Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Содержание

Введение
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика его социальной направленности
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути по их преодолению на современном этапе

3.1 Состояние федерального бюджета России
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

Другие вопросы в области  социальной политики 0,4 0,3 0,3

Итого по разделу 100,0 100,0 100,0

 

 

[Ист.: ФЗ «О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009-2010 годов»]

 

Доля пенсионного обеспечения  составляет 80% в общем объеме данного  раздела. В соответствии с этой таблицей показатель колеблется, в 2009 году он увеличивается  на 1,4 %, а в 2010 снизится на 0,9% . По данному  разделу осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей. Это связанно непосредственно с  увеличением пенсий, ростом численности  пенсионеров, увеличение расходов на выплату  ежемесячного пожизненного содержания судьям и ежемесячной надбавки к  заработной плате.

 

Согласно выше сказанному, доля социального  обеспечения занимает 17%. Ассигнования данного подраздела направляются на выплату пособий по уходу за ребенком, выплату компенсации безработным гражданам, обеспечение инвалидов транспортными средствами и другие. Также в составе данного подраздела предусматриваются ассигнования на реализацию основных мероприятий приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

 

Здравоохранение и спорт – это  один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела  способность населения страны участвовать  во всех сферах производства. Т.е. с  помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов  и т.д.

 

В 2008 году объем расходов по данному  разделу составил 211,69 млрд. руб., в 2009 году произойдет увеличение на 15,8%, а  в 2010 году на 39,5% .

 

В соответствии с бюджетной устройством  РФ, за каждым уровнем бюджетной  системы закреплены полномочия за федеральными органами – оказание специализированной медицинской помощи в федеральных  специализированных медицинских учреждениях, а также содержанию сборных команд Российской Федерации и их подготовке к спортивным соревнования, олимпиадам.

 

 За органами государственной  власти субъектов РФ – оказание  специализированной медицинской  помощи в специализированных  медицинских учреждениях, организация  и осуществление региональных  и межмуниципальных программ  и проектов в области физической  культуры и спорта.

 

К полномочиям органов местного самоуправления отнесены вопросы организации  оказания скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, а также обеспечения условий для развития на территории районов, поселений и городских округов физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

 

Основные направления финансирования «Здравоохранения»: повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение  поликлиник, больниц - медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального  проекта «Здоровье». «Спорт и физкультура» - проведение спортивных мероприятий  и соревнований, содержание центров  спортивной подготовки, реализация государственной  программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 годы».

 

Согласно изменениям в бюджетном  законодательстве в структуре расходов в 2009 и 2010 году появится новая статья условно утвержденные расходы. То есть некий объем средств, который  не распределен по разделам и статьям, что даст возможность планировать  новые возникающие обязательства. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, эти расходы должны составлять в объеме не мене 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год  планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового  периода. [3, ст.199]

 

Можно сделать вывод, что бюджет Российской Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного  продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую  форму образования и использования  основного централизованного фонда  денежных средств государства. Федеральный  бюджет должен стать надежным инструментом реализации экономической и социальной политики Правительства РФ.

 

2.2 Анализ влияния мирового финансового  кризиса на социально- экономическое  развитие Российской Федерации  в 2010-2012 годах

 

Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и  замедление экономического роста вынуждают  правительства многих стран принимать  различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том  числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве  случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности.

 

В условиях мирового финансового кризиса  Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен  выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто  в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили  к дополнительному росту инфляции. Во избежание резкого спада в  реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий  и внутренней нестабильности) и связанных  с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие  меры со стороны государства.

 

Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый  комплекс нерешенных проблем, острота  которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему  России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить  более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда  правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение  основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках  перспектив экономики.

 

В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось  в середине 2008 года. Столь серьезные  изменения объясняются в том числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

 

На фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное их сокращение на более чем 40% по сравнению с  изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан. Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии. Динамика расходов федерального бюджета к ВВП отражена в таблице 2.

