Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение тенденций социального страхования в системе социальной защиты населения и разработка путей и направлений совершенствования социального страхования в Республике Беларусь.
Исходя из поставленной цели вытекают основные задачи курсовой работы, которые сведены к следующим:
- ознакомление с теоретическими аспектами социального страхования;
- изучение особенностей организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.1 ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 6
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ 12
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ 18
2 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ 22
2.1 СУЩНОСТЬ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 22
2.2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 25
2.3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 29
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52

Вложенные файлы: 1 файл

Соц.защита с доработкой.doc

— 389.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Социальное страхование  населения.                                                        Система социальной службы

Социальное страхование – это система материального обеспечения граждан при наступлении нетрудоспособности, старости и в иных, предусмотренных законом случаях; распространяется на всех трудящихся и осуществляется за счет страховых взносов самих граждан. В Беларуси социальное страхование носит в основном государственный и обязательный характер. [11]

Основными признаками социального  страхования являются: предварительный учет или прогнозирование риска; коллективная ответственность за индивидуальный риск; определение внутренней структуры страховых учреждений (способ управления и ведения дел); определение круга действий (местное и частное страхование); всеобщее страхование, охватывающее всю территорию страны и значительное число граждан; международное страхование.

Выделяются следующие  обязательные формы страхования: общее социальное страхование, профессиональное социальное страхование, территориальное социальное страхование, а также обязательные виды социального страхования: страхование пенсий, от несчастных случаев на производстве, на случай безработицы, страхование по болезни, медицинское страхование.

Современная система  государственного страхования в  Беларуси включает: страхование старости; страхование инвалидности; потери кормильца; временной нетрудоспособности; по беременности и родам; в случае безработицы; медицинское страхование.

Финансирование всех видов социального страхования  основано на страховых взносах работодателей, работников, самозанятого населения. [20]

Сейчас в Республике Беларусь возрастает роль внебюджетных государственных фондов социального страхования.

В Беларуси требуется дальнейшее реформирование системы социального страхования, принимая во внимание хорошо отработанные на Западе принципы:

- гарантированность помощи  застрахованному;

- платность;

- солидарность;

- автоматизм финансирования  на основе аккумуляции страховых взносов;

- строго целевой характер  средств и их возвратность;

- разграничением различных  видов страхования;

- автономия и самоуправление  органов страхования и др.

В развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование  осуществляется путем удержаний из заработной платы и прибыли сумм, равных социальным взносам страхования. В США, например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается 7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства. В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты работника.

В отечественной системе  страхования страхование профессиональных рисков осуществляется не в полной мере. [13]

В сфере социального  страхования примером неэффективных  расходов является санаторно-курортное обслуживание работников предприятия. По своей экономической природе эти расходы являются скрытой формой субсидирования неконкурентоспособной сети пансионатов, домов отдыха и санаториев. Беднейшие работники всё равно не в состоянии приобрести путёвку даже со скидкой, и пособие достаётся фактически работникам с достаточно высоким уровнем оплаты труда. [12]

Социальная служба – это система социальных мер, а также реализующих их государственных и негосударственных организационных структур по предоставлению населению социальных услуг и помощи в преодолении сложной жизненной ситуации и побуждению граждан к активной самопомощи в ее преодолении.

Социальное обслуживание понимается как деятельность социальных служб по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации отдельного человека и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

К основным видам социального  обслуживания относятся:

- материальная помощь (денежная и продуктово-товарная);

- социальный патронаж  в стационарных учреждениях, на  дому или в группах дневного пребывания центров социального обслуживания;

- предоставление временного  приюта;

- консультативная помощь по различным направлениям;

- реабилитационные услуги  и т.д. [3]

Все учреждения социального  обслуживания можно подразделить на две группы: общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным относятся  учреждения, открываемые для обслуживания жителей определенной территориально-административной единицы (микрорайона, поселка и т.п.). Они оказывают первичную социальную поддержку всем обратившимся за помощью. Преобладающей моделью общепрофильных социальных служб в настоящее время являются центры социального обслуживания (ЦСО), где имеются отделения социальной помощи на дому, дневного пребывания, срочной социальной помощи. Кроме того, к общепрофильным учреждениям можно отнести территориальные центры социальной помощи семье и детям, дома милосердия, комплексные центры социального обслуживания и др.

