В российском пенсионном
Законе 1990 г. Отражены все перечисленные
выше критерии – принципы, на
которых должна основываться
обязательная страховая пенсионная
система. На их основе, кстати,
во всех развитых странах успешно
функционируют и развиваются
общенациональные страховые системы.
Эти критерии являются не изобретением
разработчиков закона и законодателей,
его принявших, а практической
реализацией общепризнанных в
мире идей обязательного пенсионного
страхования.
Вторая причина, побудившая
Россию приступить к формированию
новой пенсионной системы, состояла
в необходимости повысить реальный
уровень доходов основной части
пенсионеров, живущих, как правило,
на пенсию. При этом учитывалось,
что за последние годы в
СССР существенно снизился как
относительный, так и абсолютный
уровень пенсионного обеспечения,
особенно тех граждан, пенсия
которых превышала минимальный
размер. Это произошло в связи
с ростом номинальной оплаты
труда и консервацией в то
же время максимального размера
пенсии (он не повышался более
30 лет). В результате пенсия стала
составлять значительно меньшую
часть заработка, чем прежде1.
Кроме того, в прошлом пенсии
вообще не индексировались ни
с учётом роста цен на потребительские
товары, ни с учетом роста заработка. Материальный
достаток пенсионеров в силу этого хотя
и медленно, но неуклонно снижался.
Закон 1990 г. затронул
и бюджетную систему пенсионного
обеспечения. Он, во-первых, существенно
повысил уровень пенсионного
обеспечения военнослужащих из
числа солдат, сержантов и старшин
и приравненных к ним категорий
граждан, упорядочил их пенсионное
обеспечение. Ранее зачастую пенсии
граждан, инвалидность которых
наступила вследствие военной
травмы, оказывались по своему
уровню ниже пенсий по инвалидности
вследствие общего заболевания
и пенсий по старости. Закон
устранил эту явную социальную
несправедливость. То же касалось
и пенсии по случаю потери
кормильца, умершего вследствие
военной травмы. С введением в
действие с 1 февраля 1993 г. Закона
«О пенсионном обеспечении лиц,
проходивших военную службу, службу
в органах внутренних дел, и
их семей»2 завершилось создание
достаточно развитой и «возвышенной»
системы пенсионного обеспечения
всех категорий военнослужащих
и приравненных к ним других
категорий граждан и их семей.
«Возвышенная», т. е.
прежде всего более высокая
по своему уровню система пенсионного
обеспечения для указанных категорий
граждан, условия службы которых
специфичны и опасны, и их семей,
типична для большинства стран.
Особые пенсии для таких граждан
были и в СССР.
Общие тенденции развития
двух российских пенсионных подсистем
в последние годы (начиная с
1993 г.) очевидны: они характеризуются,
с одной стороны, резким, постоянно
нарастающим снижением относительного
и абсолютного уровня пенсионного
обеспечения практически всех, без
какого-либо исключения, пенсионеров,
получающих пенсию в соответствии
с Законом 1990 г., а с другой
– введением значительно более
высоких пенсий для сотрудников
властных, силовых структур как
на федеральном, так и на
региональном уровнях. Эти тенденции
явно противоречат тем целям,
которые определены в Законе 1990
г., - формированию единой системы
государственных пенсий в России,
обеспечению стабильности достигнутого
уровня пенсионного обеспечения
и повышению его, дифференциации
условий и норм пенсионного
обеспечения с учётом труда
и его результатов.
1.2.Результаты
и проблемы пенсионной реформы
В настоящее время
происходит переход к трёхуровневой
системе пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется
за счёт 14% от фонда оплаты труда.
Эта сумма поступает в федеральный
бюджет, а затем в Пенсионный
фонд РФ и используется для
выплаты социальной пенсии и
базовой части трудовой пенсии.
В случае недостатка поступлений
федеральный бюджет компенсирует
образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии
(11-14% от фонда оплаты труда)
поступает сразу в Пенсионный
фонд РФ. Она используется для
выплаты условно-накопительной части
трудовой пенсии, размер которой
зависит от стажа работы, платежей
пенсионера в Пенсионный фонд
РФ, средней величины заработной
платы по стране;
3) накопительная часть
пенсии (2-6% от фонда оплаты труда)
поступает на специальный индивидуальный
счёт работника. Будущий размер
выплат зависит от взносов
работника и дохода от инвестирования
накопительной части пенсии.
