Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:28, курсовая работа
Государственный бюджет — 1) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений и каналов расходования средств, 2) финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год.
Для начала следует рассмотреть историю государственного бюджета. Прообраз государственного бюджета появился одновременно с возникновением первых государств.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Теоретические основы………………………………………………………….6
1.1 Сущность и содержание бюджетного процесса…………………………….6
1.2 Участники бюджетного процесса в РФ и их полномочия………………….7
1.3 Основы направления бюджетного процесса РФ, согласно концепции. «Концепция 2004 – 2006 реформирования бюджетного процесса»………….18
2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года ……………………………………………….…….28
3. Государственный бюджет на 2013-2015 г.г.………………………….……..33
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
В ближайшей перспективе разделение бюджета действующих и принимаемых обязательств трудно реализуемо, поскольку отсутствует прозрачная методология определения и корректировки (пересчета) объема действующих обязательств при том, что даже по общим оценкам он существенно превышает прогнозируемые ресурсы бюджетов всех уровней, требуя принятия ежегодно мер по оптимизации и реструктуризации финансируемых расходов. В то же время на аналитическом уровне такое разделение частично уже осуществляется и требует лишь более четкого отражения в обоснованиях среднесрочного финансового плана и бюджета.
2. Анализ динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета за 2010-2012 года
Рассмотрим структуру доходов государственного бюджета Российской Федерации за 2010-2012 года и проведем их структурный анализ (Таблица 1).
Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.
Виды доходов |
2010 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2010 г., % |
2011 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2011 г., % |
2012 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2012 г., % |
Средний удельный вес, % |
Доходы от внешнеэконо-мической деятельности |
3227,7 |
38,9 |
4664,7 |
41,0 |
4962,7 |
38,6 |
39,5 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1442,6 |
17,4 |
2046,9 |
18,0 |
2442,8 |
19,0 |
18,1 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1408,3 |
17,0 |
1985,0 |
17,5 |
2228,0 |
17,3 |
17,3 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1199,6 |
14,4 |
1543,8 |
13,6 |
1713,0 |
13,3 |
13,8 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
427,8 |
5,2 |
380,1 |
3,3 |
543,3 |
4,2 |
4,2 |
Прочее |
599,3 |
7,2 |
745,5 |
6,6 |
963,8 |
7,5 |
7,1 |
Всего доходов |
8305,4 |
100,1 |
11366,0 |
100,0 |
12853,7 |
99,9 |
100 |
По данным таблицы 1 видно, что все доходы в рассматриваемый период возросли. Самые большие доходы поступают в бюджет за счет внешнеэкономической деятельности, они составляют в среднем 39,5% всех поступлений в бюджет (4962,7 млрд. руб.), что значительно больше доли других статей доходов. Однако стоит заметить, что большое количество поступлений в бюджет осуществляется за счет всех налогов. Их общая сумма на 2012 год составила 6383,8 млрд. руб., что составляет 49,6% от общей суммы всех доходов федерального бюджета России.
Для проведения статистического анализа динамики доходов государственного бюджета, необходимо рассчитать темп роста, темп прироста и удельный вес роста (Таблица 2).
Таблица 2. Анализ динамики и влияния изменения величины доходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение.
Виды доходов |
2010 г., млрд. руб. |
2012 г., млрд. руб. |
Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб. |
Темп прироста 2010-2012 г.г., % |
Удельный вес роста, % |
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
3227,7 |
4962,7 |
1735,0 |
53,8 |
38,1 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
1442,6 |
2442,8 |
1000,2 |
69,3 |
22,0 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1408,3 |
2228,0 |
819,7 |
58,2 |
18,0 |
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ |
1199,6 |
1713,0 |
513,4 |
42,8 |
11,3 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
427,8 |
543,3 |
115,5 |
27,0 |
2,5 |
Прочее |
599,3 |
963,8 |
364,5 |
60,8 |
8,0 |
Всего доходов |
8305,4 |
12853,7 |
4548,3 |
54,8 |
99,9 |
По данным таблицы 2 видно, что в рассматриваемый период все доходы в 2012 году значительно увеличились по сравнению с 2010. Причинами этого являются инфляция и стремление государства привести государственный бюджет из состояния дефицита 2010 года к почти сбалансированному бюджету 2012 года.
