривается как самостоятельный правовой институт особенной части финансового права. Отношения, возникающие по поводу государственного  и  муниципального  долга,  обладают  определенной  спецификой: государственный долг нельзя отнести ни к доходам, ни к расходам бюджетов, так как при получении  кредитов  и  займов  в  доход  бюджета  у  публичного  субъекта  возникает  новый расход  –  погашение  и  обслуживание  долговых  обязательств  публично-правовых образований.  Вообще,  назначение  правового  института  государственного  и муниципального  долга  состоит  в  том,  чтобы  сбалансировать  бюджет  в  случае  его дефицитности,  поэтому  кредиты  и  займы  не  являются  доходами  бюджетов  в  собственном смысле  этого  слова,  как  они  определены  в  ст.  6  БК  РФ;  кредиты  и  займы  –  это исключительные  доходы  бюджета,  которые  порождают  расходные  обязательства  и используются в исключительных случаях8.

Под методом правового регулирования в теории права понимается способ правового воздействия  на  участников  общественных  отношений.  Поскольку  бюджетное  право  –  это подотрасль  финансового  права,  то  регулирование  бюджетных  отношений  осуществляется тем  же  методом,  что  и  регулирование  финансовых  отношений,  –  императивным методом.  Императивный  финансово-правовой  метод  правового  регулирования характеризуется  юридическим  неравенством  сторон,  когда  властвующие  субъекты издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Информация о работе Понятие, предмет, метод бюджетного права