Финансирование театров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
• изучить основные источники финансирования театров;
• выявить особенности определения нормативов численности для театров;
• исследовать источники государственного и негосударственного финансирования на примере Большого театра России;
• проанализировать проблемы финансирования театров на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль театра в сохранении российской культуры 5
1.1. Театр как социокультурный фактор духовной безопасности страны. Виды театров 5
1.2. Правовой статус театра. Устав театра 9
1.3. Анализ показателей работы театров Российской Федерации 14
Глава 2. Финансирование театров 22
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра 22
2.2. Определения нормативной численности государственного финансирования государственных и муниципальных театров 26
2.3. Государственная и негосударственная поддержка развития театра в современных условиях 32
Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров 37
Заключение 43
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

Финансирование театров 615 ВЗФЭИ.DOC

— 430.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня театру в России средств решительно не хватает, задачи простого физического выживания все чаще начинают преобладать над высокими художественными задачами. Силу традиции, накопленные богатства нельзя эксплуатировать бесконечно, не думая о средствах и способах пополнения этого богатства, сбережения его.

Надо крайне осторожно  отнестись к бытующим соображениям о гипертрофированно развитой театральной  сети и необходимости сокращения расходов на ее содержание. На самом  же деле Россия сегодня театральным  предложением не богата. Так, к примеру  в расчете на 1 млн. жителей уровень обеспеченности театрами составляет в Италии - 5,9, в Японии - 8,7, в Великобритании - 8,9, во Франции - 9,6, Швеции - 13,6, а в Австрии - аж 24, в то время, как в России - лишь 3,2 театра.

Лишь в шестой части  населенных пунктов России, имеющих статус города, есть театры.

Нельзя волевым решением определить, сколько театров нужно  стране. Если какой-либо театральный  организм умер, если он неинтересен, если зритель забыл дорогу в этот театр - надо найти формы и механизмы его безболезненного ухода.

Но сегодня число  театров в стране растет - и не под давлением, не вследствие руководящих указаний - естественным образом. И я пока не знаю ни одного губернатора, ни одного главу администрации, который хотел бы, чтобы про него в истории губернии было записано: закрыл театр, открытый в XIX веке купцом первой гильдии имярек.

Одновременно, как следствие  резкого спада объемов финансирования, идет сокращение театральных гастролей, фестивалей, смотров.

Анализируя  источники финансирования театральной деятельности, можно констатировать, что театры имеют два основных источника поступления средств: финансирование собственника и доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности. Вопрос об их оптимальном сочетании также относится к важным аспектам гражданско-правового регулирования. То, что в театральной деятельности должен применяться хозрасчет, развиваться платные услуги, — это понятно и общепризнанно. Что же касается полной самоокупаемости, то она, по общему правилу, в театральном деле невозможна. Доля расходов театров, покрываемая доходами, в процентном отношении в 2012 г. по стране составила 48%. Театры нуждаются в дотациях, главным источником которых является государственный бюджет, причем в дотациях довольно значительных. Интересно, что в США из 300 млн. долл., вложенных в 2012 г. в развитие искусств и культуры, 8 млн. 500 тыс. было направлено на развитие оперных и музыкальных театров и 14 млн. 600 тыс. долл. — на финансирование деятельности всех остальных театров страны.4

Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.

Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие  задачи:

  • изучить основные источники финансирования театров;
  • выявить особенности определения нормативов численности для театров;
  • исследовать источники государственного и негосударственного финансирования на примере Большого театра России;
  • проанализировать проблемы финансирования театров на современном этапе.

 

 

 

Глава 1. Роль театра в  сохранении российской культуры

1.1. Театр как социокультурный  фактор духовной безопасности страны. Виды театров

 

Проблема национальной духовной безопасности в наши дни  становится все более актуальной, значимой. Если роль военной или  экономической безопасности очевидна, то с проблемой духовной безопасности дело обстоит намного сложнее, и само это понятие вошло в научный оборот сравнительно недавно. Возникающие угрозы духовной безопасности страны, общества, нации видны не сразу, последствия понесенных здесь потерь могут поначалу не осознаваться, но на определенном этапе стать необратимыми.