На основании данных расчетов можно сделать вывод, что на увеличение суммы поступлений в государственный бюджет за два года на 4548,3 млрд. руб. большее влияние оказали доходы от внешнеэкономической деятельности (их удельный вес в увеличении суммы доходов 38,1%).А доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности наоборот оказали самое малое влияние на увеличение общей суммы доходов (их удельный вес в изменении 2,5%).
Таким образом, можно сделать вывод, что государство старается активно развивать внешнеэкономические отношения, чему свидетельствует значительное увеличение данных доходов за два года на 53,8%.
Рассмотрим расходы государственного бюджета за этот же период, проведем их структурный анализ (Таблица 3) и отобразим их структуру на диаграмме (рис. 2).
Таблица 3 – Структура расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г.
Виды расходов |
2010 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2010 г., % |
2011 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2011 г., % |
2012 г., млрд. руб. |
Уд.вес, 2012 г., % |
Средний уд.вес, % |
Общегосударст-венные вопросы |
887,92 |
8,8 |
787,76 |
7,2 |
805,99 |
6,3 |
7,4 |
Национальная оборона |
1276,46 |
12,6 |
1515,96 |
13,9 |
1812,33 |
14,1 |
13,5 |
Национальная безопасность и правоохранитель-ная деятельность |
1085,37 |
10,7 |
1259,82 |
11,5 |
1842,97 |
14,3 |
12,2 |
Национальная экономика |
1222,69 |
12,1 |
1790,16 |
16,4 |
1968,49 |
15,3 |
14,6 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,90 |
2,3 |
279,80 |
2,6 |
228,46 |
1,8 |
2,2 |
Охрана окружающей среды |
13,47 |
0,1 |
17,56 |
0,2 |
22,49 |
0,2 |
0,2 |
Образование |
442,81 |
4,3 |
553,37 |
5,1 |
603,84 |
4,7 |
4,7 |
Социальная политика |
2344,94 |
23,2 |
3128,53 |
28,6 |
3859,75 |
30,0 |
27,3 |
Прочие расходы |
2608,89 |
25,8 |
1602,66 |
14,7 |
1746,43 |
13,5 |
18,0 |
Всего расходов |
10117,45 |
99,9 |
10935,62 |
100,2 |
12890,75 |
100,2 |
100,1 |
По данным таблицы 3 видно, что многие расходы за рассматриваемый период выросли: так расходы на национальную оборону выросли с 1276,46 млрд. руб. до 1812,33 млрд. руб., национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 1085,37млрд. руб. до 1842,97 млрд. руб., национальную экономику – с 1222,69 млрд. руб. до 1968,49 млрд. руб., охрану окружающей среды – с 13.47 млрд. руб. до 22,49 млрд. руб., образование – с 442,81 млрд. руб. до 603,84 млрд. руб. и социальную политику – с 2344,94 млрд. руб. до 3859,75 млрд. руб. Этому явлению нельзя дать однозначную оценку. С одной стороны, можно утверждать, что это действует положительно, т.к. расходы увеличиваются на общественно важные вопросы, на благо обществу. С другой стороны, данный рост расходов требует уменьшение их в других направлениях или же рост доходов, а, следовательно, и налогов, взимаемых с населения.
По данным видно, что государство осуществляет самые большие расходы на социальную политику, что составляет 27,3% всех расходов. За два года доля данных расходов в федеральном бюджете РФ выросла от 23% до 30%. Этому можно дать только положительную оценку, ведь государственный бюджет обеспечивает функционирование государства, а значит и всего общества.
ценим динамику и влияние изменения каждого расхода на их общее изменение (Таблица 4).
