Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ дефицита бюджета Чувашской Республики.
Цели осуществляется путем решения следующих задач:
раскрытие понятия бюджетного дефицита и выявление причины его возникновения;
рассмотрение видов бюджетного дефицита;
изучение концепций регулирования бюджетного дефицита

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы бюджетного дефицита………………………...…5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……….6
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...………..12
2. Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики……………………………………………………………………..……15
2.1 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики ,формирование доходов………………………………………………………………………………18
2.2 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики, формирование расходов……………………………………………………………………………..24
3. Пути сокращения бюджетного дефицита Чувашской Республики и мировой опыт преодоления дефицита бюджета………...………………………..27
Заключение………………………………………………...…………………34
Список литературы…………………………………………......……………37

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Теоретические основы бюджетного  дефицита………………………...…5

1.1 Понятие бюджетного дефицита  и причины его возникновения……….6

1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...………..12

2. Анализ состояния регулирования  бюджета  Чувашской Республики……………………………………………………………………..……15

2.1 Структура и анализ бюджета  Чувашской Республики ,формирование  доходов………………………………………………………………………………18

2.2 Структура и анализ бюджета  Чувашской Республики, формирование расходов……………………………………………………………………………..24

3. Пути сокращения бюджетного  дефицита Чувашской Республики  и мировой опыт преодоления  дефицита бюджета………...………………………..27

Заключение………………………………………………...…………………34

Список литературы…………………………………………......……………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На нынешнем этапе  экономических реформ в России все  более актуальными становятся проблемы регионального развития. Ключевым вопросом экономической и бюджетной реформы является укрепление бюджетов всех уровней власти, во многом определяющих судьбу российского государства.

Через финансы регионов государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды.

Степень разработанности  проблемы. Проблемы бюджетного дефицита всегда находились в центре внимания как российской, так и зарубежной финансовой науки. В рамках классической школы политэкономии проблемы финансов исследованы в работах А. Смита, У. Петти, Ж.Б. Сея, Д. Рикардо, Дж.С. Милля. Существенный вклад в разработку проблем дефицита бюджета внес также Дж.М. Кейнс, идеи которого об активном использовании бюджета для регулирования экономики получили развитие в работах Р. Харрода, Э. Хансена, Дж. Хикса, Н. Калдора, Ф. Перру. Проблемы дефицита детально изучены также и в рамках неоклассических теорий, рассматривающих снижение налогов, ликвидацию бюджетного дефицита и приватизацию как инструменты стимулирования экономического роста. Известными представителями неоклассического направления являются Дж. Мид, М. Фридман, А. Лаффер, Р. Солоу. Представители постинституционализма (Р. Коуз, Д. Норд, К. Эрроу, Дж. Бьюкенен) особое внимание уделяют проблемам влияния бюджетного дефицита на общественное благосостояние, соотношения последнего с благосостоянием отдельных граждан, выбора приоритетных направлений расходования государственных средств, формирования институциональных основ бюджетной системы государства.

Проблемы дефицита бюджета  являются объектом исследования многих российских ученых. Среди них можно отметить Л. Абалкина, Е. Балацкого, О. Вьюгина, С. Глазьева, Е. Гурвича, Л. Дробозину, В. Ивантера, Д. Львова, С. Лушина, В. May, И. Осадчую, В. Панскова, В. Сенчагова, В. Тамбовцева, Е. Ясина.

Объектом исследования является бюджетный дефицит.

Предмет исследования составляет процесс возникновения бюджетного дефицита региона.

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ дефицита бюджета Чувашской  Республики.

Цели осуществляется путем решения следующих задач:

раскрытие понятия бюджетного дефицита и выявление причины его возникновения;

рассмотрение видов  бюджетного дефицита;

изучение концепций  регулирования бюджетного дефицита;

проанализировать финансирование дефицита бюджета;

анализ формирования доходов бюджета Чувашской Республики;

анализ формирования расходов бюджета Чувашской Республики ;

изучение развития бюджетного дефицита региона и бюджетной  политики Чувашии;

выявление путей сокращения бюджетного дефицита и сбалансирования  бюджета Чувашии.

 

1. Теоретические  основы бюджетного дефицита

 

1.1 Понятие  бюджетного дефицита и причины  его возникновения

 

Центральное место в  финансовой системе любого государства  занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и  расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда - за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.Интересно, что в начале 90-х годов

положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3% ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета  достигал в Кувейте в начале 80-х  годов и составлял более 60% ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8% ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется "балансом дохода".

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает  доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост "теневого" сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост "теневого" сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь "теневая" экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени". На 2003 год в "тени" производилось до 40% ВВП.

Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода. Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае он - явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны. Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ. Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 - 3%.

Таким образом, сам по себе дефицит бюджета не может  быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Все зависит  от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т.е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания "финансовых дыр", субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

Следует отметить, что  бездефицитность бюджета еще  не означает "здоровье" экономики. Надо четко представлять себе, какие  процессы протекают внутри самой  финансовой системы, какие изменения  воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.

 Виды бюджетного  дефицита

Существуют следующие  виды бюджетного дефицита:

Циклический дефицит  бюджета - результат действия встроенных стабилизаторов.

Структурный дефицит  бюджета - разность между расходами  и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Операционный дефицит  бюджета - общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.

Первичный дефицит бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

Квазифискальный дефицит бюджета - скрытый дефицит госбюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит бюджета региона является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных  систем прогрессивного налогообложения  и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности  стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

На основании данных о циклических бюджетных дефицитах  нельзя оценивать эффективность  мер фискальной политики, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресурсов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики.

Структурный дефицит бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане.

В переходных экономиках проблема дефицита еще более усложняется  в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование  его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году.

Информация о работе Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики