Современное состояние пенсионной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:58, контрольная работа

Краткое описание

При всей важности морального аспекта стоит отметить, что и экономическое состояние общества зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения. Вопросы пенсионной реформы затрагивают финансы предприятий и организаций, доходы населения, бюджетную сферу, инвестиционные процессы. В настоящее время реформирование пенсионной системы может и должно стать неотъемлемым звеном реформы всей экономики и финансов России.

Содержание

Введение

Глава І. Современное состояние пенсионной системы России

1.1. Общая характеристика пенсионной системы России

1.2. Результаты и проблемы пенсионной реформы

Глава ІІ. Тенденции развития пенсионной системы в России

2.1.Направления совершенствования пенсионного законодательства

2.2.Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Заключение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

pensionnaya_politika.docx

— 46.67 Кб (Скачать файл)

 В российском пенсионном  Законе 1990 г. Отражены все перечисленные  выше критерии – принципы, на  которых должна основываться  обязательная страховая пенсионная  система. На их основе, кстати, во всех развитых странах успешно  функционируют и развиваются  общенациональные страховые системы.  Эти критерии являются не изобретением  разработчиков закона и законодателей,  его принявших, а практической  реализацией общепризнанных в  мире идей обязательного пенсионного  страхования.

 Вторая причина, побудившая  Россию приступить к формированию  новой пенсионной системы, состояла  в необходимости повысить реальный  уровень доходов основной части  пенсионеров, живущих, как правило,  на пенсию. При этом учитывалось,  что за последние годы в  СССР существенно снизился как  относительный, так и абсолютный  уровень пенсионного обеспечения,  особенно тех граждан, пенсия  которых превышала минимальный  размер. Это произошло в связи  с ростом номинальной оплаты  труда и консервацией в то  же время максимального размера  пенсии (он не повышался более  30 лет). В результате пенсия стала  составлять значительно меньшую  часть заработка, чем прежде1. Кроме того, в прошлом пенсии  вообще не индексировались ни  с учётом роста цен на потребительские товары, ни с учетом роста заработка. Материальный достаток пенсионеров в силу этого хотя и медленно, но неуклонно снижался.

 Закон 1990 г. затронул  и бюджетную систему пенсионного  обеспечения. Он, во-первых, существенно  повысил уровень пенсионного  обеспечения военнослужащих из  числа солдат, сержантов и старшин  и приравненных к ним категорий  граждан, упорядочил их пенсионное  обеспечение. Ранее зачастую пенсии  граждан, инвалидность которых  наступила вследствие военной  травмы, оказывались по своему  уровню ниже пенсий по инвалидности  вследствие общего заболевания  и пенсий по старости. Закон  устранил эту явную социальную  несправедливость. То же касалось  и пенсии по случаю потери  кормильца, умершего вследствие  военной травмы. С введением в  действие с 1 февраля 1993 г. Закона  «О пенсионном обеспечении лиц,  проходивших военную службу, службу  в органах внутренних дел, и  их семей»2 завершилось создание  достаточно развитой и «возвышенной»  системы пенсионного обеспечения  всех категорий военнослужащих  и приравненных к ним других  категорий граждан и их семей.

 «Возвышенная», т. е.  прежде всего более высокая  по своему уровню система пенсионного  обеспечения для указанных категорий  граждан, условия службы которых  специфичны и опасны, и их семей,  типична для большинства стран.  Особые пенсии для таких граждан  были и в СССР.

 Общие тенденции развития  двух российских пенсионных подсистем  в последние годы (начиная с  1993 г.) очевидны: они характеризуются,  с одной стороны, резким, постоянно  нарастающим снижением относительного  и абсолютного уровня пенсионного  обеспечения практически всех, без  какого-либо исключения, пенсионеров,  получающих пенсию в соответствии  с Законом 1990 г., а с другой  – введением значительно более  высоких пенсий для сотрудников  властных, силовых структур как  на федеральном, так и на  региональном уровнях. Эти тенденции  явно противоречат тем целям,  которые определены в Законе 1990 г., - формированию единой системы  государственных пенсий в России, обеспечению стабильности достигнутого  уровня пенсионного обеспечения  и повышению его, дифференциации  условий и норм пенсионного  обеспечения с учётом труда  и его результатов.

