Современное состояние пенсионной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.

Содержание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы

Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства

2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

pensionnaya_politika.docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 Введение

 

 Глава І. Современное  состояние пенсионной системы  России 

 

1.1. Общая характеристика  пенсионной системы России

 

1.2. Результаты и проблемы  пенсионной реформы

 

 Глава ІІ. Тенденции  развития пенсионной системы  в России

 

2.1.Направления совершенствования  пенсионного законодательства

 

2.2.Перспективы реформирования  пенсионного законодательства

 

 Заключение

 

 Список используемой  литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ

 

 С января 2002 года началась  реформа системы социального  обеспечения. Многочисленные дискуссии  учёных, представителей законодательной  и исполнительной ветвей власти  завершены. Национальный совет  при Президенте России по пенсионной  реформе во главе с премьер-министром  Михаилом Касьяновым одобрил  основные её положения, а парламент  принял соответствующие законы.

 Касающаяся одной из  наименее социально защищённых  групп – престарелых граждан,  тем или иным образом влияющая  на жизнь каждого члена общества, пенсионная реформа должна проводиться  государством с особой тщательностью,  ибо цена неудачи очень высока. «От эффективности системы пенсионного  обеспечения зависит моральное  состояние всего общества» - это  слова Президента Владимира Владимировича  Путина.

 При всей важности  морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние  общества зависит от эффективности  функционирования системы пенсионного  обеспечения. Вопросы пенсионной  реформы затрагивают финансы  предприятий и организаций, доходы  населения, бюджетную сферу, инвестиционные  процессы. В настоящее время реформирование  пенсионной системы может и  должно стать неотъемлемым звеном  реформы всей экономики и финансов  России.

 Регулирование государством  пенсионного обеспечения защищает  пенсионера от катаклизмов нашей  экономики в неустойчивое время,  привлекает другие формы пенсионного  обеспечения через имеющиеся  ресурсы предприятий и самих  граждан и, самое главное, строит  очень чёткую систему взаимоотношений  между гражданином, субъектом  Федерации и государством в  целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА І. Современное  состояние пенсионной системы России

 

1.1. Общая характеристика  пенсионной системы России

 

 

 Пенсионеров в Российской  Федерации почти 39 млн.1. Большинство  из них (примерно 95%) получают «страховую»  пенсию. Пенсия почти для всех  из них является основным, а  зачастую и единственным источником  средств к существованию. Всё  это предопределяет повышенную  значимость пенсионной системы.

 С 1990 г. законодательство  о пенсионном обеспечении в  России полностью обновилось. Эта  часть социального законодательства  претерпела кардинальные изменения,  как по существу, так и по  форме.

 Новая пенсионная система  состоит из двух подсистем:  страховой и бюджетной. Они  подразделяются в зависимости  от тех источников, за счёт  которых выплачиваются пенсии. Первая  из них финансируется за счёт  обособленного страхового пенсионного  фонда, в орбите её действия  находятся главным образом наёмные  работники и некоторые другие  категории занятого населения,  охваченные обязательным пенсионным  страхованием, и их семьи. Вторая  финансируется за счёт бюджета  страны, ею охватываются в основном  отдельные категории государственных  служащих (кадровые военные и  некоторые другие), их семьи, а  также те граждане, которые по  каким-либо причинам не заработали  пенсию своим трудом, службой.  Бюджетная пенсионная система  слагается, таким образом, как  бы из двух неравнозначных  частей: одна часть – «возвышается»  над всеми, она для тех, кто  служит власти, другая часть подсистемы, наоборот, для тех, кто вообще  не трудился.

 Иногда эти две подсистемы  переплетаются – к страховой  пенсии производится бюджетная  доплата.

 Обновление пенсионного  законодательства началось в  конце 1990 г., когда в России, находившейся  в то время ещё в лоне  СССР, был принят Закон «О государственных  пенсиях в РСФСР». Этим законом  вводилась подлинная система  пенсионного обеспечения на основе  обязательного пенсионного страхования  наёмных работников.

 Что побудило тогда  Россию приступить к формированию  своей пенсионной системы, с  собственной независимой финансовой  базой, обособленной от государственного  бюджета, - с российским пенсионном  страховым фондом? Причин было  несколько. Отмечу две главные,  не потерявшие до сих пор  значения, а, наоборот, ставшие ещё  более актуальными.

 Первая причина состояла  в объективной потребности пересмотреть  укоренившуюся в обществе идеологию  самой природы обязательного  пенсионного страхования трудящихся, возродить и, главное, реализовать  на практике истинную его сущность. При этом учитывалось, что уже  в то время постепенно, хотя  и медленно, складывалась многоукладная  система экономических отношений,  менялось представление властных  структур о целях общественного  производства и распределении  богатства, создаваемого трудом  народа, в частности наметилась  тенденция к паритетному смягчению  военного противостояния двух  мировых политических систем  и использованию высвобождаемых  ресурсов, в прошлом пожираемых  гонкой вооружений, в интересах  населения страны.

 В недалёком прошлом  в течение десятилетий нашим  соотечественникам навязывался  постулат в том, что государственное  социальное страхование (а пенсионное  – часть его) осуществляется  якобы за счёт государства.  Внедрённая в сознание людей,  эта идея использовалась при  формировании управленческих решенй и получила даже законодательное выражение. Определяя в централизованном порядке крайне низкую оплату труда практически для всех работников, изымая львиную долю того, что создавалось их трудом, государство вместе с тем декларировало полное освобождение трудящихся от уплаты страховых взносов из их заработка, выдавая это за одно из величайших завоеваний. Средства социального страхования практически слились с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными бюджетными доходами. Расходы на выплату пенсий ввиду низких страховых взносов финансировались в основном за счёт государственной дотации. Всё это приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, создавало иллюзию, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создаёт богатства общества.

 Первая основополагающая  идея российского пенсионного  Закона 1990г.1состояла в том, чтобы  в стране укоренилась подлинная  система обязательного пенсионного  страхования. Суть такой системы,  представляющей одно из выдающихся  изобретений человечества в эпоху  появления наёмных работников  и развития общества, проста, она  практически воплощена во всех  развитых странах и вполне  приемлема в период становления  и развтия многоукладных экономических отношений на основе различых форм собственности. Её принципиальное содержание определяется следующими основными критериями, хотя конкретное их проявление в разных странах может несколько различаться.

Экономический критерий обязательного  пенсионного страхования, определяющий его сущность, коренится в производственных отношениях, реальной стоимости рабочей  силы. Вполне очевидно, что стоимость  рабочей силы не может определяться и в развитых странах давно  уже не определяется ценой «живого» труда непосредственно в процессе производства. Она включает в себя и другие оплачиваемые периоды, прежде всего пенсионный период жизни человека, когда ему выплачивается заработанная им пенсия.

Социальный критерий обязательного  пенсионного страхования, определяющий его сущность, заключается в солидарности всех застрахованных и работодателей, работающих в различных регионах, в разных отраслях и организациях и, главное, в солидарности поколений, трудоспособных и нетрудоспособных людей.

 Реализуются эти сущностные  критерии через систему соответствующих  страховых платежей, которые в  обязательном порядке уплачиваются  работодателями (независимо от формы  собственности) и наёмными работниками,  независимо от их желания. Другими  словами, эта система принудительная. Принуждение осуществляется государством, в связи с чем в отдельных  странах, в том числе и в  России, подобная система называется  государственной.

 Обычно страховые взносы  уплачиваются примерно в равных  долях (в процентах к заработку)  или в несколько большем объёме  работодателем. Однако надо иметь  в виду, что, в конечном счете,  страхование осуществляется за  счёт самих работников, поскольку  доходы работодателя образуются  в основном в результате труда  застрахованных. В связи с этим  распределение платежей между  работниками и работодателями  не имеет существенного значения.

Страховые взносы аккумулируются в централизованном фонде, который  обычно именуется фондом обязательного  пенсионного страхования (в России – это Пенсионный фонд РФ). Его  средства не должны сливаться с государственным  бюджетом, они предназначены только на пенсионное обеспечение застрахованных, их семей и ни при каких обстоятельствах  не могут изыматься на иные цели. Управление таким фондом осуществляется застрахованными и работодателями (их представителями) под контролем  государства.

 Все условия и нормы  уплаты страховых пенсионных  взносов, а также нормы пенсионного  обеспечения (уровень пенсий в  процентах к заработку, требуемый  для получения пенсии стаж, порядок  подсчёта стажа и заработка,  минимальные и предельные размеры  пенсии и т. д.) определяются  законом.

Уровень страхового пенсионного  обеспечения, в конечном счете, определяется, во-первых, тем, сколько лет трудился человек, или, иначе говоря, сколько  лет им и его работодателями уплачивались в эти годы страховые взносы. Эти  два показателя определяют в основном уровень пенсионного обеспечения  конкретного наёмного работника  и дифференциацию в размерах пенсий застрахованных, их семей.1

 Уровень пенсионного  обеспечения – один из существенных  показателей, характеризующих пенсионную  систему и её состояние в  каждый период времени. Необходимо  различать относительный и абсолютный  уровень пенсионного обеспечения,  которые неразрывно связаны между  собой.

Относительный уровень –  это отношение пенсии пенсионера к его среднемесячному заработку, из которого она исчислена. Иногда этот показатель именуют коэффициентом  замещения. Обычно он рассчитывается по стране в целом и по отдельным  регионам. Для этого средняя пенсия делится на средний заработок, из которого она исчислена (соответственно в стране или в регионе). Относительный  показатель характеризует уровень  жизни (достаток, потребление) пенсионеров  – бывших наёмных работников, живущих  на пенсию, по сравнению с уровнем  жизни наёмных работников, продолжающих трудиться и живущих на заработок. Чем выше соотношение, тем меньше разрыв в уровне жизни указанных  двух групп граждан, составляющих в  развитых странах большинство населения.

 Как это ни парадоксально  на первый взгляд, но в странах,  где высокая реальная оплата  труда, относительный уровень  пенсионного обеспечения обычно  сравнительно невысок и, наоборот, в тех странах, где низкая  оплата труда, он повыше. Объясняется  это просто: при уровне пенсионного  обеспечения в первых странах,  допустим, в 40-45%, человек, живущий  на пенсию, вполне может за  счёт такой пенсии удовлетворять  свои обычные потребности (в  пище, одежде, оплате соответствующих  услуг и т. д.), поскольку работающий  член общества затрачивает на  эти цели не более той же  части своего заработка. Что  касается других стран, то в  них на удовлетворение обычных  потребностей человека расходуется  значительно большая часть заработка,  следовательно, относительный уровень  пенсионного обеспечения должен  быть существенно выше. В противном  случае пенсионер оказывается  за чертой бедности или на  её грани.

Абсолютный уровень пенсионного  обеспечения – это потребительская  стоимость пенсии – от минимальной  до максимальной. Другими словами, данный показатель определяет, в каком объёме пенсионер может приобретать  необходимые ему потребительские  товары, и, в частности, услуги, достаточны ли они для того, чтобы обеспечить ему достойный уровень и качество жизни.

Информация о работе Современное состояние пенсионной системы России