Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 07:24, курсовая работа
Цель работы - проанализировать особенности бюджетной политики России на современном этапе.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
1. рассмотреть понятия и структуру бюджетной политики государства;
2. изучить цели и задачи, инструменты бюджетной политики;
3. Проанализировать реализацию бюджетной политики Российской Федерации.
ГЛАВА1. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 4
Введение
1.1. Понятие и структура бюджетной политики государства 4
1.2. Цели и задачи бюджетной политики государства 7
1.3. Инструменты бюджетной политики Российской Федерации 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 19
2.1. Бюджетная политика государства на современном этапе 19
2.3. Анализ реализации бюджетной политики 20
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014-2016 ГОДЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
В основу бюджетной политики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года,
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, а также основных положениях Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 – 2016 годах (далее – Бюджетное послание).
Основные подходы к формированию проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2014-2016 годы определяются необходимостью сохранения макроэкономической стабильности, сбалансированности и устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, снижения их зависимости от внешних конъюнктурных факторов, оптимизации действующих расходных обязательств, перераспределения бюджетных ассигнований в пользу приоритетных направлений государственной политики, перехода к формированию и исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основе государственных (муниципальных) программ, проведения структурных реформ.
Это позволяет создать
Дополнительные риски ухудшения экономической ситуации и, следовательно, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут быть связаны со снижением темпов роста мировой экономики и ухудшением финансового положения стран Евросоюза.
Это повышает актуальность обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, реализации активной государственной политики, направленной на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста и модернизации.
Соответственно, предельные расходы федерального бюджета в 2014 и 2015 годах превышают суммарный объем доходов федерального бюджета при «базовой» цене на нефть и 1% ВВП. Это приведет к увеличению дефицита федерального бюджета (с 0,2 до 0,5% ВВП в 2014 году и с 0,0 до 1,0% ВВП в 2015 году с его сокращением в 2016 году до 0,6% ВВП), а также более медленному, чем прогнозировалось ранее, снижению ненефтегазового дефицита (с 10,3% ВВП в 2013 году до 8,4% ВВП к 2016 году).
В этих условиях для обеспечения сбалансированности федерального бюджета будут использоваться дополнительные нефтегазовые доходы, подлежащие зачислению в Резервный фонд, в объеме 272,1 млрд. рублей в 2014 году и 384,9 млрд. рублей в 2015 году.
В результате прогнозируется сокращение объема Резервного фонда (с 4,2% ВВП в 2013 году до 4,1% ВВП в 2015 году) с возобновлением его роста с 2016 года (до 4,3% ВВП).
При некотором росте государственных заимствований объем государственного долга будет сохраняться на контролируемом, экономически безопасном уровне (менее 15% ВВП).
2.3. Анализ реализации бюджетной политики
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов характеризуется снижением доходов и расходов по отношению к ВВП.
Таблица 1
Прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |||||||||||
млрд. рублей |
в % ВВП |
млрд. руб. |
в % ВВП |
млрд. руб. |
в % ВВП |
в млрд. руб. |
% ВВП | ||||||||
бюджетная система, всего | |||||||||||||||
доходы* |
24147 |
35,7 |
26 190,2 |
35,7 |
28 268 |
35,5 |
30 945 |
35,6 | |||||||
расходы* |
24927,3 |
36,9 |
26 928,6 |
36,7 |
29 146 |
36,6 |
31 230 |
36,0 | |||||||
деф -т/проф-т |
-779,4 |
-1,2 |
-738,4 |
1,0 |
878,5 |
1,1 |
-284,2 |
-0,3 | |||||||
федеральный бюджет | |||||||||||||||
доходы |
12 898 |
19,1 |
13 570 |
18,5 |
14 564 |
18,3 |
15 905 |
18,3 | |||||||
расходы |
13 455 |
19,9 |
13 960 |
19,0 |
15 361 |
19,3 |
16 392 |
18,9 | |||||||
деф-т/проф-т |
-557,8 |
-0,8 |
-389,6 |
-0,5 |
-796,6 |
1,0 |
-486,5 |
0,6 | |||||||
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||||||||||||||
доходы |
8 209,3 |
12,1 |
8 892,7 |
12,1 |
9 570,8 |
12,0 |
10 383 |
2,0 | |||||||
расходы |
8 669,4 |
12,8 |
9 115,2 |
12,4 |
9 766,6 |
12,3 |
10 483 |
12,1 | |||||||
деф-т/проф-т |
-460,1 |
-0,7 |
-222,5 |
-0,3 |
-195,8 |
-0,2 |
-100,8 |
-0,1 | |||||||
бюджеты государственных внебюджетных фондов | |||||||||||||||
доходы |
7 973,9 |
11,8 |
8 076,1 |
11,0 |
9 132,0 |
11,5 |
9891,9 |
1,4 | |||||||
расходы |
7 735,5 |
11,4 |
8 202,4 |
11,2 |
9 018,1 |
11,3 |
9588,8 |
11,0 | |||||||
дефицит/профицит |
238,4 |
0,4 |
-126,3 |
-0,2 |
113,9 |
0,1 |
303,1 |
0,3 |
*без учета межбюджетных
Доля федерального бюджета в доходах бюджетной системы (до предоставления межбюджетных трансфертов) сократится с 53,4% в 2013 году до 51,4 % в 2016 году. Доля налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации возрастет с 28,0% в 2013 году до 29,2% в 2016 году. Доля доходов государственных внебюджетных фондов (без учета межбюджетных трансфертов) увеличится с 18,6% в 2013 году до 19,4-19,5% в 2014-2016 годах.
Доля расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет с 62,7% в 2013 году до 63,7% к 2016 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования соответственно сократится на 1,0% и составит 36,3% в 2016 году.
Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации при повышении доли собственных доходов соответствующих бюджетов.
Проанализируя прогноз основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, целесообразно перейти к анализу расходов и доходов бюджета в таблице 2 и 3,которые представлены ниже.
Общая тенденция к снижению доли доходов и расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по отношению к ВВП определяет тенденцию к снижению расходов по отношению к ВВП по всем разделам, за исключением национальной обороны. При этом необходимо учитывать, что условно утвержденные расходы федерального бюджета (0,5 и 0,9% ВВП в 2015 и 2016 годах) в дальнейшем будут распределены по конкретным направлениям с учетом приоритетов государственной политики.
Несмотря на снижение объема расходов по отношению к ВВП, объем расходов в реальном выражении в 2016 году по сравнению с 2013 годом по всем разделам, за исключением общегосударственных вопросов, национальной безопасности и правоохранительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и средства массовой информации возрастает.
Таблица 2
Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов, % ВВП
Показатель |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Расходы, всего |
37,0 |
36,7 |
36,6 |
36,0 |
в том числе: |
||||
общегосударственные вопросы |
2,1 |
2,0 |
1,9 |
1,8 |
национальная оборона |
3,1 |
3,4 |
3,8 |
3,9 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
3,2 |
2,9 |
2,8 |
2,6 |
национальная экономика |
4,6 |
5,0 |
4,5 |
4,1 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
1,6 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
охрана окружающей среды |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Образование |
4,3 |
4,1 |
4,2 |
4,1 |
культура и кинематография |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Здравоохранение |
3,6 |
3,4 |
3,3 |
3,3 |
социальная политика |
12,7 |
12,5 |
12,5 |
12,2 |
физическая культура и спорт |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
средства массовой информации |
0,2 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
условно утвержденные расходы федерального бюджета |
- |
- |
0,5 |
0,9 |
Таблица 3
Динамика доходов федерального бюджета в млрд.руб.
Показатель |
2013* |
Проект | ||
2014 |
2015 |
2016 | ||
Доходы, всего |
12 898,1 |
13 570,5 |
14 564,9 |
15 905,7 |
%% к ВВП |
19,1 |
18,5 |
18,3 |
18,3 |
в том числе: |
||||
Нефтегазовые доходы |
6 452,2 |
6 528,1 |
6 818,6 |
6 843,1 |
%% к ВВП |
9,5 |
8,9 |
8,6 |
7,9 |
Ненефтегазовые доходы |
6 445,9 |
7 042,4 |
7 746,3 |
9 062,6 |
%% к ВВП |
9,6 |
9,6 |
9,7 |
10,4 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
0,3 |
5,2 |
7,3 |
9,2 |
в том числе: |
||||
Нефтегазовые доходы |
0,0 |
1,2 |
4,4 |
0,4 |
Ненефтегазовые доходы |
0,7 |
9,3 |
10,0 |
17,0 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
||||
Нефтегазовые доходы |
50,0 |
48,1 |
46,8 |
43,0 |
Ненефтегазовые доходы |
50,0 |
51,9 |
53,2 |
57,0 |
В 2013 – 2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП в 2013 году до 18,5% в 2014 году и до 18,3% ВВП к 2016 году, в основном за счет снижения нефтегазовых доходов. Объем нефтегазовых доходов снижается с 8,9% к ВВП в 2014 году до 7,9% к ВВП в 2016 году, а ненефтегазовых возрастает с 9,6% к ВВП в 2014 году до 10,4% в 2016 году это показано в таблице 3.
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2014–2016 годах обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс», экспортных цен на газ, объемов добычи нефти и экспорта продукции нефтепереработки, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю, объемов экспорта нефти и газа, объемов добычи газа.
Сложность и масштабность задач в сфере социально-экономической политики государства, острота существующих проблем требуют кардинального повышения качества стратегического управления экономикой и общественными финансами.
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
Недопустимо, когда отдельно подводятся итоги исполнения бюджета и отдельно - итоги реализации мер социально-экономической политики. Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований.
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.