В современной России существуют следующие виды театров:

  • театры оперы и балета;
  • театры музкомедии;
  • драматические театры и театры юного зрителя;
  • театры кукол [17, с. 68].

Вопрос о духовной безопасности нации - это по своей  сути вопрос о том, быть или не быть данной нации, государству. Военная и экономическая безопасность обществу нужны для его полноценного и цивилизованного развития. Но для того, чтобы что-то охранять и развивать, надо иметь что охранять и развивать (государство, нацию). В данной связи следует констатировать, что многие русские философы прошлого при характеристике самого понятия “нация” ставили во главу угла именно духовное начало, духовную составляющую.

В наши дни как никогда  ранее получает развитие тенденция (что хорошо заметно по содержанию телевизионных передач) по искоренению веками присущих России коллективистских традиций и ценностей, насаждению совсем иного уклада жизни. Происходит обесценивание подлинных культурных ценностей и подмена их суррогатами “массовой культуры”. Получила распространение потребительская мораль, а многое из того, что традиционно считалось пороком, возводится в добродетель. Все это свидетельствует о духовном нездоровье общества, о постепенной утрате им своих духовно-нравственных и идейных основ. Поэтому сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и определить, какими средствами можно отвести угрозу духовного уничтожения общества.

И здесь видится вполне правомерным обращение к театру. Театр в России имеет давнюю историю, фундаментальные традиции, глубоко народные корни. Ни одно искусство не может сравниться с театром по силе воздействия и доступности понимания, что, в свою очередь, делает его мощным средством воспитания людей. Его можно рассматривать как ту “кафедру”, через посредство которой национальное самосознание формируется.

И здесь встает вопрос о роли интеллигенции как социального  органа памяти. Именно интеллигенция  призвана нести ответственность  за выработку и сохранность национально-государственной  идеи, а, следовательно, и национальной духовной безопасности. Через театрализованное действо творческая интеллигенция театра участвует в формировании духовного облика личности, ее самосознания. Специфическими, характерными для театрального искусства приемами, формами, методами обеспечивается решение основополагающих задач формирования национального самосознания. Велика роль театра также в постановке вопросов, имеющих общественное звучание, значение. Театр активно способствует постижению нацией ценностей отечественной и мировой культуры, действенно влияет на процесс развития культуры и создания социокультурной среды, утверждения национальных духовных основ, национальной традиции, школы. И тем самым обеспечивается укрепление творческого потенциала нации, духовной безопасности общества.

Русский театр - это то, чем мы еще можем гордиться, это  не только национальное достояние. Русский  театр, его уровень - это показатель культурного кругозора эпохи, это  достояние в масштабах всего  человечества. Его влияние как  социокультурного фактора на формирование национального самосознания, на развитие социокультурной среды как основы стабильного развития общества, на безопасность функционирования политической системы, а также на духовную безопасность страны чрезвычайно велико.

Но для того, чтобы театр мог выполнить свое предназначение, в том числе и в деле обеспечения духовной безопасности нации, требуется ряд условий. Одно из важнейших условий - материальная поддержка театра государством. К сожалению, сегодня наша культура в этом отношении обрекается на нищенское существование. Театр как часть культурного целого находится в том же положении. В финансировании культуры до сих пор действует остаточный принцип. Но вопрос о выгодности или невыгодности культуры решать на калькуляторе нельзя. Он решаем только в увязке с коренными интересами развития нации, с обеспечением предпосылок для ее духовного подъема. Поэтому вопрос о снятии театров с государственного финансирования и переводе их на самоокупаемость (то, что сегодня пытаются представить и навязать как основополагающий курс в финансовой политике по отношению к культуре) - по меньшей мере не своевременен. Рассчитывать на самоокупаемость театров было бы вообще иллюзорно. И не менее иллюзорно было бы рассчитывать на то, что театр сможет выжить за счет меценатов или благотворительных организаций. Хотя история дореволюционного русского и современного зарубежного театра знает немало примеров, связанных именно с благотворительной деятельностью, в нынешних условиях, на нынешнем этапе развития российского предпринимательства уповать на благотворительность как один из основных факторов, способствующих развитию театра, вряд ли следует. К тому же важно учесть, что мы еще находимся в стадии становления своей государственности, укрепления своей самобытности, поиска своего места в мире. Это обстоятельство также обусловливает необходимость со стороны государства рассматривать вопросы развития культуры, в том числе и развитие театра, как приоритетные.