Кроме того, работник
(или работодатель) могут добровольно
делать взносы в негосударственные
пенсионные фонды, чтобы впоследствии
получать от них пенсию.
Трёхуровневая система
позволяет осуществлять переход
от распределительной системы
пенсионного обеспечения к системе
с преобладанием страхового принципа.
Это способствует повышению устойчивости
пенсионной системы. Помимо этого,
за счёт большей дифференциации
пенсий вырастет заинтересованность граждан
(особенно со средними и высокими доходами)
в участии в пенсионной системе, а значит
и в легализации своих заработных плат.
На 1 января 2003 года пенсионные
накопления в Пенсионном фонде
РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от
ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них
были получены в виде дохода
от временного размещения средств
в государственных ценных бумагах.
Таким образом, доходность этих
вложений составила около 8%, что
в условиях инфляции более
15% за 2002 год означает сокращение
реального размера пенсионных
накоплений.
Современный период
пенсионной реформы является
одним из основных в переходе
от распределительной системы
пенсионного обеспечения к смешанной
накопительно-распределительной системе.
В настоящий момент граждане впервые могут
самостоятельно определить, кому они доверят
инвестирование накопительной части своей
пенсии. Для реализации этого этапа были
осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформирована
нормативная база для трёхуровневой
системы пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный
совет по инвестированию средств
пенсионных накоплений, который
провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы
по выбору управляющих компаний
и спецдепозитария;
4) заключены договоры
между Пенсионным фондом РФ
и управляющими компаниями на
управление накопительной частью
пенсии;
5) проведена рассылка
писем гражданам о размере
накопленных за 2002 г. средств на
их индивидуальном счёте и
бланков заявлений для выбора
управляющей компании;
6) подписаны соглашения
об удостоверении подписей на
заявлениях о выборе частной
управляющей компании между несколькими
крупными банками и Пенсионным
фондом РФ.
В ходе реализации
указанных мероприятий возникли
определённые проблемы, отрицательно
влияющие на ход пенсионной
реформы:
1) технические проблемы
в Пенсионном фонде с рассылкой
писем гражданам привели к
срыву сроков проведения пенсионной
реформы. В результате задержки
рассылки писем на три месяца
целый год оказался во многом
потерян для пенсионной реформы;
2) отсутствие информационной
кампании о пенсионной реформе
ведёт к тому, что большая часть
населения не очень хорошо
знает, как можно распорядиться
накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления
о выборе управляющей компании
сокращает число граждан, которые
доверят им управление своими
пенсионными накоплениями;
4) отсутствие механизма
раскрытия информации о деятельности
частных и государственных управляющих
компаний, а также самого Пенсионного
фонда РФ приводит к сложности
выбора населением управляющей
компании для наиболее эффективного
инвестирования пенсий;
5) отсутствие закона о
методике расчёта размера пенсии
в зависимости от суммы накопленных
средств на индивидуальном счёте
сокращает прозрачность пенсионной
реформы и ограничивает мотивацию
граждан к участию в пенсионной
реформе;
6) юридическая неопределённость
статуса Внешэкономбанка в качестве
государственной управляющей компании,
а также самого Пенсионного
фонда РФ повышает вероятность
возникновения конфликтов между
ними, частными управляющими компаниями
и гражданами;
7) недостаточно жёсткие
требования к частным управляющим
компаниям позволили пройти конкурс
55 компаниям, большая часть из
которых, вероятно, не сможет принять
активного участия в реформе,
а выбравшие их граждане не
будут получать стабильный доход
от инвестирования их пенсионных
накоплений.
