Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ условий и практики кредитования физических лиц в России, разработка и обоснование основных направлений совершенствования потребительского кредитования.
Объектом исследования является деятельность коммерческих банков России на рынке банковских услуг, связанная с реализацией тех или иных видов потребительского кредита. Предмет исследования - потребительское кредитование, реализуемое российскими коммерческими банками в процессе деятельности на рынке банковских услуг.
Введение……………………………………………………….…………….3
ГЛАВА 1. Понятие, сущность и значение потребительского кредита….5
1.1Общие правила предоставления и оформления кредитов…………...6
1.2 Общие правила предоставления и оформления кредитов для населения…………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2 .Современная ситуация на рынке потребительского кредитования в РФ………………………………………………………………………....14
2.1 Общая характеристика банка………………………………………….17
2.2 Организация кредитования физических лиц…………………………19
2.3. Совершенствование потребительского кредитования……………….20
Заключение
Список используемых источников
Важным моментом является принятие Госдумой 22 декабря 2004 года закона «О кредитных историях». Законом определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России. Законом устанавливаются правовые и организационные основы для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа, повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций.
Основная цель бюро кредитных
историй состоит в накоплении
определенного перечня
Закон предлагает создать при Банке России Центральное бюро кредитных историй, в котором будут накапливаться кредитные истории юридических и физических лиц.
Закон вступил в силу с 1 июня 2005 года, за исключением положения об обязанности предоставления кредитными организациями информации в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Данное положение вступило в силу с 1 сентября 2005 года.
Целесообразность создания кредитных бюро определяется удовлетворением обоюдных интересов кредиторов и заемщиков. Для кредиторов кредитное бюро дает дополнительную возможность проводить селекцию заемщиков по степени их надежности, основываясь на истории его взаимоотношений с другими кредиторами. Кредитное бюро стимулирует заемщика к возвращению кредитов, уменьшая риск недобросовестного поведения. Информация кредитного бюро позволяет повысить уровень управления рисками и тем самым снизить вероятность предоставления проблемных кредитов. Соответственно, улучшается качество кредитного портфеля, сокращаются расходы на создание резервов и достигается более высокий финансовый результат деятельности. Существенно и то, что через определенный промежуток времени по мере накопления информационных массивов снизятся затраты кредиторов на анализ заемщика, удешевится и ускорится процесс получения достоверных данных о партнерах. Для заемщиков кредитное бюро открывает возможности формирования положительного имиджа, укрепления деловой репутации и повышения их инвестиционной привлекательности. Наличие досье заемщика сокращает время принятия решения о выдаче кредита и может понизить стоимость заимствований. Тем самым кредитное бюро создает стимулы надежным заемщикам формировать свое досье.
Также в Министерстве финансов РФ разрабатывается проект закона о потребительском кредитовании. Данный законопроект направлен прежде всего на защиту кредитных прав потребителей, которым предоставлен ряд важных гарантий:
- право на достоверную
и полную информацию об
- право в одностороннем порядке прекращать кредитный договор без применения санкций (в случае, когда потребитель не начал использовать кредит, получил товар ненадлежащего качества или не приобрел права собственности);
- право выплачивать кредит досрочно с уплатой процентов только за срок его фактического использования;
- право расторгать
кредитный договор при
Документ предусматривает ответственность кредиторов за недостоверную информацию, определяет механизм начисления процентов по кредиту и порядок изменения процентной ставки, четко устанавливает целевое назначение кредита, ответственность потребителя за нарушение договора, регулирует вопросы обеспечения по кредиту.
Сохранению высоких темпов роста рынка потребительского кредитования будут способствовать следующие факторы:
- активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
- расширение кредитной
инфраструктуры и внедрение
- повышение доверия населения к банковской системе;
- продолжение роста денежных доходов населения;
- рост финансовой грамотности населения;
- развитие системы кредитных бюро.
Общепризнанная тенденция развития потребительского кредитования – это постепенный отход от экспресс-программ в торговле к кредитным картам. Этот инструмент обладает очевидными преимуществами для банка – снижаются издержки на выдачу (особенно повторную), легко проконтролировать целевое расходование средств, появляется хороший способ привязать клиента. Для потребителя использовать карту тоже удобно: покупку можно совершить в любом магазине на уже известных и опробованных условиях кредита, а в случае острой необходимости можно снять и наличные.
В области потребительского кредитования существует ряд неразрешенных юридических проблем. Эти проблемы связаны с недостаточностью нормативной базы, отсутствием необходимой правоприменительной практики, а также невысокой пока культурой потребительского кредитования населения.
Однако практика российских банков в этой сфере финансовых услуг вселяет определенную надежду на то, что эти проблемы носят временный характер и найдут свое разрешение в недалеком будущем. Темпы роста объемов потребительского кредита в России позволяют говорить о росте доверия населения к кредитным продуктам. Позитивный опыт накапливается и самими банками. Можно надеяться, что указанные факторы в ближайшие годы приведут к созданию в России стабильного рынка потребительского кредита.
Заключение
Кредит как экономическая категория выражает экономические отношения между кредитором и заемщиком, возникающие в процессе передачи денег или материальных ценностей одними участниками договора займа другим на условиях возврата.
Место и роль кредита
в экономической системе
Потребительский кредит определяется как кредит, предоставляемый населению при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования и оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.
Потребительский кредит имеет особую специфику, которая находит отражение в следующих функциях:
- централизация капитала;
- сокращение издержек обращения;
- стимулирование эффективности труда;
- расширение рынка сбыта товаров и ускорение процесса реализации товаров и получения прибыли.
В целом для современного этапа развития российского рынка потребительского кредитования характерны существенные темпы роста объема выданных потребительских кредитов по отношению к суммарным активам банковского сектора и общему объему выданных кредитов.
Однако круг нерешенных проблем, с которыми сталкиваются участники рынка потребительского кредитования, достаточно широк. Так в области законодательного регулирования можно обозначит следующие проблемы:
- отсутствие базы кредитных
историй физических лиц, что
не позволяет оперативно
- отсутствие четко
прописанной процедуры
- законодательно не урегулированы вопросы возможности заемщиков досрочного погашения кредита с пересчетом процентов или расторжения кредитного договора в одностороннем порядке при приобретении физическими лицами некачественного товара;
- возникновение
В настоящее время в области потребительского кредитования активно ведется работа многим направлениям. Важным моментом является принятие Госдумой закона «О кредитных историях». В нем определяются понятие и состав кредитной истории и устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй. Целесообразность создания кредитных бюро определяется удовлетворением обоюдных интересов кредиторов и заемщиков. Информация кредитного бюро позволяет повысить уровень управления рисками и тем самым снизить вероятность предоставления проблемных кредитов.
Согласно авторитетным
западным и отечественным
- активный приход иностранных инвесторов в данный сектор;
- расширение кредитной
инфраструктуры и внедрение
- повышение доверия
населения к банковской
- продолжение роста денежных доходов населения;
- рост финансовой грамотности населения;
- развитие системы кредитных бюро.
Таким образом, в настоящее
время в области
Список используемых источников
1. Гражданский кодекс РФ от 10.01.2004 № 15-ФЗ // Части первая, вторая, третья. – М.: Юристъ, 2010.
2. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2006) «О банках и банковской деятельности // Российская газета. - 31.12.2008.
3. О кредитных историях: Федеральный Закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 г., N 218-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2008 – № 17.
4. Абрамова М.А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. — М.: ИМПЭ, 2009.
5. Борисов А.И. Потребительское кредитование или жизнь взаймы / А.И. Борисов // Банковское дело. – 2010. - № 6.
6. Буздалин А. Кредитное бюро и банковская конкуренция / А. Буздалин // Банковское дело в Москве. – 2011.- № 12.
7. Валов К.О. Потребительский кредит узаконят / К.О. Валов // Коммерсантъ. - 2009 г. – № 25.
8. Гарбузов А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. - М.: Финансы и Статистика, 2010.
9. Годовой отчет Сбербанка России. – 2011 г.
10. Гуманков К. Кредитные рокировки / К. Гуманков// Финансы. – 2010. – №39.
11. Жуков Е.Ф. Деньги Кредит Банки. - М.: ЮНИТИ, 2010.