Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа
Успешное окончание, тех реформ, которые проводятся в Российской Федерации, в огромной степени зависит от того, в каком направлении произойдет преобразование всей финансовой системы общества, и в какой мере бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Конечная цель этих реформ – рост благосостояния всего населения РФ. На становление бюджетной системы в РФ наложили отпечаток экономические, политические, финансовые кризисы, которые происходили в нашей стране в 90-хх годах 20-го столетия. Кроме того, при формировании бюджетной системы и межбюджетных отношений, которые отвечают государственному устройству РФ, был в той или иной степени заимствован опыт стран с развитой рыночной экономикой. Все вышеперечисленное объясняет наличие в бюджетной системе РФ некоторых черт и элементов планово-директивной системы управления, и элементов периода развития и становления рыночной экономики, а также организации общественных финансов, взятых непосредственно из опыта индустриальных стран.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические, экономические и правовые основы бюджетной системы в Российской Федерации
Определение понятие бюджета, бюджетной системы. Типы бюджетных систем…………………………………………………………..………...6
История и эволюция бюджетной системы РФ. Экономическое содержание бюджетной системы РФ.………………………………....10
Структура бюджетной системы в РФ……………………………….....14
Глава 2. Принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Характеристика принципов бюджетной системы РФ……………….....17
2.2. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………..23
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1. Понятие и особенности развития межбюджетных отношений в РФ…26
3.2. Проблемы существующие в межбюджетных отношениях на данный момент и разработка направлений по их преодолению…………………….30
Заключение..........................................................................................................35
Список использованных источников................................................................37
Федерального (США, Канада, Россия)
К примеру, бюджетная система США включает: федеральный бюджет, бюджеты всех штатов, более 80000 бюджетов местных административных подразделений.
Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.[20,c.65]
1.2. История и эволюция бюджетной системы РФ. Эконо мическое содержание бюджетной системы РФ
Историки и исследователи считают, что первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Она имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия. Также в пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные назывались виры, дорожные - мыт, пошлина с брака - выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор, а сама дань приняла форму подати. С XIII в. начала складываться система посошного обложения. Единицей обложения стали: соха, дым, двор, тягло. [12,c.56]
ВXV в. в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.
Земская реформа, проведенная в1551 г. Иваном IV, установила земское самоуправление, упразднявшее власть царских наместников. Вместо них на местах назначались земские старосты, которые руководили земскими избами, творившими суды и собиравшими налоги. В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы– чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. Первый в России бюджет– смета государственных доходов и расходов– был составлен в1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ. [12,59]
В1875 г. вместо подушной подати с крестьян– поземельный налог. Он взимался с земли крестьян и дворян. Большую сумму(свыше75%) этого налога вносили крестьяне. Основным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, получаемые от акциза и винной монополии, введенной в1894 г.
С укреплением государственности менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерства внутренних дел, Министерства финансов и др.) на местах организовывались подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления.
После Октябрьской революции 1917 г. вследствие развала органов государственного и местного управления поступление налогов в бюджетную систему практически прекратилось. Для финансирования неотложных нужд большевики прибегали к контрибуции с имущих слоев населения, главным образом с купцов и спекулянтов, по их мнению, нажившихся за время войны и непроизводительно расходующих свои капиталы. До ноября 1918 г. В 57 губерниях в виде контрибуций было мобилизовано в бюджет 816,5 млн руб. Исходя из тяжелого экономического положения, в стране было признано необходимым перейти к строгой централизации в области финансов с тем, чтобы обеспечить поступление средств в бюджет, и их эффективное использование. Это положение стало основополагающим в формировании финансовой политики Советского государства на всех последующих этапах истории СССР. Первая Конституция РСФСР, принятая в июле1918 г., зафиксировала принципы централизации финансов. Конституция1918 г. установила федеративное устройство России и заложила основы бюджетного устройства государства. Принцип централизации всех финансов выразился в установлении единства государственного бюджета и всей финансовой системы РФ, включении государственных доходов и расходов в общегосударственный бюджет. Вместе с тем в Конституции предусматривалось разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей), т.е. разделение государственных и территориальных доходов и расходов.
При формировании доходной части всех бюджетов использовался принцип подведомственности, в соответствии с которым предприятия и хозяйственные организации были распределены между различными уровнями власти и вносили отчисления от прибылей в соответствующий бюджет. Таким образом, предприятия союзного подчинения, т.е. находишиеся в ведении союзных ведомств, вносили свои платежи из прибыли в союзный бюджет, а предприятия республиканского, областного, городского подчинения– в соответствующие бюджеты. В свою очередь из соответствующих бюджетов финансировались предприятия, организации и учреждения союзного, республиканского и местного подчинения.
Окончательное формирование бюджетной системы СССР связано с Конституцией1936 г. Усиление централизации в управлении народным хозяйством и финансами государства нашло отражение в статье14 Конституции СССР, где было зафиксировано, что к ведению союзных органов власти относилось не только утверждение государственного бюджета СССР и отчета о его исполнении, но и установление налогов, поступающих в союзный бюджет, бюджеты союзных республик и местные бюджеты. Такой вид бюджетная система в России имела до 1991 года.
Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве. Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная следующим образом. См. Приложение 2.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее БК РФ) даёт следующее определение бюджетной системы:«Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов»2
Согласованность элементов бюджетной системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер. Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти - органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма. [19, c.67]
1.3.Структура бюджетной системы в РФ
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. См Приложение №2.
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, он не утверждается, т.е. не имеет правовой нагрузки и служит для аналитических и статистических целей.[11, c,78]
Он используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Свод бюджетов - расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.
Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета– доходов, расходов, дефицита. При определении итоговых показателей запрещается:
В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и«расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.
Каждый уровень включает в себя самостоятельные звенья бюджетной системы РФ. Бюджеты, действующие на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты. В законодательстве они представлены по уровням их формирования. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).