Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:28, курсовая работа
Государственный бюджет — 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств, 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
Для начала следует рассмотреть историю государственного бюджета. Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы………………………………………………………….6
1.1 Сущность и содержание бюджетного процесса…………………………….6
1.2 Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия………………….7
1.3 Основы направления бюджетного процесса РФ, согласно концепции. «Концепция 2004 – 2006 реформирования бюджетного процесса»………….18
2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года ……………………………………………….…….28
3. Государственный бюджет на 2013-2015 г.г.………………………….……..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Судя по параметрам бюджета, основной целью введения жестких правил было сведение бюджетного дефицита к минимуму.
Год |
Объем ВВП, млрд руб. |
Доходы, млрд руб. |
Расходы, млрд руб. |
Дефицит, млрд руб. |
Дефицит, % к ВВП |
Верхний предел внешнего госдолга, млрд $ |
Верхний предел внутреннего госдолга, млрд руб. |
2013 |
66515 |
12866 |
13387 |
521,4 |
0,8 |
66,2 |
6601 |
2014 |
73933 |
14063 |
14207 |
143,6 |
0,19 |
75,8 |
7590 |
2015 |
82937 |
15615 |
15626 |
10,8 |
0,01 |
83,8 |
8314 |
Большая часть доходной части будет сформирована за счет поступлений от налога на добавленную стоимость и поступлений по таможенным пошлинам. Перечисления в Резервный фонд будут увеличиваться ежегодно. Если в 2013 г. перечислить планируется 373 млрд руб., то уже в 2014 г. показатель составит 596 млрд руб., а в 2015 г. достигнет 818 млрд руб. МЭР считает, что нормативной величины в 7% ВВП Резервный фонд достигнет к 2017 г., то есть сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет.
Статья расходов |
Расходы-2013, млрд руб. |
Расходы-2014, млрд руб. |
Расходы-2015, млрд руб. |
Социальная политика |
3 963,2 |
4 116,8 |
4 563,4 |
Национальная оборона |
2 141,2 |
2 501,4 |
3 078 |
Национальная безопасность |
2 029,8 |
2 110,5 |
2 129,2 |
Национальная экономика |
1 740,8 |
1 751,8 |
1 767,2 |
Общегосударственные вопросы |
914,7 |
880,9 |
907,8 |
Обслуживание долга |
425,3 |
476 |
508 |
Образование |
627,1 |
569,3 |
591,9 |
Здравоохранение |
506,5 |
457,4 |
373,1 |
Межбюджетные трансферты |
634,1 |
624,3 |
598,8 |
ЖКХ |
157,6 |
145,1 |
118 |
Культура, кинематография |
97,4 |
95,6 |
99,3 |
СМИ |
72,5 |
65,6 |
50,9 |
Физкультура и спорт |
52,3 |
30,9 |
33 |
Охрана окружающей среды |
24,9 |
26,2 |
26,4 |
Хотя сильное сокращение расходов и увеличивает риски замедления экономического роста, но перед правительством стояла другая задача, а именно: минимальный бюджетный дефицит без роста налогов. Несмотря на то что проект бюджета критикуют в том числе за низкие расходы на образование, следует иметь в виду слова премьер-министра РФ Дмитрий Медведева о том, что до 2015 г. расходы консолидированного бюджета на образование в России составят 8 трлн руб., что сопоставимо с расходами на оборону. Вероятно, цифра 8 трлн руб. предполагает финансирование различных программ по образованию, которые относятся к социальной политике. Таким образом, объем расходов, направленных на образование, предполагается достаточно высокий, особенно если учитывать достаточно жесткий контроль над расходами в связи с новыми правилами расчета бюджета.
Сокращенные расходы, которые должны были пойти на финансирование энергетической и транспортной инфраструктуры, будут компенсированы только через 4-5 лет, но такие жесткие параметры бюджета сейчас необходимы с учетом всех макроэкономических рисков, такой бюджет позволит российской экономике чувствовать себя достаточно стабильно даже в случае сильного снижения цен на нефть благодаря уже накопленной "подушке безопасности". Под сильным снижением подразумевается падение ниже $80 за баррель.
Заключение
В своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической категории. При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической категории, изложить его основные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества; изучила государственный бюджет 2010-2012 г.г. и прогнозы на 2014 и 2015 гг..
В результате написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:
1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной системы является одним из наиболее важных инструментов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование.
2. Государственный
бюджет является экономической
категорией и выражает
3. Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе
финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
4. Роль государственного
бюджета в социально-
- государственный
бюджет является инструментом
воздействия на развитие
- государственный бюджет играет важную роль в решении социальных
проблем.
- государственный бюджет
играет важную роль в
- бюджета ежегодно
мобилизует и концентрирует
фонде.
- государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.
5. Проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период до 2015 года Государственная дума РФ приняла в третьем чтении. Доходы бюджета 2013 г. определены в размере 12,8 трлн. рублей, расходы – 13,4 трлн. Дефицит составит 0,8% ВВП или 0,52 трлн. рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть $91 за баррель. Уровень инфляции – 6,45%, среднегодовой валютный курс - 31,8 рубля за доллар, темпы роста ВВП -1,3%.
Список использованной литературы
1. Пшенникова, Е.И. Бюджет и бюджетный
процесс в Российской Федерации: учебное
пособие/ Пшенникова Е.И. – СПб.: Изд-во
С-Пб ун-та, 2002. – 188с.
2. Парыгина, В.А. Бюджетное право и процесс:
учебник/ В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – М.:
Эксмо, 2005. – 384с.
3. Бюджетная система Российской Федерации:
учебник / Под ред. О.В. Врублевской, М.В.
Романовского.- 3-е изд., испр. и перер. –
М.: Юрант-Издат, 2004. – 838с.
4. Бюджетная система России: Учебник/ Под
ред. Г.Б. Поляка.-2-е изд., перераб. и доп.-
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-703с.
5. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика
в Российской Федерации: учеб. пособие/
Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – М.:КНОРУС,
2005. – 208с.
6. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской
Федерации: учебник/П.И. Вахрин, А.С. Нешитой.-
3-е изд., испр. и перер. – М.: Дашков и Ко, 2005.- 340с.
7.
Александров И.М. Бюджетная система РФ:
Учебник. – 2-е изд. – М.:Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 486 с.
8. Акперов, И.Г. Казначейская система исполнения
бюджета в Российской Федерации: учеб.
пособие / И.Г. Акперов, И.А. Коноплева, С.П.
Головач. – М.: Финансы и статистика, 2004.
– 352с.
9. Бюджетная классификация Российской
Федерации для составления бюджетов всех
уровней начиная с бюджетов на 2005 год:
Указания о порядке применения Бюджетной
Классификации РФ. – М.: КНОРУС, 2005. -160с.
10. Конституция Российской Федерации
11. Бюджетный кодекс Российской Федерации
12. Налоговый кодекс Российской Федерации
13. Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации». – М.: Книга Сервис,
2004. – 80с.
14. Концепция реформирования бюджетного
процесса в Российской Федерации в 2004-2006
годах, одобренная Постановлением Правительства
РФ от 22 мая 2004 г. № 249 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов»
15. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N
216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год
и на плановый период 2014 и 2015 годов"