 

 

1.2.Результаты  и проблемы пенсионной реформы

 

 

 В настоящее время  происходит переход к трёхуровневой  системе пенсионного обеспечения:

1) базовая часть формируется  за счёт 14% от фонда оплаты труда.  Эта сумма поступает в федеральный  бюджет, а затем в Пенсионный  фонд РФ и используется для  выплаты социальной пенсии и  базовой части трудовой пенсии. В случае недостатка поступлений  федеральный бюджет компенсирует  образующийся дефицит;

2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда)  поступает сразу в Пенсионный  фонд РФ. Она используется для  выплаты условно-накопительной части  трудовой пенсии, размер которой  зависит от стажа работы, платежей  пенсионера в Пенсионный фонд  РФ, средней величины заработной  платы по стране;

3) накопительная часть  пенсии (2-6% от фонда оплаты труда)  поступает на специальный индивидуальный  счёт работника. Будущий размер  выплат зависит от взносов  работника и дохода от инвестирования  накопительной части пенсии.

 Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно  делать взносы в негосударственные  пенсионные фонды, чтобы впоследствии  получать от них пенсию.

 Трёхуровневая система  позволяет осуществлять переход  от распределительной системы  пенсионного обеспечения к системе  с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости  пенсионной системы. Помимо этого,  за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.

 На 1 января 2003 года пенсионные  накопления в Пенсионном фонде  РФ составили 39,95 млрд. руб. (0,37% от  ВВП), причём 1,36 млрд. руб. из них  были получены в виде дохода  от временного размещения средств  в государственных ценных бумагах.  Таким образом, доходность этих  вложений составила около 8%, что  в условиях инфляции более  15% за 2002 год означает сокращение  реального размера пенсионных  накоплений.

 Современный период  пенсионной реформы является  одним из основных в переходе  от распределительной системы  пенсионного обеспечения к смешанной  накопительно-распределительной системе. В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:

1) практически сформирована  нормативная база для трёхуровневой  системы пенсионного обеспечения;

2) создан Общественный  совет по инвестированию средств  пенсионных накоплений, который  провёл первые заседания;

3) проведены конкурсы  по выбору управляющих компаний  и спецдепозитария;

4) заключены договоры  между Пенсионным фондом РФ  и управляющими компаниями на  управление накопительной частью  пенсии;

5) проведена рассылка  писем гражданам о размере  накопленных за 2002 г. средств на  их индивидуальном счёте и  бланков заявлений для выбора  управляющей компании;

6) подписаны соглашения  об удостоверении подписей на  заявлениях о выборе частной  управляющей компании между несколькими  крупными банками и Пенсионным  фондом РФ.

 В ходе реализации  указанных мероприятий возникли  определённые проблемы, отрицательно  влияющие на ход пенсионной  реформы:

1) технические проблемы  в Пенсионном фонде с рассылкой  писем гражданам привели к  срыву сроков проведения пенсионной  реформы. В результате задержки  рассылки писем на три месяца  целый год оказался во многом  потерян для пенсионной реформы;

2) отсутствие информационной  кампании о пенсионной реформе  ведёт к тому, что большая часть  населения не очень хорошо  знает, как можно распорядиться  накопительной частью своей пенсии;

3) сложность подачи заявления  о выборе управляющей компании  сокращает число граждан, которые  доверят им управление своими  пенсионными накоплениями;

4) отсутствие механизма  раскрытия информации о деятельности  частных и государственных управляющих  компаний, а также самого Пенсионного  фонда РФ приводит к сложности  выбора населением управляющей  компании для наиболее эффективного  инвестирования пенсий;

5) отсутствие закона о  методике расчёта размера пенсии  в зависимости от суммы накопленных  средств на индивидуальном счёте  сокращает прозрачность пенсионной  реформы и ограничивает мотивацию  граждан к участию в пенсионной  реформе;

6) юридическая неопределённость  статуса Внешэкономбанка в качестве  государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного  фонда РФ повышает вероятность  возникновения конфликтов между  ними, частными управляющими компаниями  и гражданами;

7) недостаточно жёсткие  требования к частным управляющим  компаниям позволили пройти конкурс  55 компаниям, большая часть из  которых, вероятно, не сможет принять  активного участия в реформе,  а выбравшие их граждане не  будут получать стабильный доход  от инвестирования их пенсионных  накоплений.