Таблица 4 – Анализ динамики и влияния изменения величины расходов федерального бюджета РФ за 2010-2012 г.г. на их общее изменение
Виды расходов |
2010 г., млрд. руб. |
2012 г., млрд. руб. |
Темп роста 2010-2012 г.г., млрд. руб. |
Темп прироста 2010-2012 г.г., % |
Удельный вес роста, % |
Общегосударственные вопросы |
887,92 |
805,99 |
-81,93 |
-9,2 |
-3,0 |
Национальная оборона |
1276,46 |
1812,33 |
535,87 |
42,0 |
19,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1085,37 |
1842,97 |
757,6 |
69,8 |
27,3 |
Национальная экономика |
1222,69 |
1968,49 |
745,8 |
61,0 |
26,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
234,90 |
228,46 |
-6,44 |
-2,6 |
-0,2 |
Охрана окружающей среды |
13,47 |
22,49 |
9,02 |
67,0 |
0,3 |
Образование |
442,81 |
603,84 |
161,03 |
36,4 |
5,8 |
Социальная политика |
2344,94 |
3859,75 |
1514,81 |
64,6 |
54,6 |
Прочие расходы |
2608,89 |
1746,43 |
-862,46 |
-33,1 |
-31,1 |
Всего расходов |
10117,45 |
12890,75 |
2773,3 |
27,4 |
99,9 |
По данным расчетам таблицы 4 видно, что с 2010 по 2012 года больше изменились расходы на социальную политику: они выросли на 1514,81 млрд. руб. Но в процентном же соотношении наибольшее изменение имели расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность: они увеличились на 69,8%. Другими словами, государство считает это направление расходов наиболее значимым, так как оно увеличило их больше, чем наполовину.
Стоит отметить, что не все расходы возросли. Так расходы на общегосударственный вопросы уменьшились с 2010 года по 2012 год на 81,93 млрд. руб. (9,2%), расходы на ЖКХ – на 6,44 млрд. руб. (2,6%).
На увеличение общей суммы расходов на 2773,3 млрд. руб. наибольшее влияние оказали расходы на социальную политику (54,6%). Самое незначительно влияние на увеличение расходов федерального бюджета оказали расходы на охрану окружающей среды (0,3%). В то же время, прочие расходы значительно уменьшили изменение общей суммы расходов. Их удельный вес в данном изменении составляет -31,1%.
В 2010 году наблюдается превышение расходов над доходами на 1812,05 млрд. руб., или дефицит государственного бюджета РФ. В 2011 году – небольшой профицит, равный 440,38 млрд. руб., а в 2012г. федеральный бюджет почти достиг идеального состояния сбалансированности: профицит составил 37,05 млрд. руб.
Можно сделать вывод, что правительство старается исправлять допущенные ошибки в планировании бюджета и приводить его к сбалансированному состоянию. А также оно значительно увеличило государственные расходы на социальную политику, что несомненно благоприятно сказывается на общественном благосостоянии и развитии самого государства
3. Государственный бюджет на 2013-2015 г.г.
Проект федерального бюджета на 2013 год и плановый период до 2015 года Государственная дума РФ приняла в третьем чтении. Доходы бюджета 2013 г. определены в размере 12,8 трлн. рублей, расходы – 13,4 трлн. Дефицит составит 0,8% ВВП или 0,52 трлн. рублей. Бюджет рассчитан исходя из прогноза среднегодовой цены на нефть $91 за баррель. Уровень инфляции – 6,45%, среднегодовой валютный курс - 31,8 рубля за доллар, темпы роста ВВП -1,3%.
Сам по себе законопроект "О федеральном бюджете на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов" является знаковым для российской экономики, так как бюджет был сверстан с применением бюджетного правила. Правило учитывает десятилетний период формирования цены на нефть, но с 2013 г. учитывается средняя цена на нефть за последние 5 лет, а затем период формирования средней цены ежегодно будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, бюджетное правило предполагает расчет бюджета на 2013 г. исходя из цены на нефть в $91 за баррель, в 2014 г. - в $92 за баррель, а в 2015 г. - в $93 за баррель. Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую, то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, будут направляться в Резервный фонд до того момента, как его объем составит 7% ВВП, хотя сейчас и ведутся споры о возможном сокращении предельного объема Резервного фонда.