Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа
Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
• изучить основные источники финансирования театров;
• выявить особенности определения нормативов численности для театров;
• исследовать источники государственного и негосударственного финансирования на примере Большого театра России;
• проанализировать проблемы финансирования театров на современном этапе.
Введение 3
Глава 1. Роль театра в сохранении российской культуры 5
1.1. Театр как социокультурный фактор духовной безопасности страны. Виды театров 5
1.2. Правовой статус театра. Устав театра 9
1.3. Анализ показателей работы театров Российской Федерации 14
Глава 2. Финансирование театров 22
2.1. Состав источников финансирования деятельности театра 22
2.2. Определения нормативной численности государственного финансирования государственных и муниципальных театров 26
2.3. Государственная и негосударственная поддержка развития театра в современных условиях 32
Глава 3. Особенности финансирования муниципальных театров 37
Заключение 43
Список литературы 56
Сегодня театру в России средств решительно не хватает, задачи простого физического выживания все чаще начинают преобладать над высокими художественными задачами. Силу традиции, накопленные богатства нельзя эксплуатировать бесконечно, не думая о средствах и способах пополнения этого богатства, сбережения его.
Надо крайне осторожно отнестись к бытующим соображениям о гипертрофированно развитой театральной сети и необходимости сокращения расходов на ее содержание. На самом же деле Россия сегодня театральным предложением не богата. Так, к примеру в расчете на 1 млн. жителей уровень обеспеченности театрами составляет в Италии - 5,9, в Японии - 8,7, в Великобритании - 8,9, во Франции - 9,6, Швеции - 13,6, а в Австрии - аж 24, в то время, как в России - лишь 3,2 театра.
Лишь в шестой части населенных пунктов России, имеющих статус города, есть театры.
Нельзя волевым решением определить, сколько театров нужно стране. Если какой-либо театральный организм умер, если он неинтересен, если зритель забыл дорогу в этот театр - надо найти формы и механизмы его безболезненного ухода.
Но сегодня число театров в стране растет - и не под давлением, не вследствие руководящих указаний - естественным образом. И я пока не знаю ни одного губернатора, ни одного главу администрации, который хотел бы, чтобы про него в истории губернии было записано: закрыл театр, открытый в XIX веке купцом первой гильдии имярек.
Одновременно, как следствие
резкого спада объемов
Анализируя источники финансирования театральной деятельности, можно констатировать, что театры имеют два основных источника поступления средств: финансирование собственника и доходы от самостоятельной хозяйственной деятельности. Вопрос об их оптимальном сочетании также относится к важным аспектам гражданско-правового регулирования. То, что в театральной деятельности должен применяться хозрасчет, развиваться платные услуги, — это понятно и общепризнанно. Что же касается полной самоокупаемости, то она, по общему правилу, в театральном деле невозможна. Доля расходов театров, покрываемая доходами, в процентном отношении в 2012 г. по стране составила 48%. Театры нуждаются в дотациях, главным источником которых является государственный бюджет, причем в дотациях довольно значительных. Интересно, что в США из 300 млн. долл., вложенных в 2012 г. в развитие искусств и культуры, 8 млн. 500 тыс. было направлено на развитие оперных и музыкальных театров и 14 млн. 600 тыс. долл. — на финансирование деятельности всех остальных театров страны.4
Целью данной работы является исследование источников финансирования театров.
Исходя из поставленной цели, в работе ставятся следующие задачи:
Проблема национальной духовной безопасности в наши дни становится все более актуальной, значимой. Если роль военной или экономической безопасности очевидна, то с проблемой духовной безопасности дело обстоит намного сложнее, и само это понятие вошло в научный оборот сравнительно недавно. Возникающие угрозы духовной безопасности страны, общества, нации видны не сразу, последствия понесенных здесь потерь могут поначалу не осознаваться, но на определенном этапе стать необратимыми.
В современной России существуют следующие виды театров:
Вопрос о духовной безопасности нации - это по своей сути вопрос о том, быть или не быть данной нации, государству. Военная и экономическая безопасность обществу нужны для его полноценного и цивилизованного развития. Но для того, чтобы что-то охранять и развивать, надо иметь что охранять и развивать (государство, нацию). В данной связи следует констатировать, что многие русские философы прошлого при характеристике самого понятия “нация” ставили во главу угла именно духовное начало, духовную составляющую.
В наши дни как никогда ранее получает развитие тенденция (что хорошо заметно по содержанию телевизионных передач) по искоренению веками присущих России коллективистских традиций и ценностей, насаждению совсем иного уклада жизни. Происходит обесценивание подлинных культурных ценностей и подмена их суррогатами “массовой культуры”. Получила распространение потребительская мораль, а многое из того, что традиционно считалось пороком, возводится в добродетель. Все это свидетельствует о духовном нездоровье общества, о постепенной утрате им своих духовно-нравственных и идейных основ. Поэтому сегодня важно не просто осознать степень нависшей над обществом опасности, но и определить, какими средствами можно отвести угрозу духовного уничтожения общества.
И здесь видится вполне
правомерным обращение к
И здесь встает вопрос
о роли интеллигенции как социального
органа памяти. Именно интеллигенция
призвана нести ответственность
за выработку и сохранность
Русский театр - это то, чем мы еще можем гордиться, это не только национальное достояние. Русский театр, его уровень - это показатель культурного кругозора эпохи, это достояние в масштабах всего человечества. Его влияние как социокультурного фактора на формирование национального самосознания, на развитие социокультурной среды как основы стабильного развития общества, на безопасность функционирования политической системы, а также на духовную безопасность страны чрезвычайно велико.