 Единая пенсионная  система государственных пенсий  в России не состоялась. Другого  вывода сделать, к сожалению,  нельзя. В последние годы для  многих категорий работников  введены особые, привилегированные  по своему уровню и условиям  государственные пенсии либо  весомые доплаты к «обычным»  пенсиям. Все эти «особые» пенсии  и доплаты регулярно повышаются  пропорционально росту оплаты  труда соответствующих продолжающих  трудиться чиновников, в отличие  от обычных пенсий, размеры которых  практически оказались замороженными,  несмотря на высокую инфляцию  и продолжающийся процесс обесценения  рубля.

 Не обеспечена также  стабильность реального уровня  пенсионного обеспечения, достигнутого  до введения в действие Закона 1990 г. Он снизился к началу 2000 г. по сравнению с 1990 г. в  несколько раз и продолжает  падать. Ныне даже самая высокая  обычная пенсия по старости, выплачиваемая  за многолетний труд, значительно  ниже нищенского прожиточного  минимума и практически не  может обеспечить выживание тех,  кто вынужден жить на пенсию. Следствие этого – многократный  рост смертности среди пенсионеров,  в частности вследствие суицида,  а также стремительный рост  у них тяжёлых заболеваний,  включая психические.1

 В связи со сдерживанием  повышения минимальных размеров  пенсий, ограничением их размеров  предельной суммой, сопоставимой  с заниженным минимумом, неполной  индексацией пенсионных сумм  и заменой её компенсационными  выплатами общая пенсионная система  превращена в уравнительную систему;  дифференциация в зависимости  от длительности трудовой деятельности  и уровня оплаты труда (т.  е. трудового вклада), заложенная  в Законе 1990 г., практически ликвидирована.  Сейчас в России установлены  нищенские пенсии для большинства  граждан, крайне незначительно  различающиеся в зависимости  от того, как долго, на какой  работе и с какой оплатой  трудился человек2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА І І. Тенденции развития пенсионной системы в России

 

2.1. Направления  совершенствования пенсионного  законодательства

 

 Законы и сопутствующие  им нормативно-правовые акты развивают  основные положения пенсионной  реформы, предложенные Президентом  России. Они устанавливают основные  правовые, организационные и финансовые  принципы формирующейся в Российской  Федерации пенсионной системы.  Целью данных законов является  закрепление именно направления  пенсионной реформы в Российской  Федерации и создание условий  для построения трёхуровневой  пенсионной системы, уклады которой  взаимодополняют друг друга и обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Пенсионная система России строится на основе следующих базовых принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня, дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и её субъектов, социальное партнёрство, финансовая устойчивость системы.

 Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации  пенсионное обеспечение относится  к предметам совместного ведения  России и её субъектов.

 Устанавливаются следующие  виды пенсий: по старости, или  по возрасту, пенсия за выслугу  лет, пенсия по инвалидности, пенсия  по случаю потери кормильца  и социальная пенсия. Система  пенсионного обеспечения состоит  из обязательного и дополнительного  пенсионного обеспечения. Обязательное  пенсионное обеспечение осуществляется  посредством нестрахового государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и индивидуального пенсионного обеспечения и страхования. Все уклады системы дополняют друг друга.

 Базовым укладом является  нестраховое государственное пенсионное обеспечение. Базовые пенсии устанавливаются с учётом прожиточного минимума в одинаковом для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования базовых пенсий является федеральный бюджет. Средства федерального бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счёт налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих (судей, прокуроров и др.).

Информация о работе Современное состояние пенсионной системы России