Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 16:41, реферат
Бюрократия является одним из наиболее ярких проявлений провалов государства и причиной неэффективности государственного регулирования экономических процессов.
Как известно, законодательные органы создают исполнительные, которые, в свою очередь, - аппарат чиновников для выполнения разнообразных функций государства, которые непосредственно затрагивают интересы избирателей.
Неэффективность имперской бюрократии по причине двойственности ее положения в качестве политической элиты в этом качестве должна была привести к основательным политическим кризисам. Крымская война выявила не только техническую отсталость России – она вскрыла нечто худшее – «коррупцию тыла… здесь дала трещину созданная М.М. Сперанским бюрократия»[16]. Характеристика, данная видным российским мыслителем может быть в полной мере экстраполирована и на события конца XIX– начала XX вв., к временам русско-японской и первой мировой войн, предвосхитившими масштабные социальные катаклизмы в России.
Низкий качественный уровень высшей и средней российской бюрократии наглядно проявился в кризисных ситуациях начала XX века – в первой российской революции 1905-1907 гг., но особенно явно во время русско-японской и первой мировой войн. Последняя война, когда кризис тыловой организации проявился во всем своем многообразии, привела в конечном итоге к крушению не только института российского самодержавия, но и к возникновению глубочайшего кризиса российской государственности вообще.
Ответственность за него
несет, прежде всего, российская
бюрократия, оказавшаяся неспособной
дать ответ на вызовы времени.
Ее во многом иррациональные
действия, проявившиеся в период
так называемой «
В современных представлениях бюрократия, подобно избирателям и политикам, имеет свой собственный интерес, а, следовательно, ищет пути максимизации собственной полезности. В силу своего положения бюрократия не связана с интересами избирателей и обслуживает в первую очередь интересы эшелонов законодательной и исполнительной ветвей власти.
Одной из наиболее известных моделей бюрократии является модель В. Нисканена. В рамках данной модели В. Нисканена производится сравнение ведомств с фирмами в условиях рынка с точки зрения производственной эффективности и эффективности по Парето.
Полезность бюрократа и разговоры о его реабилитации не имеют оснований, поскольку мотивация бюрократа выглядит следующим образом: поведение чиновников аналогично поведению менеджеров и собственников фирм, максимизирующих прибыль; в ситуации отсутствия прибыли бюрократия максимизирует бюджет ведомства, т.е. объем финансовых средств, предоставляемых ведомству ежегодно вышестоящей организацией.
Реабилитации бюрократа не возможна еще и потому, что бюрократия – это составляющая государства, а одним из важнейших провалов государства является наличие коррупции, причем следует отметить тот факт, что именно бюрократия придает импульс для развития, данного явления.
Теоретические основы экономического анализа коррупции были заложены в 1970-е гг. в работах американских экономистов неоинституционального направления. Главная их идея заключалась в том, что коррупция появляется и растет, если существует рента, связанная с государственным регулированием различных сфер экономической жизни (введением экспортно-импортных ограничений, предоставлением субсидий и налоговых льгот предприятиям или отраслям, наличием контроля над ценами, политикой множественных валютных курсов и т.д.).
Экономические причины коррупции - это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.
Коррупция препятствует реализации государственных решений в области регулирования экономических процессов; добиться намеченных целей в условиях коррупция не представляется возможным; коррупция негативным образом отражается на конкурентоспособности предприятий, увеличивая затраты предпринимателей, связанные с необходимостью дачи взяток чиновникам, с целью решения вопросов развития бизнеса; изменяются направления использования государственных ресурсов, особенно в таких сферах, где невозможен строгий контроль, тем самым искажаются цели государственных решений; коррупция в сфере налогов приводит к перераспределению налогового бремени, в результате чего основная масса налогов ложится на плечи наименее обеспеченных граждан; наличие высокого уровня коррупции и бюрократической волокиты рассматривается как один из факторов, сдерживающих приток иностранных инвестиций в экономику и напрямую влияющих на инвестиционную привлекательность страны