Но для того, чтобы театр мог выполнить свое предназначение, в том числе и в деле обеспечения духовной безопасности нации, требуется ряд условий. Одно из важнейших условий - материальная поддержка театра государством. К сожалению, сегодня наша культура в этом отношении обрекается на нищенское существование. Театр как часть культурного целого находится в том же положении. В финансировании культуры до сих пор действует остаточный принцип. Но вопрос о выгодности или невыгодности культуры решать на калькуляторе нельзя. Он решаем только в увязке с коренными интересами развития нации, с обеспечением предпосылок для ее духовного подъема. Поэтому вопрос о снятии театров с государственного финансирования и переводе их на самоокупаемость (то, что сегодня пытаются представить и навязать как основополагающий курс в финансовой политике по отношению к культуре) - по меньшей мере не своевременен. Рассчитывать на самоокупаемость театров было бы вообще иллюзорно. И не менее иллюзорно было бы рассчитывать на то, что театр сможет выжить за счет меценатов или благотворительных организаций. Хотя история дореволюционного русского и современного зарубежного театра знает немало примеров, связанных именно с благотворительной деятельностью, в нынешних условиях, на нынешнем этапе развития российского предпринимательства уповать на благотворительность как один из основных факторов, способствующих развитию театра, вряд ли следует. К тому же важно учесть, что мы еще находимся в стадии становления своей государственности, укрепления своей самобытности, поиска своего места в мире. Это обстоятельство также обусловливает необходимость со стороны государства рассматривать вопросы развития культуры, в том числе и развитие театра, как приоритетные.
Финансирование культуры, в том числе и театров, по “остаточному принципу” таит еще одну опасность. Такая практика все больше увеличивает разрыв между коммерческой культурой и высокой духовностью. Не секрет, что театры, перешедшие на хозрасчет, в своем стремлении “подзаработать” часто пренебрегают художественной, эстетической, идейной стороной постановок. В результате все меньше остается театров, чьи спектакли отвечают подлинным требованиям высокой культуры. В данном случае выражение “лучше меньше, да лучше” неприемлемо. Ведь и без того в количественном отношении Россия отстает от ряда стран Запада по обеспеченности населения театрами (см. Приложение).
В России - один из самых низких уровней обеспеченности населения театрами: 3,2 театра в расчете на 1 млн. жителей. В Австрии же этот показатель равен 24; в Швеции - 13,6; во Франции - 9,6; в Великобритании - 8,9; в Японии - 8,7; в Италии - 5,9.
В Москве на 1 млн. жителей приходится менее 20 театров (для сравнения - в Вене - 63).
Рассуждая об условиях, обеспечивающих выполнение театром своего предназначения, следует сказать и о способности, готовности деятелей театра реализовать его функции. Театральная интеллигенция, ее лучшая часть, - это люди, призванные жить в мире высоких идей, высокой культуры, нравственности. Они, как маяки, в повседневной рутине жизни, потому что живут на сцене и в жизни по законам высокой и чистой идеи.
Благодаря театральному искусству, если перефразировать Пруста, человек может родиться еще раз, но уже родиться из Слова. Утрата духовных основ, системы ценностей, культурной традиции, идеалов означает одно: растворение и ассимиляцию в другой, чуждой нам культуре. Вывод: дальнейшую судьбу России определит сделанный ею выбор в системе ценностей, чью гегемонию в области духа она предпочтет. Как дух творит себе форму, так и “идея культуры определяет ее государственность” (Л.П.Карсавин). Поэтому сегодня необходима продуманная система национальной духовной безопасности, которая ставила бы перед собой прежде всего стратегические цели. В процессе их реализации требуется учитывать роль всех социокультурных факторов и, в первую очередь, роль театра.
Признавая основополагающую роль театра в развитии и самореализации личности в сценическом искусстве, в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры, настоящее Положение определяет основные принципы деятельности театров в Российской Федерации, правовые, экономические и социальные условия их создания и функционирования и меры государственной поддержки.
Под театром понимается организация, основной деятельностью которой является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве.
В своей деятельности театр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением [13, с. 107].
Основными принципами деятельности театра в Российской Федерации являются:
а) обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на свободу творчества, участие в культурной жизни и пользование услугами, предоставляемыми театром, равный доступ к сценическому искусству;
б) создание необходимых
условий для гуманизации
в) независимость театра в выборе художественных направлений, репертуара, в принятии решений о публичном исполнении спектаклей, представлений, публикации любых рекламных и других материалов, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
г) содействие в сохранении единого культурного пространства, развитии межнациональных, межрегиональных и межгосударственных культурных связей;
д) защита исключительных прав на результаты творческой деятельности театра в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах.
Театр является юридическим лицом, обладает обособленным имуществом, имеет свое наименование, самостоятельный баланс или смету, расчетный и иные счета в кредитных организациях, печать, штамп и бланки установленного образца. Театр в соответствии с законодательством Российской Федерации может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
Театр является некоммерческой организацией.
Учредителем (учредителями) театра могут быть:
а) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
б) граждане и
юридические лица, в том числе
иностранные, и лица без гражданства.
В случаях, установленных законодательство