Единая пенсионная
система государственных пенсий
в России не состоялась. Другого
вывода сделать, к сожалению,
нельзя. В последние годы для
многих категорий работников
введены особые, привилегированные
по своему уровню и условиям
государственные пенсии либо
весомые доплаты к «обычным»
пенсиям. Все эти «особые» пенсии
и доплаты регулярно повышаются
пропорционально росту оплаты
труда соответствующих продолжающих
трудиться чиновников, в отличие
от обычных пенсий, размеры которых
практически оказались замороженными,
несмотря на высокую инфляцию
и продолжающийся процесс обесценения
рубля.
Не обеспечена также
стабильность реального уровня
пенсионного обеспечения, достигнутого
до введения в действие Закона
1990 г. Он снизился к началу 2000
г. по сравнению с 1990 г. в
несколько раз и продолжает
падать. Ныне даже самая высокая
обычная пенсия по старости, выплачиваемая
за многолетний труд, значительно
ниже нищенского прожиточного
минимума и практически не
может обеспечить выживание тех,
кто вынужден жить на пенсию.
Следствие этого – многократный
рост смертности среди пенсионеров,
в частности вследствие суицида,
а также стремительный рост
у них тяжёлых заболеваний,
включая психические.1
В связи со сдерживанием
повышения минимальных размеров
пенсий, ограничением их размеров
предельной суммой, сопоставимой
с заниженным минимумом, неполной
индексацией пенсионных сумм
и заменой её компенсационными
выплатами общая пенсионная система
превращена в уравнительную систему;
дифференциация в зависимости
от длительности трудовой деятельности
и уровня оплаты труда (т.
е. трудового вклада), заложенная
в Законе 1990 г., практически ликвидирована.
Сейчас в России установлены
нищенские пенсии для большинства
граждан, крайне незначительно
различающиеся в зависимости
от того, как долго, на какой
работе и с какой оплатой
трудился человек2.
ГЛАВА І І. Тенденции
развития пенсионной системы в России
2.1. Направления
совершенствования пенсионного
законодательства
Законы и сопутствующие
им нормативно-правовые акты развивают
основные положения пенсионной
реформы, предложенные Президентом
России. Они устанавливают основные
правовые, организационные и финансовые
принципы формирующейся в Российской
Федерации пенсионной системы.
Целью данных законов является
закрепление именно направления
пенсионной реформы в Российской
Федерации и создание условий
для построения трёхуровневой
пенсионной системы, уклады которой
взаимодополняют друг друга и обеспечивают
стабильное и достойное пенсионное обеспечение
в старости, при наступлении инвалидности
и по случаю потери кормильца. Пенсионная
система России строится на основе следующих
базовых принципов: многоукладность, всеобщность
и гарантированность базового уровня,
дифференциация условий и норм пенсионного
обеспечения, государственное регулирование,
разграничение властных полномочий Федерации
и её субъектов, социальное партнёрство,
финансовая устойчивость системы.
Согласно статьям 72
и 76 Конституции Российской Федерации
пенсионное обеспечение относится
к предметам совместного ведения
России и её субъектов.
Устанавливаются следующие
виды пенсий: по старости, или
по возрасту, пенсия за выслугу
лет, пенсия по инвалидности, пенсия
по случаю потери кормильца
и социальная пенсия. Система
пенсионного обеспечения состоит
из обязательного и дополнительного
пенсионного обеспечения. Обязательное
пенсионное обеспечение осуществляется
посредством нестрахового государственного
пенсионного обеспечения и обязательного
пенсионного страхования. Дополнительное
пенсионное обеспечение осуществляется
посредством коллективного и индивидуального
пенсионного обеспечения и страхования.
Все уклады системы дополняют друг друга.
Базовым укладом является
нестраховое государственное пенсионное
обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются
с учётом прожиточного минимума в одинаковом
для всех размере. Они призваны обеспечить
минимальный уровень пенсий всем пенсионерам
и ликвидировать проблему их бедности.
Источником финансирования базовых пенсий
является федеральный бюджет. Средства
федерального бюджета, направляемые на
финансирование базовых пенсий, формируются
за счёт налоговых поступлений, включая
часть единого социального налога, и определяются
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год. Через нестраховое государственное
пенсионное обеспечение также осуществляется
пенсионное обеспечение военнослужащих
и иных категорий служащих (судей, прокуроров
и др.).