 

Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета в % к ВВППоказатель отчет оценка прогноз

2008 2009 2010 2011

Расходы федерального бюджета 18,2% 25,9% 23,2%  20,0%

 

 

[Ист.: Министерство финансов –  Исполнение федерального бюджета]

 

Параметры бюджета на 2009 существенно  скорректированы. В результате в  номинальном выражении объем  доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению  с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.

 

Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно  на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.

 

Несмотря на значительное ухудшение  макроэкономической ситуации в целом  и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем  расходов в следующем году по сравнению  с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным  на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд.рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году – 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.

 

Резкое сокращение запланированных  доходов бюджета в ближайшие  годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть  и газ будут на 36-40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось  ранее.

 

Новый прогноз значительно отличается от прежнего по темпам роста ВВП: если в середине прошлого года ожидалось, что ВВП в 2011 году по сравнению  с 2008 годом вырастет более чем  на 20%, то согласно текущим оценкам  в 2011 году физические объемы ВВП окажутся ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный  объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных показателей бюджетных проектировок на 2009-2011 годы.

 

Согласно текущему прогнозу, после  глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный  выход из рецессии.

 

Существенно ухудшен прогноз показателей  внешней торговли: в 2010 году по сравнению  с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт –  на 55-58%.

 

По новым оценкам прибыль  предприятий для целей налогообложения  будет ниже, чем закладывалось  Федеральным законом, на 37% в 2010 году и на 43% в 2011 году.

 

Сокращение доходов ожидается  не только из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и  в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях  преодоления последствий кризиса. Так, на 4 пункта была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений  в федеральный бюджет), еще 0,5 пункта федеральной ставки было передано в  региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась  с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

 

Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.

 

Развитие экономики в 2010-2012 годах  будет определяться тремя основными  факторами. Первый связан с выходом  мировой экономики из кризиса  и динамикой цен на главные  сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной  антикризисной политики.

 

Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010-2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики  и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост  ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.

 

Прогноз добычи нефти учитывает  то, что с течением времени уровень  добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности  добычи на новых месторождениях будут  ограничены. В целом, к 2011-2012 годам  добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.

 

Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление  нефти с ростом российской экономики  будет наращиваться.

 

Объем добычи газа, после резкого  падения из-за низкого внутреннего  и внешнего спроса в 2009 году, в последующие  годы начнет восстанавливаться.

 

Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет  происходить главным образом  за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли  с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011-2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря  стабилизации банковской системы и  росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

 

Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В  последующие годы реальные доходы будут  умеренно расти с темпом 2-3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться  на 10-11% в год.

 

Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год  – 7-8%, на 2012 год - 5-7%.

 

Расчеты бюджетных проектировок на 2010-2012 годы основываются на прогнозе среднегодовой  цены на нефть сорта «Urals» в 2010 году на уровне 55 долларов США за баррель, в 2011 году – 56 долларов США за баррель, в 2012 году - 57 долларов США за баррель, что отображено на рисунке 5.

 

бюджет государственный финансовый база

 

 

 

Рисунок 5 – Мировые цены на нефть  марки Urals, долл. США за баррель

 

Докризисный аномально высокий  рост цен в середине 2008 года ожидаемо сменился их резким падением: нисходящий тренд прослеживался в целом  до весны текущего года.

 

Быстрый подъем цен на нефть с  конца весны до середины лета 2009 года стал причиной возвращения чрезмерно  оптимистических ожиданий. Однако рост цен не был подкреплен фундаментальными факторами, что не позволяет рассчитывать на длительное повышение стоимости  нефти на мировых рынках.

 

По мнению многих экспертов, наблюдавшийся  в последние месяцы резкий подъем цен на нефть не имеет под собой  устойчивой базы. В последние месяцы спрос на нефть падает, а предложение  растет. Такая ситуация прогнозируется и на перспективу.

 

В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее. По последним прогнозам международных  организаций, в 2009 году падение мировой  экономики может составить до 3% на фоне значительного сокращения международной торговли. [7]

 

В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция к сокращению основных экономических показателей. Темпы  падения ВВП превышают 10%, промышленного  производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса вследствие падения  заработной платы также почти  на 3%. Продолжается рост безработицы, за последний год она увеличилась  на 2,5%.

Информация о работе Бюджетная политика