К специализированным относятся  учреждения, обслуживающие определенные группы населения (пожилые люди, одинокие, инвалиды, мигранты и т.п.) или оказывающие специфические услуги. К ним относятся:

- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

- центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей;

- социальные приюты  для детей и подростков;

- центры экстренной  социальной помощи по телефону;

- центры (отделения) социальной  помощи на дому;

- дома ночного пребывания;

- специальные дома  для одиноких престарелых;

- стационарные учреждения  социального обслуживания и др.

Общепрофильные и специализированные учреждения и предприятия социального  обслуживания становятся важнейшим  элементом механизма социальной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан в системе социальной защиты населения. Экономика их деятельности направлена на обеспечение экономической эффективности их функционирования

В то же время экономическая  эффективность деятельности социальных служб зависит от организации их деятельности, профессионализма кадров, материального и морального поддержания работающих. [13]

 

2 ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

2.1 Сущность Фонда социальной защиты населения

Социальная защита населения  Республики Беларусь на разных этапах ее развития имела свою специфику. Так, до 1921 г. в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая из бюджета. В начале 1922 г. постановлением Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» в составе Наркомата соцобеспечения БССР было создано Управление социального страхования, переведенное с 7 июня 1922 г. на самоокупаемость. В 1933 г. социальное страхование было переведено в ведение профсоюзов, и тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюза [8].

В 1964 г. было введено социальное обеспечение и некоторые формы  социального страхования членов колхозов, которые с 1930-х гг. были одной из самых незащищенных категорий трудящихся. В 1971 г. организуются независимые от бюджета государственного социального страхования и фонда социального обеспечения централизованные фонды социального страхования и социального обеспечения колхозников.

До 1990 г. в Беларуси социального  страхования в полном его понимании  не существовало. За все годы советской  власти не было принято полномасштабного закона о социальном страховании, принимались  лишь декреты и постановления по отдельным его видам. Средства государственного бюджета на социальные нужды выделялись по остаточному принципу. Правда, сохранялась система уплаты страховых взносов, но это лишь создавало видимость социального страхования. [2]

В течение многих лет  гражданам навязывался постулат о том, что социальное страхование осуществляется за счет государства. Намеренно создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство. Такое мнение сохранилось у многих до сих пор. Видимо, потребуется еще немало времени, чтобы воспитать понимание того, что пенсию не дают, а ее зарабатывают, причем заботиться об этом надо каждому, начиная с ранней молодости.

Провозглашенная в конце 80-х гг. перестройка вызвала коренные изменения в организации и финансировании социального страхования. В Беларуси Советом Министров и Федерацией профсоюзов на основании соответствующих постановлений Совета Министров СССР и ВЦСПС принимаются постановления от 20 декабря 1990 г. № 327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР» и от 20 декабря 1991 г. № 481 «Об организации пенсионного Фонда Республики Беларусь». Этими документами фактически было положено начало внедрению страховых принципов в систему социального обеспечения страны [8].

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь № 2367-ХП от 10.06.1993 г. на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. ФСЗН до 2004 г. был самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной зашиты, а в 2004 г. в соответствии с Законом «О бюджете Республики Беларусь на 2004 г.» стал целевым бюджетным фондом. Его денежные средства не подлежат изъятию по другому назначению. В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», введенный в действие с 1 апреля 1995 г. [1]

Главными задачами Фонда  являются:

- сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;

- финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;

- организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;

- осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;

- проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимся в компетенции Фонда. [10]

В целях выполнения поставленных перед Фондом задач, он наделен следующими функциями:

а) осуществляет сбор, аккумулирование средств государственного социального страхования и управление ими;

б) осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий и иных выплат по государственному социальному страхованию;

в) обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения республики;

г) готовит предложения о тарифах страховых взносов и вносит их через Министерство труда и социальной защиты на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь для дальнейшего представления в Национальное собрание Республики Беларусь;

д) осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств;

е) руководит работой городских, районных и районных в городах отделов и оказывает им необходимую методическую помощь;

ж) осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов, согласно действующему законодательству принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

з) сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования. [1]

2.2 Порядок формирования  средств                                                           Фонда социальной защиты населения

В ФСЗН сконцентрированы вопросы финансирования расходов на пенсии, пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в связи с рождением ребенка, в связи с уходом за детьми, на погребение), санаторно-курортное лечение и оздоровление. [2]

Средства Фонда образуются за счет:

- обязательных страховых взносов работодателей, работающих граждан, Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» за лиц, получающих ежемесячные страховые выплаты и пособия по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

- обязательных страховых взносов физических лиц, уплачиваемых ими самостоятельно;

- обязательных страховых взносов, уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

Информация о работе Финансовый механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь