Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:28, курсовая работа

Краткое описание

Государственный бюджет — 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств, 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
Для начала следует рассмотреть историю государственного бюджета. Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы………………………………………………………….6
1.1 Сущность и содержание бюджетного процесса…………………………….6
1.2 Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия………………….7
1.3 Основы направления бюджетного процесса РФ, согласно концепции. «Концепция 2004 – 2006 реформирования бюджетного процесса»………….18
2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года ……………………………………………….…….28
3. Государственный бюджет на 2013-2015 г.г.………………………….……..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

В ближайшей перспективе разделение бюджета действующих и принимаемых обязательств трудно реализуемо, поскольку отсутствует прозрачная методология определения и корректировки (пересчета) объема действующих обязательств при том, что даже по общим оценкам он существенно превышает прогнозируемые ресурсы бюджетов всех уровней, требуя принятия ежегодно мер по оптимизации и реструктуризации финансируемых расходов. В то же время на аналитическом уровне такое разделение частично уже осуществляется и требует лишь более четкого отражения в обоснованиях среднесрочного финансового плана и бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года

Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 года и проведем их структурный анализ (Таблица 1).

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

Виды доходов

2010 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2010 г., %

2011 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2011 г., %

2012 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2012 г., %

Средний удельный вес, %

Доходы от внешнеэконо-мической деятельности

3227,7

38,9

4664,7

41,0

4962,7

38,6

39,5

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1442,6

17,4

2046,9

18,0

2442,8

19,0

18,1

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1408,3

17,0

1985,0

17,5

2228,0

17,3

17,3

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1199,6

14,4

1543,8

13,6

1713,0

13,3

13,8

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,8

5,2

380,1

3,3

543,3

4,2

4,2

Прочее

599,3

7,2

745,5

6,6

963,8

7,5

7,1

Всего доходов

8305,4

100,1

11366,0

100,0

12853,7

99,9

100


 

По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.

Для проведения статистического анализа динамики доходов государственного бюджета, необходимо рассчитать темп роста, темп прироста и удельный вес роста (Таблица 2).

Таблица 2. Анализ динамики и влияния изменения величины доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение.

Виды доходов

2010 г., млрд. руб.

2012 г., млрд. руб.

Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

Темп прироста 2010-2012 г.г., %

Удельный вес роста, %

Доходы от внешнеэкономической деятельности

3227,7

4962,7

1735,0

53,8

38,1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

1442,6

2442,8

1000,2

69,3

22,0

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1408,3

2228,0

819,7

58,2

18,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

1199,6

1713,0

513,4

42,8

11,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,8

543,3

115,5

27,0

2,5

Прочее

599,3

963,8

364,5

60,8

8,0

Всего доходов

8305,4

12853,7

4548,3

54,8

99,9


По данным таблицы 2 видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.

На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).

Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.

Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 3) и отобразим их структуру на диаграмме (рис. 2).

 

 

Таблица 3 – Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.

Виды расходов

2010 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2010 г., %

2011 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2011 г., %

2012 г., млрд. руб.

Уд.вес, 2012 г., %

Средний уд.вес, %

Общегосударст-венные вопросы

887,92

8,8

787,76

7,2

805,99

6,3

7,4

Национальная оборона

1276,46

12,6

1515,96

13,9

1812,33

14,1

13,5

Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность

1085,37

10,7

1259,82

11,5

1842,97

14,3

12,2

Национальная экономика

1222,69

12,1

1790,16

16,4

1968,49

15,3

14,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,90

2,3

279,80

2,6

228,46

1,8

2,2

Охрана окружающей среды

13,47

0,1

17,56

0,2

22,49

0,2

0,2

Образование

442,81

4,3

553,37

5,1

603,84

4,7

4,7

Социальная политика

2344,94

23,2

3128,53

28,6

3859,75

30,0

27,3

Прочие расходы

2608,89

25,8

1602,66

14,7

1746,43

13,5

18,0

Всего расходов

10117,45

99,9

10935,62

100,2

12890,75

100,2

100,1


 

По данным таблицы 3 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.

По данным видно, что государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.

ценим динамику и влияние изменения каждого расхода на их общее изменение (Таблица 4).

Таблица 4 – Анализ динамики и влияния изменения величины расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение

Виды расходов

2010 г., млрд. руб.

2012 г., млрд. руб.

Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб.

Темп прироста 2010-2012 г.г., %

Удельный вес роста, %

Общегосударственные вопросы

887,92

805,99

-81,93

-9,2

-3,0

Национальная оборона

1276,46

1812,33

535,87

42,0

19,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1085,37

1842,97

757,6

69,8

27,3

Национальная экономика

1222,69

1968,49

745,8

61,0

26,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,90

228,46

-6,44

-2,6

-0,2

Охрана окружающей среды

13,47

22,49

9,02

67,0

0,3

Образование

442,81

603,84

161,03

36,4

5,8

Социальная политика

2344,94

3859,75

1514,81

64,6

54,6

Прочие расходы

2608,89

1746,43

-862,46

-33,1

-31,1

Всего расходов

10117,45

12890,75

2773,3

27,4

99,9


 

По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб. Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%. Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.

Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 81,93 млрд. руб. (9,2%), расходы на ЖКХ – на 6,44 млрд. руб. (2,6%).

На увеличение общей суммы расходов на 2773,3 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.

В 2010 году наблюдается превышение расходов над доходами на 1812,05 млрд. руб., или дефицит государственного бюджета РФ. В 2011 году – небольшой профицит, равный 440,38 млрд. руб., а в 2012г. федеральный бюджет почти достиг идеального состояния сбалансированности: профицит составил 37,05 млрд. руб.

Можно сделать вывод, что правительство старается исправлять допущенные ошибки в планировании бюджета и приводить его к сбалансированному состоянию. А также оно значительно увеличило государственные расходы на социальную политику, что несомненно благоприятно сказывается на общественном благосостоянии и развитии самого государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственный бюджет на 2013-2015 г.г.

Проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период до 2015 года Государственная дума РФ приняла в третьем чтении. Доходы бюджета 2013 г. определены в размере 12,8 трлн. рублей, расходы – 13,4 трлн. Дефицит составит 0,8% ВВП или 0,52 трлн. рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть $91 за баррель. Уровень инфляции – 6,45%, среднегодовой валютный курс - 31,8 рубля за доллар, темпы роста ВВП -1,3%.

Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.

Информация о работе Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года