Расходы бюджетов на социальную политику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 13:10, контрольная работа

Краткое описание

Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально - культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы республиканского бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально - культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА

ВИДЫ ПОСОБИЙ И ДРУГИХ ВЫПЛАТ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИХ РАЗМЕРА

ФИНАНСИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ

4 . ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

бюджетная система.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Система государственной  адресной социальной помощи, созданная  в Республике Беларусь в 2001 году, направлена на оказание временной материальной поддержки малообеспеченным гражданам  и семьям, содействие в преодолении  трудной жизненной ситуации. На протяжении всего времени механизм ее предоставления совершенствовался. Так, увеличен критерий нуждаемости для предоставления помощи, отменен категориальный подход к оказанию помощи, введен новый вид поддержки – единовременное социальное пособие.

В 2009 году государственная адресная социальная помощь предоставлена 205,9 тыс. человек на общую сумму около 40,2 млрд. рублей, необходимую поддержку получил каждый третий малообеспеченный, в то время как в 2007 году – только каждый двенадцатый. Средний размер ежемесячного социального пособия в 2009 году составил в среднем 65,4 тыс. рублей в месяц на одного человека, а единовременного – 174,0 тыс. рублей.

1 января 2010 г.  вступил в силу Указ Президента  «О государственной адресной  социальной помощи» № 458 (далее  – Указ № 458), принятый 14 сентября 2009 года (до 1 января 2010 г. вопросы предоставления государственной адресной социальной помощи регулировались Указом Президента  от 14 декабря 2007 г. № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения» (далее – Указ № 638).

Указом № 458 регламентировано:

- повышение  критерия нуждаемости до 150 процентов  бюджета прожиточного минимума  в среднем на душу населения  при предоставлении малообеспеченным  гражданам, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, единовременного социального пособия (согласно Указу № 638 критерий нуждаемости при назначении единовременного социального пособия составлял 120 % бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения);

- увеличение  периода назначения государственной  адресной социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия до 6 месяцев (согласно Указу № 638 данное пособие назначалось, как правило, на три месяца), при этом совокупный доход семьи (гражданина) будет исчисляться за 12 месяцев, предшествующих обращению за ГАСП (а не за три, как предусматривалось Указом № 638);

- введение нового  вида государственной адресной  социальной помощи – социального  пособия на оплату технических  средств социальной реабилитации;

- объединение  в единую систему адресной  социальной помощи двух видов государственной поддержки: государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий.

Основные задачи на 2010 год являются:

- подготовка  и участие в мероприятиях, посвященных  65-й годовщине Победы советского  народа в Великой Отечественной войне.

- завершение  реализации государственных социальных  программ, предусмотренных на 2006-2010 годы;

- разработка  программы социальной поддержки  ветеранов и пожилых людей  на 2011-2015 годы, в которой особое  внимание следует адресовать  ветеранам войны, одиноким пожилым людям, а также учесть интересы нового, активного поколения пожилых. 9851 в 3 главе 2004 -2008.

Таким образом, в Республике Беларусь осуществляется финансирование следующих специальных  программ и мероприятий по обеспечению  социальной политики: социальная поддержка ветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальное обслуживание; государственная адресная социальная помощь и др.

 

4 ПОРЯДОК  ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ  РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Бюджеты учреждений социального обеспечения  образуются за счет:

- взносов нанимателей  и лиц, занимающихся предпринимательской  деятельностью, в том числе  членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

- обязательных  страховых взносов граждан;

- ассигнований  из республиканского бюджета (на выплату пенсий и пособий военнослужащим срочной службы и их семьям, других расходов в соответствии с законодательством );

- добровольных  взносов (в том числе валютных  ценностей) от физических и  юридических лиц, а также части  доходов от капитализации средств организаций и иных поступлений. При этом средства должны передаваться под процент, как правило, не менее чем зачетная ставка Национального банка ;

- средств нанимателей,  предназначенных на выплату пенсий  в соответствии с пунктом "б"  части первой статьи 12 Закона  "О пенсионном обеспечении";

- средств, поступающих  по регрессным искам [12, c. 77].

Взимание взносов  на государственное социальное страхование, перечисление добровольных взносов  и иных поступлений, зачисление средств  учреждений социального обеспечения на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, определяемом законодательством (Министерством финансов , Министерством труда и социального обеспечения , Государственным комитетом по труду и социальной защите населения, Национальным банком .

Средства учреждений социального обеспечения направляются на:

1) на выплату:

- пенсий по  возрасту, в том числе для работающих  пенсионеров, по инвалидности, по  случаю потери кормильца, за  выслугу лет, социальных пенсий;

- пособий по  социальному страхованию (пособия  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по  случаю рождения ребенка, на  погребение);

- расходов на  оздоровление трудящихся (санаторно-курортное  лечение и отдых трудящихся  и их детей, дотации на содержание санаториев-профилакториев, детских оздоровительных лагерей и детско-юношеских спортивных школ);

- ежемесячных  пособий и надбавок к ним  семьям, воспитывающим детей;

- ежемесячных  пособий по уходу за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, пенсионером, достигшим 80-летнего возраста;

- ежемесячных  пособий на детей в возрасте  до 16 лет, инфицированных вирусом  иммунодефицита человека или  больных СПИДом;

- пенсий гражданам,  выезжающим за пределы , в соответствии  с действующим законодательством и международными договорами ;

2) повышение  социальных пенсий в связи  с изменением индекса стоимости  жизни и ростом заработной  платы;

3) оказание материальной  помощи престарелым и нетрудоспособным  гражданам;

4) возмещение  расходов по оформлению регрессных исков;

5) обеспечение  текущей деятельности и содержание  органов управления Фонда.

Поскольку в  современных условиях ограниченности ресурсов ставится задача разработки новых социальных программ с учетом изменения в обществе и сохранения действующих систем социального обеспечения и повышения расходов на социальную политику, первостепенное значение приобретает совершенствование их структуры, поиск нетрадиционных подходов и разнообразных форм в целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов, пересмотр распределения бюджетных ассигнований, поиск новых источников финансирования, большее участие частного сектора.

Покрытие расходов учреждений социально обеспечения  должны осуществлять соответствующие  государственные фонды (социального  страхования, пенсионный, занятости, иные целевые фонды) и негосударственные фонды, страховые компании.

Средства указанных  фондов и компаний будут формироваться  за счет взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности), граждан, ассигнований из бюджетов различного уровня. В зависимости от направлений использования этих средств они формируются в целевые национальные фонды или могут быть объединены по группам страховых случаев либо по их целевому назначению.

Тарифы страховых взносов и объем бюджетных ассигнований устанавливаются Правительством  по каждому фонду в отдельности или по группе родственных фондов в размерах, гарантирующих финансирование всех видов социального обеспечения. В зависимости от условий труда, жизни и других обстоятельств для отраслей, регионов и отдельных категорий предприятий (страхователей) могут устанавливаться дифференцированные размеры тарифов страховых взносов и ассигнований из государственного бюджета.

Что касается затрат, связанных с расходами на социальную помощь, то источником их покрытия могут быть ассигнования из бюджетов различного уровня, благотворительная и гуманитарная помощь, добровольные взносы юридических и физических лиц.

В целях стимулирования привлечения дополнительных средств  для социальной защиты граждан следовало бы установить на государственном уровне более простой и льготный порядок образования и функционирования негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, осуществляющих добровольные формы социального обеспечения и страхования. Предприятиям и организациям, осуществляющим за счет своих средств дополнительное страхование и благотворительную деятельность, должны предоставляться льготы по налогообложению, использоваться другие формы поощрения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Социальную  сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных  форм собственности.

Расходы бюджета  на обеспечение социальной политики можно классифицировать следующим  образом: 1) пенсии; 2) стипендии; 3) пособия семьям, имеющим детей; 4) пособия по безработице; 5) государственное обеспечение детей – сирот и др.

Основными направлениями  расходования бюджета  в социальной сфере являются: расходы на образование; расходы в области социально-культурной системы; расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт; иные расходы на социальную политику.

Из средств  государственного социального страхования  выплачиваются следующие пособия  и выплаты социального характера: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; по временной нетрудоспособности; пособие на погребение.

В Республике Беларусь осуществляется финансирование следующих специальных программ и мероприятий по обеспечению социальной политики: социальная поддержка ветеранов и пожилых людей; социальная поддержка инвалидов; социальное обслуживание; государственная адресная социальная помощь и др.

В целях стимулирования привлечения дополнительных средств  в учреждения социальной защиты граждан  следует установить на государственном  уровне более простой и льготный порядок образования и функционирования негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, осуществляющих добровольные формы социального обеспечения и страхования. Предприятиям и организациям, осуществляющим за счет своих средств дополнительное страхование и благотворительную деятельность, должны предоставляться льготы по налогообложению, использоваться другие формы поощрения.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. 1 Алифанова И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования // Социально - гуманитарные знания. - 2008. - №2. - С. 101 - 105.
  2. 2 Бабич А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 687с.
  3. 3 Брайчева Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2009. - 288с.
  4. 4 Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б.Поляка. М.: Юнити, 2006. - 540 с.;
  5. 5 Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. М.И. Ткачук. - Мн.: 2008. - 240с.
  6. 6 Государственный бюджет: учебное пособие/ под ред. Т.В. Сорокина. - Мн.: БГЭУ, 2008. - 289 с.
  7. 8 Инструкция о порядке применения бюджетной классификации : Постановление Министерства финансов  от 15.03.2007 г. № 44.
  8. 10 Об утверждении Положения о порядке финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств республиканского бюджета: Постановление Совета Министров  от 10.07.1998 г. № 1084 (в редакции от 15.03.2008 г. № 282).
  9. 11 Поляк Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2007. - 703с.

Информация о работе Расходы бюджетов на социальную политику