Финансирование культуры, в том числе и театров, по “остаточному принципу” таит еще одну опасность. Такая практика все больше увеличивает разрыв между коммерческой культурой и высокой духовностью. Не секрет, что театры, перешедшие на хозрасчет, в своем стремлении “подзаработать” часто пренебрегают художественной, эстетической, идейной стороной постановок. В результате все меньше остается театров, чьи спектакли отвечают подлинным требованиям высокой культуры. В данном случае выражение “лучше меньше, да лучше” неприемлемо. Ведь и без того в количественном отношении Россия отстает от ряда стран Запада по обеспеченности населения театрами (см. Приложение).

В России - один из самых  низких уровней обеспеченности населения  театрами: 3,2 театра в расчете на 1 млн. жителей. В Австрии же этот показатель равен 24; в Швеции - 13,6; во Франции - 9,6; в Великобритании - 8,9; в Японии - 8,7; в Италии - 5,9.

В Москве на 1 млн. жителей  приходится менее 20 театров (для сравнения - в Вене - 63).

Рассуждая об условиях, обеспечивающих выполнение театром своего предназначения, следует сказать и о способности, готовности деятелей театра реализовать его функции. Театральная интеллигенция, ее лучшая часть, - это люди, призванные жить в мире высоких идей, высокой культуры, нравственности. Они, как маяки, в повседневной рутине жизни, потому что живут на сцене и в жизни по законам высокой и чистой идеи.

Благодаря театральному искусству, если перефразировать Пруста, человек может родиться еще раз, но уже родиться из Слова. Утрата духовных основ, системы ценностей, культурной традиции, идеалов означает одно: растворение и ассимиляцию в другой, чуждой нам культуре. Вывод: дальнейшую судьбу России определит сделанный ею выбор в системе ценностей, чью гегемонию в области духа она предпочтет. Как дух творит себе форму, так и “идея культуры определяет ее государственность” (Л.П.Карсавин). Поэтому сегодня необходима продуманная система национальной духовной безопасности, которая ставила бы перед собой прежде всего стратегические цели. В процессе их реализации требуется учитывать роль всех социокультурных факторов и, в первую очередь, роль театра.

1.2. Правовой статус театра. Устав  театра

 

Признавая основополагающую роль театра в развитии и самореализации личности в сценическом искусстве, в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры, настоящее Положение определяет основные принципы деятельности театров в Российской Федерации, правовые, экономические и социальные условия их создания и функционирования и меры государственной поддержки.

Под театром  понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве.

В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением [13, с. 107].

Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации  являются:

а) обеспечение  конституционного права граждан  Российской Федерации на свободу  творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;

б) создание необходимых  условий для гуманизации личности, сохранения самобытности российской культуры, национального самосознания и языка;

в) независимость  театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

г) содействие в  сохранении единого культурного  пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;

д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством  об авторском праве и смежных  правах.

Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.

Театр является некоммерческой организацией.

Учредителем (учредителями) театра могут быть:

а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

б) граждане и  юридические лица, в том числе  иностранные, и лица без гражданства. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, допускается совместное учредительство театров.

Информация о работе Финансирование театров