Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ дефицита бюджета Чувашской Республики.
Цели осуществляется путем решения следующих задач:
раскрытие понятия бюджетного дефицита и выявление причины его возникновения;
рассмотрение видов бюджетного дефицита;
изучение концепций регулирования бюджетного дефицита

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы бюджетного дефицита………………………...…5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……….6
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...………..12
2. Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики……………………………………………………………………..……15
2.1 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики ,формирование доходов………………………………………………………………………………18
2.2 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики, формирование расходов……………………………………………………………………………..24
3. Пути сокращения бюджетного дефицита Чувашской Республики и мировой опыт преодоления дефицита бюджета………...………………………..27
Заключение………………………………………………...…………………34
Список литературы…………………………………………......……………37

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

Операционный дефицит бюджета - общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней  и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Нередко объявленный  в отчетах бюджетный дефицит  завышается на основе преувеличения  объема государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. При высоких темпах инфляции, когда различие в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительно, это завышение государственных расходов может оказаться достаточно существенным.

Возможны ситуации, когда  номинальный официальный дефицит  бюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности фискальной политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом и величиной государственного долга на начало года, умноженной на темп инфляции.

Первичный дефицит бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени. Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие: финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности; накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т. н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка; отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.

 

1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита

 

Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До “Великой депрессии" 30-х годов ежегодно балансируемый бюджет общепризнано считался желанной целью государственных финансов и финансовой политики. Однако при более тщательном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.

Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Например, допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают. Налоговые поступления в бюджет автоматически сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием всех этих мероприятий будет еще большее сокращение совокупного спроса.

Рассмотрим пример, как стремление ежегодно сбалансировать бюджет может стимулировать инфляцию. В условиях инфляции, при повышении денежных доходов автоматически увеличиваются налоговые поступления. Для предотвращения предстоящего превышения доходов над расходами правительство должно принять следующие меры: либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Ясно, что следствием этих мер будет усиление инфляционного давления в экономике.

Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным. Несмотря на эту и другие проблемы, во многих странах существует значительная поддержка идеи принятия конституционной поправки, предусматривающей ежегодное балансирование бюджета.

Вторая концепция базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. В этом случае, однако, бюджет не должен балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

Попробуем обосновать это. Для того чтобы противостоять  спаду, правительство должно снизить  налоги и увеличить правительственные расходы, тем самым сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие государственного долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Но в данной концепции  бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появление большого дефицита в период спада в этом случае не покроется небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический дефицит бюджета.

Третья концепция связана  с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой идеей вопрос о сбалансированности бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета.

Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Вторая и третья концепции лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит и опирающейся на потенциал денежного хозяйства страны. Такая политика предполагает:

наличие четкой программы  финансовых мероприятий в рамках денежного потенциала страны;

контроль за развитием  бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия;

выделение бюджетных  средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.

Овладение этой политикой  позволяет обществу находить оптимальную  величину бюджетного дефицита. Так, в  конце 80-х годов бюджетный дефицит  во Франции составлял 9,6% от ВНП, в  США - 11,6, в ФРГ - 14, в Японии - 15,6, в  Бельгии - 25,1, в Италии - 25,2, в Греции-31,2%. [3, с.78] Однако при всей привлекательности политики бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям даже для “богатых” в экономическом отношении стран.

 

 

 

 

 

 

2. Анализ бюджетного  дефицита Чувашской Республики

 

2.1 Структура  и анализ бюджета Чувашской Республики, формирование доходов

 

Для осуществления своих  функций региону требуются соответствующие  финансовые ресурсы, поэтому в его  собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. Распоряжаются ими соответствующие органы региональной власти.

В соответствии со ст.39 Бюджетного Кодекса РФ доходы бюджета региона  формируются в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Согласно ст.41 БК к  доходам бюджета Чувашии относятся (см. табл.1):

налоговые доходы (федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним);

неналоговые доходы (доходы от использования государственного и муниципального имущества, его  продажи, доходы от платных услуг, средства, полученные в результате мер гражданско-правовой, административной, уголовной ответственности, средства самообложения граждан);

безвозмездные поступления (дотации их других бюджетов, субсидии из других бюджетов, субвенции из федерального, регионального бюджета, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления  от физических и юридических лиц).

 

Табл.1.

Доходы бюджета

 

Налоговые доходы

Неналоговые доходы

Безвозмездные поступления

Доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах федеральных налогов  и сборов

1. Доходы от использования государственного  и муниципального имущества;

2. Доходы от продажи государственного  и муниципального имущества;

3. Доходы от платных услуг,  оказываемых бюджетными учреждениями;

4. Средства самообложения граждан;

5. Иные неналоговые доходы.

1. Дотации из других бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации;

2. Субсидии из федерального бюджета;

3. Безвозмездные поступления от  физических и юридических лиц.


 

По данным Министерства финансов Чувашии Республиканский 

Утвержден республиканский  бюджет на 2013 год.

Прогнозируемый общий  объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2013 год утвержден в сумме 29928177,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - 10413410,1 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета утвержден в сумме 30936370,0 тыс. рублей.

Прогнозируемый дефицит  республиканского бюджета Чувашской  Республики составляет 1008192,4 тыс. рублей.

На социально-культурную сферу (образование, здравоохранение, культуру и средства массовой информации, физическую культуру и спорт, социальную политику) предусмотрено в 2013 году 68,3% от общего объема расходов бюджета, в 2014 году - 69,3%, в 2015 году - 71,1%.

В рамках укрепления системы  социальной защиты материнства и  детства предусмотрены средства на государственную поддержку семей, имеющих детей, в виде республиканского материнского (семейного) капитала на 2013 год в сумме 40,0 млн. рублей, на 2014-2015 годы - 40 млн. рублей и 160,0 млн. рублей соответственно, на ежемесячные денежные выплаты семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей: на 2013 год - 23,9 млн. рублей, на 2014-2015 годы - 73,0 млн. рублей и 129,6 млн. рублей соответственно.

 

 

2.2 Структура и анализ  бюджета Чувашской Республики, формирование расходов

 

Формирование расходов бюджета региона Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходы бюджета являются наиболее значимой составной частью его функционирования. Они осуществляются в соответствии со следующими основными принципами:

Принцип федерализма. Основу этого принципа составляет законодательное разграничение полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ, так как именно разграничение компетенции определяет объем по финансированию тех или иных расходов со стороны соответствующего бюджета.

Принцип приоритетности государственных  и региональных публичных расходов. Он является одним из основных критериев  в разграничении публичных и  частных финансов. Финансирование государственной  деятельности зависит от сферы охватываемых публичных расходов, которые являются первостепенными и необходимы для общества в целом. Приоритетность тех или иных потребностей государство устанавливает исходя из экономической политики и имеющихся бюджетных ресурсов. Определяя приоритетность бюджетных расходов, государство регламентирует в законодательном порядке процесс их удовлетворения.

Принцип целевого направления средств. Бюджетные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования, предусмотренными в финансовых планах.

Принцип безвозвратности (как правило) расходования государственных и  региональных бюджетных ресурсов. Это  означает, что средства, использованные на финансирование региональных потребностей, не подлежат возмещению. Однако безвозвратность  ресурсов не означает бесцельное и бесконтрольное их использование, поэтому данный принцип должен органически входить в систему целей и задач финансовой деятельности государства. Исключением можно считать включение в состав капитальных расходов бюджетов средств, предоставляемых в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам (ст.67 БК РФ).

Информация о работе Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики